Все мы знаем историю Одиссея – хитроумного царя греческого острова Итака, смелого воина, чье долгое возвращение домой после победы над Троей было описано Гомером в поэме «Одиссея». Это рассказ о человеке, стремящемся домой, о ценности дома и того мира, который мы создаем своими руками. Меня всегда поражала эта книга именно тем, как масштабно можно говорить об очень простом и обыденном, но бесконечно важном и дорогом. У Одиссея и его жены Пенелопы была одна большая тайна – история их семейного ложа. Царь Итаки построил свой дом вокруг огромной маслины, ствол которой стал основанием брачной постели царя и царицы. Андрей Кончаловский поэтизировал этот образ в своем фильме «Одиссей»: спальня супругов, их дворец, все царство, равное одному острову, - весь мир заключен в единой отправной точке, постели под листьями масленичного дерева…
Завершая цикл наших бесед с Марией Флеро, посвященных декорированию городских квартир, последней темой я выбрала именно убранство спальной комнаты. Так сложилось, что за многие годы нашей дружбы и сотрудничества именно оформление спальни стало одной из центральных тем большинства наших статей и проектов. Для нас обеих это – отправная точка, средоточие домашней вселенной.
Мария Медвидь
– Маша, очевидно, что для тебя как декоратора разговор о спальной комнате – самый интересный. Спальная – царство ткани. Там есть, где развернуться. Но я знаю, что к этой комнате у тебя особое отношение.
– Безусловно, декорирование спальной – мой самый большой интерес. Но дело не только в этом. Что для меня дом? Это место управления миром, точка сборки мировоззрения. Человек, который укоренен в своем доме, понимает, что все события разворачиваются именно отсюда, из этой точки. Через собственные замыслы, собственный выбор он и создает свою жизнь.
Спальная – сердцевина семьи, узел судьбы, потому что женщина выходит замуж для того, чтобы делить свою жизнь с мужчиной. Так разворачивается реальный и очень серьезный жизненный сценарий двух людей. Место действия именно спальня, потому что предписано мужу и жене спать вместе. Почему так? В чем смысл? В тесноте наших помещений, в экономии места? Нет, так положено самим порядком семейных отношений. Телесный контакт, пребывание в непосредственной видимости, слышимости, ощущаемости друг друга очень важны. Происходит взаимное сканирование, наше тело как радар считывает тело близкого человека, и мы понимаем, что с ним происходит – он устал или прекрасно себя чувствует, болеет или хочет нежности и ласки, спит или думает. В такой ситуации сложно лгать, семейное ложе становится мерилом открытости, искренности, доверия. Спать с чужим человеком фактически невозможно. Неслучайно сложно укладываться в общую кровать, если вы в ссоре.Постель гармонизирует энергии мужчины и женщины, она их максимально сближает. И если днем мы отдалены друг от друга работой, хлопотами и т.д., то постель стирает все границы и дистанции. Совместное ложе – это энергетический тандем мужчины и женщины, мерило их приязни, влечения. Часто можно слышать о сексуальной несовместимости как причине разводов. Я же считаю, что есть постельная несовместимость, когда мы понимаем, что спим с чужим человеком.
– Ты уже говорила о том, что кухня – это комната для всех, гостиная – место сбора семьи, ванная – в большей степени женская комната. А как быть со спальней? Кому она принадлежит?
– В оформлении спальни существуют три основные крайности. Первая – так называемая «брутальная» спальня, которую любят организовывать себе холостые молодые люди. Большая кровать, большие зеркала, постельное белье темных тонов, мебельный минимализм, откровенные фотографии красоток… Женственность изгнана из таких интерьеров, она допускается лишь в виде мимолетной гостьи с модельной внешностью.
Вторая крайность – очень женская, детско–инфантильная спальня с рюшечками, оборочками, цветочками, излишней кукольностью. Это дочерне–материнский рай. Мужчина, попадая в такую спальню, понимает, что жена – это хрустальная ваза, которую нужно беречь. Это совершенно неправильный сигнал, который женщина подает мужчине. По сути, она создает заповедную зону и изгоняет мужчину из своей спальни, а там, глядишь, и из жизни. Третья крайность – так называемая, «офисная» спальня. В таком интерьере преобладают четкие линии, острые углы, нежилой порядок в вещах – не хватает лишь инвентарных номеров на мебели.
Так что спальня одинаково принадлежит и мужчине, и женщине. Самое главное – она должна быть спокойной, мягкой и по формам, и по цветам. Не должно быть острых углов, вообще любых жестких, холодных, неприятных поверхностей, с которыми может соприкасаться тело человека. В спальне мы максимально открыты, незащищены одеждой, много времени проводим обнаженными. Поэтому любая покупка мебели, пастельного белья и т.д. должна быть своеобразным тестом – выбирать нужно телом, нужно чувствовать, прикасаться, ощущать на себе. Выбрать обстановку спальни только глазами просто невозможно. Выбирайте телом, кожей. Когда вы приходите в мебельный салон, чтобы купить мебель в спальню, а на вас шуба, шапка, джинсы и зимние сапоги, – что вы сможете выбрать? Как вы поймете, почувствуйте, осознаете материал, фактуру, холод или тепло поверхности, все нюансы тактильных ощущений?
