
У каждого человека есть светлые и теневые стороны. Светлые стороны – тщательно выстроены на показ, они звучат, ясны и понятны для окружения, находятся под нашим контролем. Теневые стороны – зоны слепоты в отношении самого себя. Это то, что мы в себе не видим, интуитивно прячем, не хотим об этом рассуждать и их осознавать, боимся и не готовы ко встрече.
В тень может попасть многое неугодное. Например, силовые решения в семейных ситуациях, оголтелая правда: всегда прав только я, навязывание своего внешнего вида, неряшливость, грубость, толстые крестьянские ноги, которые стыдливо прячут, жгучая зависимость от других и прочее.
Есть такой феномен – внутреннее хабальство.
Хабалка – это вздорная, грубая, крикливая женщина. Но орет она не на базаре, где ей, собственно говоря, и место, а внутри себя. Хабальство – это внутренний женский безостановочный ор на тех, кто не угодил, не послушался, обидел, недодал. Хабальство может быть трудно различимой внутренней тенью.

У глупости есть свойство накапливаться.
Она не изживается сама по себе, не рассеивается, а копится, обрастает подробностями, а потом, когда внутри человека ей уже становится тесно и скучно, неожиданно материализуется в крупное неприятное событие. Таков исход глупости.
Как бороться с собственной глупостью? Ведь она небезобидна и явно нуждается в исправлении.
Как можно изжить глупость?
Сложный вопрос, предполагающий целое поэтапное исследование.

Скоро март. За окном уже орут коты, и я не успеваю даваться диву, сколько страстей и ненависти они вкладывают в свой мартовский кошачий ор. Я бы, наверное, так не смогла. А чтобы я смогла? - вдруг возникает мысленный вопрос. Какую степень ненависти как противостояния я могу проявлять в отношениях?
…Снова вспоминаю бабушку. Она была мастерица на всякие бранные словечки, отражающие тонкие различие между подлецом, сволочью, бестолочью, блюдолизом и лизоблюдом. А как она умела говорить свои знаменитые «Фу» и «Фи». Вот уж что никогда после неё не перепутаешь! Никто лучше неё не умел выражать своего презрения, она умела задавать дистанцию, владела искусством отказа.
Я знаю людей, которые прекрасно разбираются в чувстве любви, знают все её оттенки и градации. Моя бабушка великолепно разбиралась в противоположном чувстве – чувстве ненависти. Ей хорошо было известно это чувство не потому, что она что-то крепко ненавидела, или была жертвой режима и обстоятельств, или пребывала в глубокой обиде.. Нет, это качество ей было нужно именно для благополучной жизни, без него она вообще не мыслила близких отношений, хороших манер и воспитания, она его впитала с молоком матери.

Наше время – один из самых ценных ресурсов. Наибольшей ценностью обладает свободное время. Как его провести? Нужно ли управлять своим свободным временем? Можно ли просто убивать излишек времени, если он вдруг случился?
…Моя бабушка знала толк в том, как убить время. Делала это она всегда специально, как профилактическую процедуру, дурила, чтобы создать себе живой наглядный пример, как не стоит жить. Она очень ценила свободное время. Дуракавалянию отдавала дань, а потом вдруг серьёзнела, как бы внутренне спохватывалась и начинала быстро закручивать жизнь в упругую спираль. Удалялась в свою комнату, не разрешала входить и беспокоить и начинала делать что-то серьезное, давно задуманное, сложное и неповоротливое. Отвечала на неприятное письмо, исправляла неудачно скроенное платье, создавала новый рисунок вышивки, читала духовную литературу, занималась целительством…

Я очень внимательно и с осторожностью отношусь к единственно верным решениям.
Принять единственно верное решение очень сложно. Оно создается на ином уровне, более высоком, чем создавалась сама проблемная ситуация. Решение вырабатываются трудно, мучительно, при сложном пасьянс – рассмотрении. Прийти к единственно верному решению – это всё равно, что проложить новую дорогу. Именно для него и прокладывается новая дорога в темном лесу, очищается земля от завалов и зарослей, наполняется светом. И, если человек откажется по ней идти, то образ дороги так и останется. Такая дорога не зарастет сорняками, она останется как веха, что человек пошел по другому пути, пренебрег в силу тех или иных причин единственно верным решением. И останется привкус ошибки, ощущение, что пошел – не туда, так можно и удачу потерять и надежду, и здоровье. Ибо все мы знаем, что отклонение от верного пути – потеря времени и сил.