Мир интерьера необычайно многообразен. На нашу просьбу рассказать о восточных мотивах в современном интерьере с радостью откликнулась директор «Выездной студии декорирования «Maria Flero» Мария Абрашнева. С ней у нас состоялась увлекательная беседа, фрагмент которой наш журнал с удовольствием предлагает вашему вниманию.
Мария, что такое восточный интерьер сегодня? Насколько «серьезно» это направление в декоре?
Сегодня восточные мотивы в интерьере это мода, это увлечение, это некоторое упоение поездками. Мы действительно стали много путешествовать, бывать в арабских странах, в Японии, Китае, Таиланде, Малайзии. Увиденные интерьеры и прочувствованный колорит страны хочется увезти с собой, но опять- таки в мелком подетальном решении, поверхностно, не меняя функциональность, не нарушая своих традиций, своего менталитета. Все это нежное вторжение мотивов или... своеобразное интерьерное хулиганство. Хочется нестандартности, экзотики, смысловых пятен.
Что вам наиболее близко в восточной теме? С чем «хулиганить» интереснее всего?
Наша «Студия» работает с тканями в интерьере, а именно Восток подарил нам самые изысканные и дорогие ткани. Благодаря восточным аксессуарам достигается большая выразительность, самобытность интерьера.
Мои излюбленные приемы при создании интерьера в восточном стиле связаны прежде всего с оформлением кровати, дивана и стола.
Расскажите об оформлении спального места
Чтобы понять специфику работы декоратора,нужно вспомнить традиционное ложе на Востоке, поэтому несколько слов о татами необходимы.
Татами это матрац, располагающийся на низком деревянном подиуме или выступе, являющемся частью пола. Татами это гладко заправленное ложе, плотно обернутое, буквально запеленутое однотонной тканью, служащей одеялом. Никаких драпировок и складок. Поэтому оно может выглядеть весьма аскетично. Однако покрывало у татами многослойное, и именно за счет этой многослойности достигается эффект богатства и роскоши убранства.
Что создает эту многослойностъ?
Татами имеет несколько покрывал, различных по форме, размерам, цвету, рисунку и фактуре. Они перекрещиваются, кладутся одно на другое. Как правило, это коврики, груборогожистые или же, наоборот, шелковые полотна. Цветовая гамма очень контрастна, присутствуют все оттенки коричневого и черного, кофейно-ванильные, рубиновые тона. Преобладают орнамент, вышивка, большое внимание уделяется символике, знаковости рисунка. Подобные покрывала разительно отличаются от привычных нам европейских конструктивных покрывал с их многочисленными стежками, складками и оборками. Обилие контрастных по цвету и фактуре подушек и валиков выполняет функциональную роль. Ими обкладываются, на них спят. Это самый верхний, завершающий уровень убранства татами.
Если европейская кровать это тонкость и деликатность белья, то восточное спальное место тактильно, предназначено для ощущений. Когда рука скользит от холодного шелка к ковровым накидкам и рогожистым покрывалам, мы чувствуем этот контраст. Татами возвращает нас к осознанности пребывания, к ощущениям.
Стена в изголовье татами обязательно
Благодаря подиуму татами является на Востоке статичным спальным местом. В арабских же странах матрац для его обладателя это его личное пространство, которое он может переносить с собой. Ведь температурный режим меняется не только в году, но и в течение одного дня, и человек путешествует по дому со своим матрацем в поисках прохлады, тени, ветерка.
Любое жилое пространство в доме, будь то спальня, гостиная или кухня, условно можно разделить на нижний, средний и верхний уровни. Нижний уровень привычен Востоку. Восточная жизнь это напольная жизнь. Это совершено иной менталитет сидите вы на стуле или на ковре. В наших квартирах не всегда достаточно большие спальни и высокие потолки. Именно в таких помещениях можно поставить низкую подиумную кровать и оформить ее в стиле татами. Оно позволит очень интересно организовать, освоить этот первый уровень пространства.
Что же представляет собой восточный диван? Какие идеи для современного интерьера вы можете предложить?
Восточный диван, по сути своей, такое же татами, только для сидения. Он низкий, имеет совершенно иные, непривычные размеры, обязательно дополняется подушками и валиками. Создаваясь, как правило, из отдельных модулей, диван «растекается» по периметру комнаты, выкладывается буквой «П». Нужно помнить, что Восток перенаселен, там совсем другие семьи, там иная посещаемость дома и необходимо, чтобы все разместились, чтобы всем нашлось место. А поскольку гостиная и столовая это фактически одно помещение, мебель предназначалась для сидения вокруг маленьких низких столиков и подносов.
