Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс

Моя память часто услужливо направляет внимание к определенным памятным дням. Одна из таких дат –1 сентября. Тогда я пошла в первый класс. Хорошо помню, что я вовсе не стремилась в школу. Моя деревенская и дворовая вольница была мила моему сердцу, строгости с избытком хватало в семье, мне не хотелось отягощать себя новыми обязательствами и контактами. Внутри я тайно протестовала, печально смирялась с потерей свободы, предвкушала расставание со своими детскими играми и книгами. Даже попрощалась с куклами, дав им клятву верности…


Но в то утро 1 сентября произошло нечто, что навсегда изменило моё отношение к школе.


…Это была школьная торжественная линейка. Все дело в том, что с детства я реагирую на торжественность, как сейсмограф. Если что-то отмечается с торжеством, значит, обладает первостепенной важностью, ценностью, значимостью, связью с высшими началами. Я всегда была влюблена в строгие парады, демонстрации, гимны, поднятие флагов, военные чины и мундиры, торжественные речи и тосты… Мне нравился этот мгновенный рефлекторный всплеск эмоций перед величием события, особое предвкушение церемониальности, ритуала, вхождения в традицию…


В детском саду не было никакой торжественности. Были праздники, утренники, показательные выступления. В тот незабываемый для меня день я вдруг нутром почувствовала, что моя предстоящая учеба – что-то невероятно важное и ответственное. Та школьная линейка преподнесла мне первый незабываемый опыт, что знание, обучение – это важное и принципиальное занятие, возможно, дело моей жизни. Именно на торжественной линейке я сердцем приняла школу, дала своё внутреннее согласие.


Первый раз в первый класс

…Дома нехотя сняла школьную форму, но, переодевшись в домашнее платье, я с ужасом почувствовала, что чары торжественности рассеялись, и я снова из важного человечка превращаюсь просто в девчонку. Я снова надела свою парадную форму, поправила банты и гольфы, ощутила дух торжественности, и уже не раздевалась до самого вечера. Родители внимательно наблюдали за мной, но не одергивали. Впоследствии бабушке пришлось шить мне строгое домашнее платье с красивым кружевным воротничком- я не могла в повседневной одежде делать школьные домашние задания.


Мне всегда нравился мой потертый письменный стол (наследство от папы, я его «донашивала»), удобное кресло, зеленая настольная лампа, аккуратные стопки учебников и тетрадей, канцелярские принадлежности - все это создавало особую атмосферу учебы для получения новых знаний.


Позже, уже в старших классах, я отвоевала себе в комнату папину обширную библиотеку. Мне нравился дух кабинета, библиотеки, застекленных книжных шкафов, 3 ступенчатая деревянная лесенка. У нас были лучшие для того времени энциклопедические издания, красивейшие географические и ботанические атласы, художественные альбомы и подарочные издания книг с фотографиями и репродукциями…


Я старалась не расставаться с торжественной атмосферой, которая присуща процессу получения новых знаний. Мне это всегда помогало учиться и в школе и в университете, настраивало на величественный лад. Я проводила многие часы в Ленинской библиотеке, в библиотеке Академии Общественных Наук в Москве. Я была влюблена в эту атмосферу.


Не случайно, в элитных школах и высших учебных заведениях всегда делают акцент на моменте торжественности обучения и получения знаний.


Первый раз в первый класс

Я с детства берегла в душе чувство приподнятости и серьезности, когда дело касалось знаний.


Для меня процесс получения и передачи знаний – не будничная, повседневная рутина. Я не понимаю, как можно с серьезной умной книгой валяться на диване, быть растрепанной, неодетой, несобранной. Не иметь своего письменного стола – катастрофа, бездомность, неприкаянность. Мои книги, записи, тетради, карандаши и ручки – все должно быть под рукой, в любой момент у меня может появиться потребность что-то срочно записать, уточнить, вспомнить, проверить... Компьютер ничего не изменил в моей жизни.


Ещё помню наши с отцом вечерние прогулки на даче. Мы тепло и удобно одевались, брали с собой фонарики, и после ужина, на закате дня отправлялись в неспешную прогулку, обсуждая научные и философские вопросы. Иногда мы неожиданно для себя начинали называть друг друга на «ВЫ», обращаться друг к другу уважительно и изысканно, как того требовала наша «ученая дискуссия». Как будто мы попадали в другое измерение, вокруг становилось темно и таинственно, бледно светила луна, мы включали наши фонарики-прожекторы и долго бродили до дачным влажным от ночной росы дорожкам…



Меня часто спрашивают, как привить своим детям любовь к учебе? Моим ключом вхождения в мир знаний было чувство торжественности.


Часто сами школы лишь имитируют торжественность, линейки проходят хаотично и невыразительно, учителя – заранее уставшие, поникшие или истерично бодрые. Плотное расписание уроков, большие учебные нагрузки, строгие требования… Сама учеба превращается в суету сует, строгий церемониал забывается, подменяется обыденностью. Первое сентября часто воспринимается детьми как халявный день, свободный от уроков, когда можно быть ещё летним, расслабленным, дурашливым. Это день встречи со школьными друзьями, а не торжественный церемониал вхождения в мир знаний.


1 сентября – это церемония трансформации ребенка в разумное существо. Отныне надо тренировать и развивать память, внимание, наблюдательность, точность, аккуратность, терпение, доброжелательность, усидчивость, решимость. Обращать внимание на свои чувства, ощущения, эмоции. Соблюдать правила, этикет, вежливость и уважение к учителю. Закладывать основы правильного восприятия прекрасного и жизненной этики.


Иногда кажется, что самое главное в школьной учебе – чтобы ребенок испытывал неподдельный интерес к предмету. Да, это важно. Но ещё важнее, создание атмосферы торжественности при соприкосновении со знаниями. Торжественность невольно аккумулирует в человеке лучшие чувства, настраивает на высшие идеи. Торжественная обстановка разрушает любое самоуничтожение, жалобу, внутренние навязчивые просьбы и ожидания. Создает своеобразный заслон, заграждение от низших чувств и устремлений. Собранный внешний вид, строгость и нарядность прически, особая школьная форма, правила поведения в школе, соблюдение этикета между учителем и учеником – всё это неслучайные требования образовательного заведения. Очень важно для учеников умение напрягать свою энергию и направлять её в нужное русло.


Канал торжественности - самый прямой путь к получению знаний. Так мы готовим себя не к банальному, а к великому будущему.


Тогда, в то далекое утро 1 сентября на торжественной линейке я почувствовала, что у меня выросли крылья. С крыльями можно было смело идти учиться, так я получила недостающий мне «артефакт».


Как учиться без крыльев – я не знаю.


Мой совет: создавайте и поддерживайте в ребенке торжественную атмосферу получения знаний. Объясняйте значение строгой школьной формы, важность опрятного внешнего вида, состояние внутренней собранности. Создавайте для ребенка дома свой «учебный уголок», следите за порядком, особым отношением с портфелем, письменным столом и принадлежностями, уважительным отношением к тетрадям и книгам. Не разрешайте учить уроки в разгильдяйской позе, будучи растрепанным и несобранным. Пресекайте нытье, когда что –то не получается и не решается. Каждый день растите у своего ребенка крылья. Торжественность – это победное чувство. Начинать следует с него.



Первый раз в первый класс
Добавить комментарий