Готовя материалы к будущему семинару «Забота о себе. Признаки женского попустительства» (26 ноября 2019 г.) я настраиваю себя на серьезный разговор с вами о том, что такое жизнь по прихоти. Только почему-то моя серьезность сразу испаряется и мне становится легко и весело.
Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что многим из вас не до прихотей. Прихоти запрещены воспитанием со всех сторон. Эта дверь у многих наглухо замурована, закрыта на огромный амбарный замок. Мы с детства проходим суровую школу, как справляться с основными потребностями, обзаводиться самым необходимым, важным, востребованным. Не у многих есть силы и время выйти за рамки удовлетворения потребностей и продумать свои желания, сделать их действующими инструментами свой жизни. Мы боимся своих желаний. Но хуже всего дело обстоит с прихотями - они часто просто игнорируются, отметаются. Им не придается никакой ценности, о них говорят с простительным юмором, как о странности. Так, желание съесть что-то солененькое посреди ночи у беременной женщины скорее вызовет у многих улыбку, чем ясное понимание. Прихотям беременной женщины обычно подыгрывают, запоминают как шутку или нелепость. Да, беременность обнажает жизнь по прихоти, делает женщину подготовленной к таким сигналам изнутри себя, но все мы знаем, что постепенно «это» пройдет и всё само снова наладится: родится ребеночек, и прихоти молодой мамы плавно уйдут на второй план. Вернее, будет не до них!
И, тем не менее, высшей формой женской заботы о себе является активное внимание к собственным прихотям.
Для начала прихоть надо научиться отделять от каприза. Каприз – протестная форма поведения. Довольно глупая и вздорная. Капризная женщина – не лицеприятна.
А что такое женская прихотливость?
Почему это вызывает сильную симпатию и расположение?
Потому что от прихотливости до изысканности всего один шаг. Это во-первых.
А во-вторых, у прихотливости есть одно исключительное качество – почему-то после исполнения прихоти жизнь налаживается, находит своё правильное русло. Без всяких усилий, сложных и напряженных волений и трудов. Просто получить что-то конкретное в данный момент и в данном месте – необычайно важно. Это невозможно отложить на время (как, например, желание), выдержать и выстоять, как благородное вино, урезонить, как потребность, договориться о других обстоятельствах. Исполнение прихотей рождает в душе особую благодарность, удовлетворение и расположение. Обновляет жизнь, дает силу и спокойствие. Каприз бесплоден и безрезультатен, он ненасытен. Каприз необходимо пресекать и переводить протест в конкретное пожелание или успокоение.
Внимание к своим и чужим прихотям, причудам – особая щедрость ума. Доказательство изобильности жизни, готовности возиться с мелочами. И это при условии, что многие наши потребности остаются неудовлетворенными, желания – задвинутыми в дальний ящик. А мы вдруг начинаем жить по прихоти. И наша жизнь каким-то образом выстраивается в стройную цепочку желательных событий. Вот она – долгожданная легкость бытия! Если мы становимся внимательнее к прихотям, то решение сложных вопросов приходит совсем не оттуда, откуда мы ждем, а совсем с другой стороны. Жизнь по прихоти учит нас парадоксальной логике.
Часто на консультациях мне задают вопросы о том, как удовлетворить базовые потребности при имеющихся ресурсах, как перестать «отодвигать в сторону» свои желания. И у меня иногда создается ощущение, буквально на физическом уровне, как тяжело живется женщине, задающей мне эти вопросы. Как будто она работает на каменоломнях. Потому как вопрос о потребностях – он непростой и опасный. Это всегда соприкосновение с острой внутренней нуждой. И себя, и любимого мужчину, и своих подрастающих детей женщина в опасном порыве может увлечь на уровень «ответственности» - как отвечать за удовлетворение своих и чужих потребностей? Женщины часто озвучивают список того, чем они обделены, как будто жизнь не построена ещё в самих основах. И поэтому неутешительный вывод: «сейчас не до безделиц!»
И мужчина нужен, как правило, такой женщине для решения «тяжелых вопросов» жизни. Она, как русалка, утаскивает своего возлюбленного с высокого берега красивой реки на дно своего «подводного царства» - быта, повседневности, финансов и гарантий. Утаскивает туда, откуда ему хочется сбежать, бросив всё и не оглядываясь… Лишь бы не слышать: «Ешь, что положила! Я весь вечер готовила!», «Ты купил совсем не то, что я просила».
…Иногда создается впечатления, что женская прихотливость живет сама по себе – вне реалий жизни. И регулярно посещает нас – как «привет с того света» - где уже всё важное решено, закрома полны, и дела сделаны. Где есть счастье и радость, спонтанная щедрость, благодарность жизни.
Парадокс в том, что разрешая себе прихотливость, мы уже ведем себя как богатые, щедрые и изобильные. Мы уже там, куда так стремимся всей душой! Мы уже дома и столы для нас накрыты!
Прихотливость – зеркало наших потребностей. И не кривое, а самое прямое. Она не искажает потребность, просто говорит о том, ЧТО СЛЕДУЕТ СДЕЛАТЬ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.