Ткань, использующаяся для обивки таких диванов, достаточно прочная (шелка, шанилы, жаккарды). Восток отдал тканям полную свободу, восточная гостиная это царство ткани. Расцветки должны быть очень красочными и яркими, идеально подходят ткани, повторяющие узор персидского ковра. Растительные мотивы, с щедростью изображенные на нем, выполнены так, что кажется, можно распустить, разрушить весь узор, стоит лишь потянуть за нить. Настолько этот узор легок. Как правило, диван покрывается сверху ковриком, небольшим покрывалом. И это тоже пеленание. Такой «упеленутый» диван благодаря спускающейся с него ткани плавно переходит на ковер, продолжается в нем.
Идея дивана-татами может перейти в современный интерьер (оформление веранды дачи и загородного дома, гостиные, столовые). Если в доме есть комната, отведенная под домашний кинотеатр, то оформить свой маленький кинозал диванами-татами очень удачное решение."Выездная студия декорирования" всячески рекомендует использовать диваны, оформленные и продуманные в восточном стиле, для небольших помещений, для придания колорита, для того, чтобы иметь возможность принять много гостей.
Декоратор, прежде всего, ведет диалог с помещением, с тем, чем оно обладает, с его достоинствами и недостатками, предлагая лучший вариант.
Вы хотите сказать, что элементы восточного интерьера могут «спасти» сложное, неудачное помещение?
Совершенно верно! Я предлагаю конструирование восточного интерьера без дорогостоящих и зачастую неоправданных покупок, а только путем дизайнерских приемов, профессионального подхода и понимания. Это проще всего и... интереснее. Диван и кресла «съедят» в небольшой комнате все пространство, а восточный декор и восточные мотивы идеально сочетаются с мебельным минимализмом. Это незагроможденность, нарядность и комфортность. Возьмите от Востока дух, идею, а воплотить ее вам помогут ткани.
А идея стола? Какая роль отдана тканям здесь?
Ведущая роль! Небольшие скатерти, салфетки, пеленальные дорожки являются основным материалом для убранства стола. Они покрывают не все его пространство, а ложатся секторами, переплетаются, пеленают стол, перехлестывают его по бокам. Это позволяет оформить стол любого размера и конфигурации. Ими очень легко освежить грязное место не нужно застирывать всю скатерть, достаточно перекинуть цветную дорожку. Фактически создается сегментарная скатерть благодаря цветовым сочетаниям, обнажению деревянной столешницы. Малазийская, тайская и особенно индийская древесина очень красива, структурна сама по себе. Индийские столешницы одни из самых шикарных в мире. Сам стол это уже воплощенное изящество, он не лакируется, поверхность периодически просто зачищается. Таким образом стол постоянно обновляется.
Мне довелось посетить салон азиатской мебели в Арабских Эмиратах. Назвать его «салоном» очень сложно. Это ангар, в котором представлены столешницы в виде сплошных деревянных полотен
Нужно помнить, что сервировка восточного стола отличается от привычной нам. Человек ест из нескольких пиалок сразу, и все приборы располагаются перед ним на ограниченном пространстве салфетки. Европейская скатерть это единое поле, все сидят вместе за общим столом. Восточная традиция требует обособленности каждого сидящего, чтобы человек мог принимать пищу как бы на своей индивидуальной скатерти.
Мария, скажите, «восточные» поездки дают вам как мастеру творческое раскрепощение?
Я с удовольствием отвечу на этот вопрос.
Я хочу сказать, что поездки всегда выявляют степень простоты и сложности моей работы. Можно изощряться в сложных конструкциях штор, говоря о преимуществах корсажных креплений ткани, а можно просто создавать свои и только свои шторы, покрывала ручной работы. Творить. Я благодарна своим поездкам на восток (особенно знакомству с местными мастерами) за то, что они всегда помогают мне понять, в чем заключается моя работа работа декоратора. Они научили меня творческому раскрепощению.
Наши дома стали чересчур просчитанными,.многоэлементными, сложными. Давайте оставим немного простоты, свободы, волшебства! Использование восточных элементов как нельзя лучше подходит для этого. Многие восточные культуры это кочевые культуры. Нужно было не только уметь жить, но и в любой момент собрать, свернуть свое жилье и двинуться в путь. Вся прелесть ковра в том, что его можно свернуть, а потом вновь развернуть, создав новое пространство, новую атмосферу. В этом всегда есть некая магия.