– Сегодня рынок спальной мебели как никогда богат и разнообразен. Как же выбрать ту самую, единственно правильную кровать?
– Спальная комната создается вокруг кровати и для нее. Это аксиома. Поэтому и начинать нужно именно с нее. Я против тенденции, идущей еще с советского времени, покупать готовые спальные гарнитуры. Кровать всегда тщательно подбирается или делается по индивидуальному заказу. Я предпочитаю классическую английскую модель sofa–bed с основанием из цельных деревянных брусков, которое обивается паралоном и обтягивается мебельной тканью. У такой кровати и основание, и изголовье мягкие. За счет этого во время сна тело человека не соприкасается ни с чем жестким, угловатым, холодным.
Размер кровати напрямую зависит от площади самой спальни, роста и веса человека, который будет на ней спать, особенностей сна и т.д. Существуют определенные нормы: 160 см в ширину – это допустимый минимум для двуспальной кровати, 180 см – замечательно, а кровать 2 на 2 метра – это дополнительный экстра комфорт.
Важно правильно определить высоту кровати. Современные кровати в составе спальных гарнитуров грешат маленькой высотой. Оптимальными считаются 55–65 см от пола до матраца. Однако нужно пробовать, садиться, ложиться на кровать еще при покупке, чтобы не испытывать дискомфорт потом.
Нужно решить, какого цвета будет обивка. Чаще всего это мебельная тефлоновая (грязеотталкивающая) ткань светлых тонов, практически в цвет постельного белья. На мой взгляд, чем светлее, нейтральнее обивка кровати, тем легче и воздушнее она смотрится в комнате.
Изголовье кровати также подбирается индивидуально. Ведь мы не только спим на кровати, на ней проходит большая часть жизни – мы сидим, читаем, смотрим телевизор, работаем за ноутбуком, просто валяемся в свое удовольствие. Поэтому так важно мягкое изголовье, максимально приближенное к спинке дивана.
Итак, настоящая кровать – это сборный конструктор, состоящий из трех компонентов: самого основания, матраца и изголовья. Это и значит – подбирать кровать по себе. Такая мягкость, деликатность очертаний, переход тканей обеспечивает максимум неги и комфорта. В такой кровати человек никогда не соприкасается с твердыми поверхностями. Однажды оценив это преимущество, вы не захотите спать на чем–то другом.
Для меня устройство кровати – самая любимая тема. Мой авторский проект «Кровать как сложный ортопедический сэндвич» – это правила выбора матраца, наматрасника, постельного белья, одеяла, подушек, покрывала… Одним словом, учу и помогаю собирать кровать.
Постель, между прочим, самый консервативный элемент. Последнее, на что соглашается человек, это поменять одеяло и подушки. Переучить человека, приучить к новому матрацу или подушке – задача не из легких. Он может следовать принципам здорового сна, но к новой, пусть самой правильной подушке будет привыкать месяц, а то и больше.
Постельное белье – это чистейшая психология отношений. Женщина много времени и денег тратит на соблазнительные наряды, но для обнаженной женщины на кровати одеждой является именно постельное белье. Так подбирайте его для себя, как подбираете украшения! Блондинкам подойдет нежно–персиковый и салатовый тона, для брюнеток – что–то поярче и поконтрастнее… Мои самые любимые – цвета благородных металлов: старая бронза, молочное золото, темное серебро…
Хочешь еще один секрет? Это покрывало из восточных тканей! В них передан азарт, игра, тайна и многозначность. Такое роскошное и одновременно практичное покрывало выгодно «подает» женщину, которая прилегла на кровать. Момент флирта и соблазна гораздо больше связан с красивым покрывалом, чем с постельным бельем. Разложенная постель скорее намекает на сон, чем манит и соблазняет.
– Я даже не сомневаюсь, что таких секретов ты знаешь множество! Расскажи подробнее о принципе зеркальности – что это такое и как он работает в спальной комнате?
– Спальная – это дуэт покрывала и штор. Причем покрывало ведет, его «голос» солирует. В этой паре шторы являются зеркальным отражением покрывала, когда горизонтальные линии и складки покрывала преломляются и повторяются вертикальными линиями и драпировками штор. Этот эффект создается умелым декоратором. Здесь нельзя сфальшивить, нарушить гармонию этого звучания.
