Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Домашние тетради. Серьезные и творческие дела.

Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом ведения записей. Я с детства привыкла записывать важные для себя вещи, не полагаться на память. Пишу вначале вольно, от руки, а потом приступаю к тщательной корректировке и уточнению. Меняю свой быстрый подчерк на каллиграфический.

Моё любимое время провождение – доставать свои домашние тетради, перелистывать их, вдумчиво читать, иногда – задом наперед или с середины, настраиваться определенным образом, погружаться в воспоминания, в намеченные дела и планы, делать новые записи. Мои домашние тетради – это моя личная жизнь, её живое свидетельство.

У меня есть хозяйственные тетради: Я зову их Гроссбухи. Мы их с вами обсуждали на курсе по Психодизайну. Там запечатлены ритмы и циклы домашней жизни, в них осмысление законов хорошей повседневности. А так же праздники, фирменный стол, угощения и подчивания. Прием гостей.

У меня много записей с рецептами и технологиями. Записана также система хранения – что где лежит, сезонные смены образа жизни (чтобы ничего не пропустить), переезды на дачу. Отдельные тетради – про котиков, про сад, огород, теплицы.

И есть особые две особые тетради:

  1. Тетрадь для творчества
  2. Тетради для серьезностей. (Серьезности – моё домашнее слово, обозначение серьезных дел и замыслов).

Принудительное размежевание

Эти две тетради – два ручейка, на которые распадается общий длинный невыразительный список того, что я себе наметила. Мотивы, по которым составлялся общий список - самые разные. Меня куда-то потянуло, привлекло внимание, я позавидовала белой завистью, задумала себя в подарок или как прихоть, мой план, замысел, важное дело, за невыполнение которого меня отругали, мои долги и обещания, срочные и неотложные дела, прочие важности. Мой общий список – как нерасчлененный поток сознания. Памятка, чтобы не забыть. Он должен быть всегда под рукой, на видном месте. Я могу вносить в него записи даже ночью, или с утра пораньше, после пробуждения – чтобы зафиксировать залетную мысль или образ, удачное слово и название. Хорошо зная летучесть и непостоянство мыслей, их быструю испаряемость, мне нужен внутренний сачок и незамедлительное изложение на бумаге всех «залетных бабочек». Мой длинный сумбурный список - улов моих размышлений и наитий, снов и воспоминаний.

В начале – никакой сортировки. Главное – записать всё, что приходит в голову, догоняет и настойчиво просится к исполнению, или является в виде особой мечтательности, или как приказ: что следует отправить на доработку или - в лапы собственного перфекционизма. Я записываю, как строгий секретарь, регистрирую «вход» продуктов моего внимания, наблюдения или внешнего требования. Главное – не забыть, не потерять, не пропустить. Пишу не на клочке бумаги, а в толстую тетрадь, а потом вычеркиваю то, что пошло на следующий пункт сортировки.

Мой следующий шаг: я пытаюсь присвоить определенную категорию своим планам и замыслам. Самое сложное – это определить, какое для меня – творческое дело (событие), а какое – серьезное.

Для того, чтобы выполнить сортировку общего списка, я сформулировала для себя основные признаки творческих и серьёзных дел, чтобы мне легче было прикинуть, в какую тетрадь отправить данный записанный пункт. Например, я задумала выбрать новые растения для моего сада. Какое это будет для меня дело: творческое или серьезное? Мне важно это определить, чтобы с самого начала точно знать, как мне следует действовать, по каким критериям и как оценивать будущий результат. Есть ли у меня право на ошибку? В чем заключается результат моего действия? И - многое другое, на которое надо получить четкий ответ.

Многие пункты из общего списка должны быть заново переписаны в других 2 тетрадях:

В тетради для творчества и в тетради для серьезных дел.

Для того, чтобы зрительно различать мои записи, я выбрала 2 благородных цвета: синий и зеленый. Зеленый – тетрадь для творчества, синий – тетрадь для серьезностей. В них пишу всегда каллиграфическим подчерком. Эти тетради уже не содержат помарок.

Домашние тетради. Серьезные и творческие дела.

