На своих семинарах я настойчиво рекомендую читать определенную литературу. Читать и анализировать, добывать информацию самостоятельно. Я заранее формулирую каверзные вопросы и требую разбирательства. Мне нравится вход в сложные философские темы через литературные произведения или отдельные фильмы и спектакли.
На прошлогоднем семинаре «Сила любви. Важный разговор» в качестве домашнего задания я задала анализ произведения Марка Твена «Принц и нищий». Как известно, история построена на вечном сюжете случайного или рокового обмена социальными ролями, пребывание в «чужой шкуре», важность добытого опыта и расширения сознания.
«Принц и нищий» мы проходили в школе. В детстве я всегда была на стороне Тома, отождествляла себя именно с этим персонажем, мысленно «вспотевала» во дворце от разных условностей и правил. Но недавно, с жадностью перечитав любимую книгу, я вдруг прочно и неделимо встала на сторону Эдуарда. И умирала вместе с ним в трущобах неведомого ему мира…. – его собственного королевства!
Разрешите привести отрывок домашнего задания нашей участницы семинара Ирины:
Ирина отвечала на первый вопрос моего домашнего задания:
А. Что будет нарабатывать (какие навыки и умения) Том после «рокировки»?
В. Что будет нарабатывать (какие навыки и умения) Принц Эдуард после «рокировки»?
Ирина пишет:
Ирина верно отметила разный тип эмоциональности каждого из мальчиков. У Тома – восходящий тип: от эмоций – к простейшим умозаключениям.
У Принца Эдуарда – снисходящий тип эмоциональности: от разума – к проявлению соответствующих эмоций. Эмоции для него не спонтанны, подчинены разуму, вторичны и не являются критерием истины.
На Тома нельзя сразу обрушить весь объем знаний, необходимых ему для новой ситуации. Том может входить в новое для него социальное русло постепенно, опираясь на собственные эмоции, не пропуская ни одной идеи, которая не согласовывалась бы с его чувствами. Он будет застревать, сопротивляться, снова лгать и изворачиваться, спасая свой верный способ восприятия этого мира.
Принцип Эдуард беспомощен там, где нужна стратегия выживания, ловкость, приспособляемость, особая чуйка, чтобы раздобыть себе под вечер еду и постель, стать своим в стае незнакомых людей, вовремя удрать, спрятаться или вступить в драку. Лучшая беседа – кулаками, слова даются с трудом, движения тела быстрее и убедительнее. Ирина верно подметила, что быть битым, обруганным для Тома привычнее, чем сдерживать себя, и испытывать «давление со стороны разума», в виде ценностей и убеждений.
Эта книга отлично иллюстрирует, что такое два совершенно разных типа эмоциональности: восходящий тип и снисходящий.
Если убрать политическую и социальную подоплеку книги, не обращать внимание на слова «принц» и «нищий», то мы получим отличную иллюстрацию к этим типам эмоциональности. Они (типы) не закреплены за «верхами» или «низами», не являются маркером социальной и сословной принадлежности.
Выделение типов эмоциональности полезно для самоанализа. Где мы сильны и в каких ситуациях бываем растеряны? Нам нужен социальный проводник или следует опираться на себя? Мы умеем выживать во дворце или на улице? Где нам комфортнее и понятнее?
Не случайно, Ирина, ответив на вопросы домашнего задания, сразу написала следующее:
Отличный отрывок для анализа!
У Ирины – ярко выраженный снисходящий тип эмоциональности. Ей важны традиция, знание, внутренняя строгость. Но она стесняется для самой себя это правильно проявить. Прикрылась образом Простушки, превратилась в эдакого хамелеона, чтобы «и вашим и нашим», намеренно упростила себя. «Белоручка буржуазная» надежно от всех спрятана.
Набирать свой собственный опыт среди «простых людей» для ИРИНЫ – не лучшая задача. У неё этот процесс интенсивно не пойдет, она неизбежно запутается. И испугается новых для неё эмоций. Перед ней стоит противоположная задача: дотянуться самой до «простоты», до чувственных сексуальных переживаний, ласки и нежности, детской непосредственности…. Из принципов «белорукости» войти в сердцевину жизни и почувствовать себя там не скверно или зажато, а полноценно и уверенно. Если этого не произойдет, Ирина сохранит в себе вечный раскол: она будет чувствовать в себе большую силу и энергию, но не сможет пропустить её через свой разум, и с другой стороны, её ценности и убеждения могут оказаться бледными призраками, так и не превращающимися в живительную нежность, ласковость, раскрепощенность.
Какие можно сделать выводы:
- Если ты «принц», то досконально изучай своё королевство, все злачные места и трущобы, чтобы твой светоносный порядок достиг сердца простых людей. И, прежде всего, твоего собственного сердца.
- Если ты – Том, то выбирайся из своих трущоб, возглавь свою энергию, свой потенциал и отведи себя в нужно место, где ты сможешь разумно распоряжаться, согласно твоему бесценному опыту и накопленным знаниям.
- Если у тебя снисходящий тип эмоциональности, не превращайся в Простушку, чтобы скрыть или спрятать свои ценности и убеждения, ту традицию, к которой ты кровно принадлежишь. Ты задаешь высокую планку и должна ей соответствовать, таков вкус твоего счастья.
- Если у тебя восходящий тип эмоциональности, относись очень бережно и уважительно к самостоятельно накопленному опыту и знаниям. Формируй из этого наследия собственную традицию, осмысляй правила своей победы и передавай этот опыт другим. Дорожи своей нежностью, трепетностью и открытым сердцем!
Спасибо Марку Твену и Ирине! Каверзные вопросы на том не заканчиваются….
Продолжение следует на новом мартовском семинаре.