Баловство, каприз, причуда, прихоть, неразумное хотение, блажь, излишнее… - не смейте запутаться в этих тонкостях, иначе снова всё окажется под запретом! Это прямые и кривые зеркала наших потребностей и желаний! Королевство кривых зеркал следует пристально изучать, выявлять коэффициенты и причуды искажения. Прихоть не случайно перепутана с другими излишествами, чтобы каждый из нас нащупывал и находил её самостоятельно, как великую ценность среди прочих опасных, пустых, ненужных сигналов.
Внимание к собственным прихотям – это узкая тропинка к женской изысканности.
Я с детства знала, что, когда я вырасту большой, буду очень доверчиво жить по собственной прихоти. Эти мои прихоти будут прокладывать неизведанные дорожки к чему-то очень ценному - без чего взрослому человеку совсем нельзя. «Собственное усмотрение», с его чрезмерностью и избыточностью неизбежно приведет меня к разуму, законам, к Богу. Но я приду к этому не как голодная женщина, а как щедрая в отношении себя и других. Возможно, правила и законы отрежут от меня «немного лишнего», заключат в рамки, но это – уже не страшно! Прихотливость нуждается в оттачивании!
Женская Забота о себе – это тонкая огранка богатого содержания. Как это важно – покончить с внутренним нестерпимым голодом! Пусть не навсегда, на время – но так мы учимся справляться с нуждами. Перестать жить по нужде – достойная забота о себе.
Изысканность – это удовлетворение своих потребностей совершенным образом. Можно увеличивать свои потребности до бесконечности, а можно – придавать нашим базовым потребностям совершенную форму.
Как часто на консультациях я слышу женский план жизни: максимально удовлетворить свои базовые потребности, осуществить заветные желание и, наконец, позволить себе прихоти – как высшее состояние своего благополучия. Вот они – каменоломни! Вы неизбежно запутаетесь в своих потребностях, пристальное внимание к нуждам утащат вас на самое дно жизни.
Со своими потребностями надо обращаться очень осторожно, грамотно, как с голодными крокодилами.
Кто-то из нас глух и слеп к своим потребностям, кто-то - к желаниям, а кто-то - к прихотям. Но не слышать и не видеть – вовсе не значит этого не иметь.
Почему –то многие из вас решили, что тема заботы о себе тяжелая и неприятная. Придется вспоминать, что давно не ходили к дантисту, не делали УЗИ у гинеколога, обросли лишним весом или стыдитесь дряблого тела. Что нам снова предстоят тяжелые работы в каменоломнях и встреча с неприятной правдой о себе. Как ни странно, даже гламурные журналы с их дорогими советами по уходу за собой написаны в женских каменоломнях.
Поэтому, легче о себе не думать и не заботиться, чем погружаться в тяжелые мысли о себе.
Например, Ольга пишет:
Через день читаю твою статью о новом семинаре «Забота о себе».
Сначала полностью ее отвергла, потому что больно признавать, что не только не имею времени, но и совсем не умею заботиться о себе.
Прошла неделя и я потихоньку пришла к мысли, что моя забота о себе всегда сводилась к обучению, воспитанию, ограничению себя (сначала для других, потом о себе).
И где-то внутри меня существует идея, что забота о себе — это не только это.
А что еще?
Хочу узнать это от тебя.
Я оставляю свою заявку на участие.
Но я – не русалка. И не буду по–женски затягивать вас на дно речное или скармливать вас вашим же голодным крокодилам (нуждам). Я не отправлю вас в каменоломни достигать идеально веса, респектабельного быта или достойного окружения.
Я хочу проверить, насколько тяжело или легко вы живете? Достаточно ли вы легки, чтобы позаботиться о себе? Или вы тут же погрязните в противоречивых мыслях и желаниях, почувствуете неизъяснимое напряжение и снова отложите заботу о себе до лучших времен?
Забота о себе – не тяжкое занятие. Мы будем учиться, как облегчать себя, на что обращать внимание в первую очередь, чтобы давать правильное внимание самой себе.
Одно и то же событие , например, строительство дома, путешествие, рождение ребенка, да и просто воскресный обед – может быть рассмотрено как потребность, желание или прихоть. Это зависит от нашего выбора относиться к данному событию так или иначе, от осознания, как это «прописано в нас». Единственное, что надо четко помнить, что у потребностей – свои правила, у желаний – другие, а у прихотей – третьи. Поэтому, давайте, прежде всего, изучать эти правила, и не путать, что такое жизнь по прихоти , жизнь по желаниям и жизнь по потребностям.
Жду вас на новом семинаре «Забота о себе. Признаки женского попустительства». Пишите и звоните, оставляйте заявки. Единственная просьба – сделать это с легким сердцем!
Ваша Мария Флеро
Ещё мне очень понравился твой образ ПРОВОДНИКОВ в жизнь по потребностям. Я теперь со своими голодными крокодилами без соответствующего сопровождения даже не беседую. Расскажи про них тоже! Они мне помогли, и не раз.
Прими, пожалуйста, мою заявку на семинар. Я готова слушать про заботу о себе бесчисленное количество раз. Мне больше не страшно. Мне легко и весело. Пожалуйста, расскажи снова подробно и с твоими классными примерами, как отличить основательность от той каменоломни, о которой ты писала в статье. Основательности много не бывает. Я теперь её очень люблю.