Основные признаки творческого дела: (зеленая тетрадь)

  1. Меня куда-то тянет, ведет, мне интересно и легко. Не важно: тянет в известное или хорошо изведанное. Туда надо обязательно пойти и разведать, что это такое?! Отдавать себе при этом строгий отчет, что я имею дело с удовольствием, с творчеством, с порывом, мечтой, желанием, самовыражением, то есть с не строгой формой, а вольным действием.
  2. Далее важно оформить свой порыв как желание, мечту. Записать, найти нужное слово. Нужно точно знать, что ты делаешь.
  3. Задать себе нужные вопросы:
    • Какие способности в этом деле я развиваю?
    • Есть ли у меня ощущение священнодействия, когда я приступаю к делу?
      (Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть. Мне знакомо самозабвение. Я достаю образы из души).
    • Чем я готова пожертвовать ради своего замысла?
  4. Быть уверенной, что моё творчество раскрывает мне душу. Хотеть соединять по новому, на свой лад свои чувства, мысли, накопленные факты. Могут одолевать сомнения, я мучаюсь (муки творчества), но я ищу свой внутренний источник удовольствия, подлинной оргазмичности.
    Мне важны вера в себя, отклик моей души, ценность моих побуждений и интуиций.
  5. Посвятить в свой замысел мужа (любимого мужчину). Обкатка женского желания или замысла мужским контролем, получение мужского благословения, возможно, совета или поддержки (для замужних женщин).
  6. Сильно предвкушать задуманное действие, подключить тело к данному замыслу, включить образное мышление, мечтательность, оргазмичность, усилить удовольствие. Растягивать предвкушение, погрузиться в него. Это важно для усиления желания, нагнетать энергию желания, притяжения.
  7. Нет дремоты, оцепенения, тупости, желания вырваться на волю из плена тела. Я легко привожу себя в рабочее состояние, приступая к творческому делу.
  8. Признаю одаренность других людей в этом деле, их заразительность. Желание общаться с ними, подражать, усваивать полезные навыки, пребывать в атмосфере творчества.
  9. Разрешить себе свободу самовыражения в отношении данного дела. Что мне точно можно? Разрешить себе раскрепощение. Уточнить, что это: телесное раскрепощение, чувственное или духовное?
  10. Обозначить для себя «Красные флажки» - метки-напоминалки, ограничивающие мою свободу: что делать категорически нельзя? (например, нарушать свою репутацию, ночной покой, режим питания, путать день с ночью, злить мужа, нарушать порядок во всем доме)
  11. Разрешить себе творческий беспорядок. Единственное - проветривать комнату после работы и держать режущие и колющиеся материалы и инструменты в порядке, соблюдать элементарную гигиену и безопасность.
  12. Отдавать себе полный отчет, что я, прежде всего, пробую, проверяю, тестирую, приглядываюсь, прислушиваюсь. Мой конечный результат принципиально не определен, мне ничего не надо завершать во что бы то ни стало.
    Я экспериментирую, вкушаю, соприкасаюсь с жизнью – это моя цель.
    Мы должны рождать удовольствие. Создать высоко энергетичное направленное состояние.
  13. Спонтанная точка начала действия, я целиком отдаюсь данному делу. Например, меня засосало! Я влипла, вляпалась, со мной приключилось, свершилось! Я немного плыву по течению, меня уносит. Поэтому:
  14. Важно постоянно искать подходящие условия, обстоятельства, счастливый случай, яркий соблазн, неожиданные приглашения, удачу. Не пропускать знака, что всё, приключение началось!
  15. Заранее определить длительность творческого запоя. Я отдаюсь данному делу целиком – таков тестовый режим моего замысла. Сколько минут, часов или дней? Можно лишиться чувства времени и немного заблудиться, потеряться, залечь на дно и снова всплыть на поверхность.
  16. Домашние тетради. Серьезные и творческие дела.
  17. Определить заранее, возможны ли остановки или переключения на другие дела??
  18. Что надо объяснить родным и близким, чтобы они меня поняли и не беспокоили? Заранее исключить эффект «курицы», которая делает не пойми что и своим «запоем» вызывает стойкое недоумение у родных и близких.
  19. Спокойно просить помощь, если такая нужна. Ценить своих верных помощников.
  20. Обязательно поддерживать себя допингами, вкусняшками, комфортом, красивой музыкой. Творчество предполагает балование себя, делать вливания и вложения в себя. Всеми силами поддерживать высоко энергетичное состояние. Дела делать, прежде всего, на внутреннем драйве. Мы становимся щедры к себе, когда творим. Это – необходимое условие.
  21. Анализ затора, если возник. Что мешает продвижению дела? Можно ли легко и красиво обойти затор? Поиск элегантных решений.
  22. Дать энергии творчества спокойно уйти, если начался эмоциональный спад и усталость. Ничего не доделывать через силу. Спокойно бросить, просто попрощаться с любимым делом:
    • Уметь поставить красивую точку (я не прощаюсь, я снова вернусь!) Или
    • Уметь поставить жирную точку (я прощаюсь навсегда, я больше к этому не вернусь) Или
    • Уметь переключить себя на новое удовольствие (своя собственная «карусель» творчества и удовольствия) Или
    • Формировать красивую память о своем творческом порыве. Желательно делать фотографии на память, свои личные записи.
  23. На протяжении всего действия обязательно сохранять чувство: «Я – классная! Мне нравится, что я делаю!» Избегать чувства своей плохости. Не подпадать под чужую разрушающую критику. Скрываться от чужого дурного влияния. Беречь свой замысел, быть закрытой. Своеобразное творческое затворничество. Не делать на виду у других людей.
  24. Наблюдать, что вы испытываете в конце действия: прилив энергии или, наоборот, опустошение? Прилив энергии надо направить на другие творческие дела, подпитывать их. Если опустошение – то хороший отдых, компенсация, покой, забвение, длительный сон.
  25. Какие достигнуты результаты? В чем результат эксперимента, пробы, расчухивания, распробывания? Что ценного можно вынести из данного опыта?
  26. Формирование привычки к творчеству, потому что это доставляет самое большое удовольствие, в прошлом был прекрасный опыт, что это такое.
    Помнить, что я создаю это не для потребителей, а для ценителей. Высоко энергетичное состояние приносит мне большую радость, задает мне направление, вектор и цель. Это особое мироощущение. Я точно знаю, куда мне идти, чтобы хорошо себя чувствовать, я приглашаю удачу в свою жизнь, делаю дела.