Поскольку покрывало доминирует в убранстве, оно выполняется более ярким и выразительным. Шторы гораздо нежнее, словно это отражение, намек, отголосок. Они должны успокаивать, решать вопросы светоизоляции, закрывать стену с окном от угла до угла – то есть играть на расширение пространства. Обилие ткани, богатые драпировки и многослойность – все это делает шторы в спальне интимными, кулуарными.
Очень интересный подход – использование органзы вместо тюля и портьер на декоративной подкладке. Благодаря специальным светофильтрам эта ткань, преломляя и аккумулируя солнечный свет, превращается в фонарик. Создать эффектные шторы–торшер – целое искусство.
– Но спальная не ограничивается только кроватью и шторами. Как быть с остальной обстановкой?
– Когда мы говорим о стандартной спальной комнате, мы имеем в виду сложно организованное пространство, в котором сама спальня соединяется с гардеробной. В городской квартире организация отдельной гардеробной возможна только при наличии свободного помещения. В ситуации с распространенным дефицитом пространства, соединение спальни и гардеробной неминуемо. Спальня в чистом виде – это кровать, две прикроватные тумбы, изящный дамский столик и, как вариант, два кресла у окна, чтобы можно было посидеть, пообщаться, отдохнуть или почитать, не занимая для этого постель. Спальня существует в своей чистоте, назаставленности, воздушности. Гардероб влез в нее без разрешения. Это вынужденная ситуация.
Если у вас большая спальня – около 25 м?, лучше выделите часть пространства под гардеробную. Для самой спальни вполне достаточно 15 м?. Если спальная комната меньшей площади, что бывает чаще всего, гардеробная заменяется встроенным шкафом.
И этот шкаф нужно прятать. За дверь, в нишу, в угол и т.д. Он не должен доминировать, иначе он «съедает» все пространство комнаты. Делайте ее зеркальным, стеклянным, максимально невидимым.
Создайте систему низких комодов вдоль стены для хранения нательного белья. Шкафу оставьте только одежду на вешалках. Такое разделение избавит вас от долгих поисков нужной одежды, утренней спешки и раздражения. При всем удобстве и вместительности большого встроенного шкафа, он может страдать захламленностью и нарушением принципа обозримости. В его чреве зачастую невозможно быстро найти важные мелочи. Комод же позволяют четко разложить все «по полочкам». Это отдельная, очень важная тема – устройство и логистика гардероба. У меня есть разработанный мастер–класс, который я веду в рамках семинара стилиста–имиджмейкера Лилии Орне.
Поставьте две изящные прикроватные тумбы – они могут замыкаться сами на себе, поскольку «деревянных» элементов спальня не содержит – кровать мягкая, а шкафы стеклянно–зеркальные. Тумбы – единственное допустимое украшение спальни помимо богатства тканей.
В спальне работает простое правило: все, что бросается в глаза и занимает место, – это неправильно. Большой массивный шкаф – перегружает пространство, яркий ковер – притягивает все внимание, «активные» обои – утомляют. В диалоге покрывала и штор любой третий голос будет лишним. Да, это кропотливая работа – убрать все избыточное и сохранить обстановку спальной комнаты свежей и чистой.
P.S.
Итак, наш очередной совместный проект подошел к концу. Я надеюсь, что читать интервью с Марией Флеро вам было приятно и полезно. От себя могу добавить, что быть ее клиентом – престижно, обращаться к ней за помощью и советом – всегда эффективно. Всем посетителям сайта Марии Флеро, всем читателям ее блога, которые откликались и задавали вопросы, я желаю приятного сотрудничества, новых идей и домашнего уюта.
Мария Медвидь
Однокомнатная квартира требует отдельного разговора. Если кратко ответить на вопрос – организация спального места должна быть приоритететным по сравнению с гостевой зоной. Это значит, нужна полноценная кровать с пружинным матрасом. Но! Если в спальне кровать расположена практически в центре комнаты, то в однокомнатной квартире её лучше сдвинуть и организовать «спальный угол». Заправка такой кровати так же должна быть не спальной, а больше напоминать оформление восточного татами. Да и кровать лучше выбирать среди моделей с мягкой (диванной) спинкой и основанием. Такое татами удачно дополняется одним или двумя невысокими креслами лаконичной конфигурации, для организации коммуникационной зоны.
К сожалению, недорогой раскладной диван не является полноценным спальным местом. Можно подобрать соответствующую модель с пружинным матрасом, но его стоимость будет более 70 000 руб.
Далее, шторы в однокомнатной квартире выбираются как в гостиной, а не спальный вариант, но обязательно со светоизоляцией.
Если мы сдвигаем в угол кровать, то в центре комнаты можно положить ковер , как в гостиной. Центральное освещение и дополнительное также организовано по принципу гостиной комнаты, а не спальной.
Однокомнатная квартира требует очень четкой организации. Её декорировать сложнее всего.
Лучше получить консультацию от декоратора непосредственно в вашем помещении.