Вот такие основные признаки творческого действия. Такие дела из общего списка следует заносить в зеленую тетрадь.

Основные признаки серьезного дела (синяя тетрадь)

Домашние тетради. Серьезные и творческие дела.
  1. Есть у меня вкус к данному делу? Нет ли у меня противоположного вкуса, возможен ли потенциальный конфликт вкусов? Мною движет чистота вкуса, без дополнительных вливаний и допингов, похвалы и поощрений. Баловство ни к чему. Делаю то, что совпадает с моим вкусом: данное дело непротиворечиво отзывается во мне и дает мне энергию действовать.
  2. Основной вопрос: «Готова ли я к самодостаточному структурированному действию без помощников?»
    Глубокий настрой на самодостаточность. Изучение причин и следствий. Большое внимание следует уделять структуре действия.
  3. Обязательное выделение подготовительного этапа действия.
  4. Четкий хронометраж самого действия, исполнять строго по часам, в согласии со временем. Сжимать время, а не растягивать.
    Само действие (начало, конец, завершение) осуществлять интенсивно. Помнить, что завершение действия требует больше всего времени и усилий.
    Перерывы возможны очень краткие, без потери сосредоточенности на деле.
  5. Если случился затор в действии – анализ своего преступления перед собой, вины и наказания. Работа души.
  6. Завершение «в ручном режиме» прерванное действие. Достижение конечного результата – обязательное условие. Нельзя подменять результат.
  7. Само завершение действия открывает нам много возможностей (создание будущего)
    • Составить протокол завершения начатого действия. Точно знать, как и чем оканчивается ваше действие. Нет произвольного окончания. Право на послевкусие, осмысление сделанного.
    • Создать последний штрих (если нужен), усиливающий результат
    • Добавить немного шика, (сделать результат изысканным, блестящим)
    • Постановка своего подчерка: это сделано мной (не я – лучше других, а я – это я). Своя печать, своё клеймо, свой бренд. Свой стиль.
  8. Результатом серьезного действия является: создание в мозгу правильных нейронных связей, укрепление своего мышления, способность принципиально завершать дела, проводить работу над ошибками, распознавать свой вкус, сохранять чистоту вкуса, формировать свой стиль и подчерк, открывать себе будущее, закрывать прошлое.

Вот такие основные признаки серьезного действия. Такие дела из общего списка следует заносить в синюю тетрадь.



Какие-то дела, безусловно, останутся в общем списке, я их вычеркиваю по мере исполнения. Им трудно присвоить статус творческого или серьезного дела. Это просто – труд, некое насилие над собой, кратковременное принуждение, которое надо исполнить, возможно, поверхностно, без задействования своих внутренних ресурсов. Перелопачивать, перемалывать повседневные дела и обязанности следует на основе терпения и настойчивости. Я зову их - серые дела: брошенные, недоделанные, испорченные, просроченные, трудноисправимые, навязанные нам по неосторожности, сомнительные дела, долги – всё, чем мы неминуемо обрастаем по жизни.

Навык сортировки накопленных дел в синюю и зеленую тетради дает возможность изначально правильно впускать дела в жизнь, чтобы потом не скапливались заторы и недоразумения, мертвые замыслы и задолженности.

Очень важно делать, что любишь, что интересно, куда тебя тянет, заниматься творчеством, тесно соприкасаться с жизнью, обладать свободой пересмотреть свой результат.

И, одновременно, необходимо проявлять себя в серьезных делах, держать своё слово, быть твердым, опираться на закон причины и следствия, завершать начатое, развивать свой вкус и стиль.

Пусть домашние творческие и серьезные тетради помогут вам в этом.


Возможно, материал данной статьи показался вам сухим и сложным. Я написала это текст в продолжении только что прошедшего моего семинара « Как завершать начатое? Мир в душе и живое тело». Семинар получился интересный и очень насыщенный. Я рекомендую вам заказать аудиозапись этого семинара, чтобы лучше разобраться, что такое удовольствие, творчество, вкус, серьезные дела.

Пример домашнего задания по итогам семинара «Как завершать начатое? Мир в душе и живое тело»

Пишет Александра:

Вопрос домашнего задания от Марии Флеро:

1. Различаете ли вы разные способы ведения и завершения серьезных и творческих дел? Есть ли у вас разная одежда, столы, прически, еда и прочее – для разных намерений? Создаем ли мы тонкие настройки зрения, слуха, тактильности, вкуса, мышления специально для творчества и серьезных дел? Ваш мозг и тело точно знают, что мы сейчас делаем?

Да, я очень хорошо различаю серьезные и творческие дела, но склонна усерьезнивать дела. Там, где вполне хватило бы творческого подхода, я перехожу на серьезность. Сейчас тренирую себя на то, чтобы не усложнять избыточно.

Для серьезного дела мне важно, чтобы не было ненужных раздражителей: света должно быть достаточно, не было громких, вызывающих звуков, запахов, не было еды в процессе дела, чужих вмешательств, неподготовленного пространства. Для меня очень важно к делу быть готовой. Для творческих дел можно иметь музыку, перекус, запахи, свечечку для настроения.

Я заметила, что моим девочкам очень важна обстановка, чтобы настроиться на рабочий лад. Мы им для этого купили второй стол: для мазни и баловства - маленький, старенький, грязненький, для серьезных поделок, рисования - новый, большой, чистый, просторный и аккуратный. Для мазни - старая одежда, которая оставлена специально для этих целей, для серьезных поделок - в аккуратном, чистом платье. Совсем другой настрой!

……Я очень хорошо знаю свои слабые места - эти черти нападают на меня не извне, они живут во мне. Я накалывалась на том, что если с первого взгляда дело кажется для меня простым, примитивным, ничтожным, то именно в этом и кроется змей искуситель; очень часто именно такие дела забрасываются, откладываются, часто не начавшись. И тут стоит очень тяжелая задача переварить глупую ленность (Маша, даже и ленью - то это называть нельзя), это обесценивание так, чтобы мозг мог принять ее и устранить дефект.

….Я абсолютно не приемлю придушивание себя. Более того, когда я этим пыталась заниматься, у меня неминуемо возникала психосоматическая реакция - катар горла. Все логично! В детстве, кроме инфекционных заболеваний, я болела только одним: ни гриппами, ни простудами, ни еще чем-то специфическим, а только одним - у меня постоянно болело горло и меня постоянно придушивали.

….

Домашние тетради. Серьезные и творческие дела.

В прошлом домашнем задании писала, что довольно хорошо владею навыком растягивать и сжимать этапы, хорошо их разграничиваю. Мне кажется, я прокачала этот навык на 150%, особенно с появлением детей. Не могу согласиться, что подготовка занимает одну треть, поскольку как раз в моих примерах подготовка часто занимает именно львиную долю, а непосредственно действие - меньшую.

Например, сегодня утром я варила суп, поставила вариться мясо, одновременно начистив овощи как на бульон, так и на сам суп (по нашей семейной традиции мы варим бульон уже с овощами и кореньями, потом их выкидываем, и заправляем суп новыми, уже натертыми и нарезанными). То есть чистка всех овощей, их нарезка, уваривание бульона уходит у меня в подготовительный этап. А варка супа уже совершенно не хлопотное дело - вынуть, остудить, разобрать мясо, избавить бульон от вываренных овощей, запустить уже подготовленные овощи и специи. Получается, что на этот этап уходит совсем немного времени.

Очень часто правильно организованный подготовительный этап сокращает основной этап до считанных минут. Например, мое пятновыведение выглядит так. Подготовительный этап: разобрать все детские вещи и сгруппировать их по степени загрязнения и сочетаемости материалов. Обязательно замочить в теплой воде с белым мылом, натертым в мелкую крошку в допустимой температуре для этих типов тканей и дать хорошенько постоять. В большом проценте случаев уже после этого этапа достаточно чуть "жмыхнуть", как говорила моя бабушка, и детские загрязнений и серые круги уже выводятся. То есть основной этап сводится буквально к нескольким простым действиям и занимает 10% времени.

……Я крайне не люблю растягивать дела. Во-первых, потому, что серьезное дело должно быть реактивным, а во-вторых, если оно растянулось, то есть непродел и я недостаточно продумала его изначально. Часто это и являлось причиной плохих концов в прошлом. Мне важен последний штрих во всех делах, которые я выделила для себя, как серьезные. Будь то последним взглядом окинуть сумки, собранные в путешествие, или подача ужина к столу, приведение в порядок обеденной зоны в доме (окинуть взглядом, все ли занавески расправлены после подметания пола).

…..Мне очень важен шик в делах, которые требуют моего мастерства. Последняя утюжка, отпаривание, красивое фото изделия, прикладывание шарфика или брошки к новой кофточке или платью (не бесконечная примерка, а лишь небольшое касание уместных, подчеркивающих аксессуаров).

…. У меня есть большой вкус к подготовительному этапу… И большинство дел у меня "выкручено" так, чтобы отдать этапу подготовки все, что возможно, чтобы действие получилось четким, лаконичным, стремительным, уложенным во время и без колебаний.

Например, как я делаю домашнее задание по твоему семинару. Первый раз я ознакомительно прослушиваю лекцию (это подготовка). Тут я могу позволить себе слушать под какое-то ручное действие, мой мозг непротиворечиво совмещает эти два дела. Мысленно "загружаю себе в брюшко вопросы" из домашнего задания и запускаю размышления. Это все еще подготовительный этап, мне нужно свои мысли выносить, родить, договориться сама с собой, уточнить какие-то детали. Тут я могу снова возвращаться в разговорах с собой к этим вопросам и снова давать себе перерыв на осмысление и подбор точных деталей. Делаю на черновом листике пометки. Как только я чувствую, что все вопросы нашли отклик во мне, я прослушиваю запись повторно и очень четко, быстро, без колебаний и поиска удачных формулировок на ходу, пишу ответ. Часто я разделяю запись и свои ответы на домашнее задание на два кусочка (поэтому мне очень удобно, когда ваш перерыв на чай находится примерно в середине записи), поскольку я знаю, что время у меня есть только 2-2.5 часа непрерывного времени. И получается, что несколько дней (часто это 3-4) длится подготовительный этап и суммарно 5 часов (из которых примерно 3 часа я переслушиваю запись и 2 часа пишу свой ответ) основное действие. Этап проверки, всё ли сошлось так, как задумывалось, обычно тоже не очень длинный - финальное прочтение, исправление грамматических и смысловых ляпов. Работа проделана наилучшим для меня образом, есть время на то, чтобы осмыслить, проговорить детали с самой собой, никаких кусочных ответов, судорожных метаниях между кривыми и еще более кривыми формулировками.

Конец цитирования.

Александра, большое спасибо за отлично сделанную домашнюю работу. Ты подарила мне много конкретных примеров на заданную тему.

Я почувствовала, что ты готова вести свои зеленую и синюю тетради, потому как хорошо усвоила разницу между творческими и серьезными делами. Да, ты во многом склонна усерьезнивать свои дела, забывая о легкости и чудесной поверхностности творческого подхода. Я желаю тебе создать свою «толстую » зеленую тетрадь и чуть потоньше – синюю!

Серьезные дела требуют зрелости. Синяя тетрадь – свидетельство нашей зрелости.

Зеленая тетрадь – свидетельство нашего цветения, полноты жизни.

Пусть мои списки признаков серьезных и творческих дел станут для вас рабочим инструментом, чтобы вы с легкостью вылавливали сачком «залетную бабочку» из вашего общего списка, присваивали ей нужный статус и определяли своё принципиальное отношение к данному делу.

Жду ваши заявки на аудиозапись прошедшего семинара «Как завершать начатое? Мир в душе и живое тело»

Звоните мне по тел 8 902 300 7557 или пишите на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Ваша Мария Флеро

Домашние тетради. Серьезные и творческие дела.
Добавить комментарий