Некоторые вещи мы говорим одновременно другим и в то же время себе. Просто появляется вдруг чувство, что что-то должно быть сказано непременно вслух, почему-то мною, и именно вам, и себе тоже. И всё это должно произойти в первой половине ноября. Вот такие были исходные условия.
Так прошел наш семинар «Семейные отношения: между мужем и женой». Вы собрались и пришли. Я рассказала всё, что мне было положено сообщить вам. Моё благополучно стало Вашим.
Наиболее частое выражение речи - «муж и жена» и «наша семья». Как единое действующее лицо, состоящее из двух человек. Меня же всегда интересовало, что же находится между мужем и женой, какое образовано пространство, по каким правилам и законам. Туда, в это пространство непременно нужно засунуть свой любопытный нос, выведать и учуять главное, а затем целомудренно закрыть дверь в эту комнату Синей Бороды. А потом вдруг поумнеть, крепко накрепко запомнить, что и к чему, и жить дальше.
А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?
Эта детская считалочка-загадка очень похожа на развод: мужчина сделал что-то не то (А упало), жена осталась одна (Б пропало). И - осталось на трубе!
Вот это самое И – называется семейными отношениями, и несёт в себе тайну произошедшего развода. Своеобразный памятник. Оказывается, чтобы удержаться на трубе (быть счастливым) необходимо учитывать это И с самого начала. Нас изначально не двое, а трое: муж, жена и отношения между ними.
Поэтому и семинар был назван: «Семейные отношения: между мужем и женой»
Наш семинар направлялся вашими ответами на домашние задания. Мы следовали в том направлении, в котором вы отвечали на каверзные вопросы. И в них – ваших домашних заданиях - рождаются серьёзное и ответственное отношения к себе, щемящие сердце вопросы уже не ко мне, а к самой себе. И я с радостью и удивлением чувствую, что я в определенный момент больше не нужна, человек надежно вручен самому себе, начинает слышать самого себя и верить: для счастливой жизни нам всё дано. Изначально, как женщине. Нужно только вспомнить всё, и опереться на это, довериться.
Я хотела бы в качестве примера привести ответ на домашнее задание Марии, участницы нашего семинара и моей подруги. Вопрос был сформулирован в предыдущей статье (смотреть здесь)».
Итак, Мария пишет:
Домашнее задание № 4.
64 искусства для женщин, делающие их совершенными.
Какие качества (искусства) вам привиты с детства?
Какие качества вы приобрели сами дополнительно?
Какие качества вам хотелось бы приобрести?
Ответ:
- Пение – да, сколько себя помню, я любила и люблю петь. Для меня это одно из самых сильных эмоциональных проявлений, средство самовыражения, мощное энергетическое состояние. Проблема в том, что западает музыкальная память + незнание нотной грамоты. При этом в школьные годы я несколько лет пела в академическом хоре (1 сопрано). Очень жалею, что должным образом не развила эту свою способность.
- Игра на музыкальных инструментах – к сожалению, нет. Была попытка учиться играть на гитаре, которая закончилась одним аккордом. При этом для меня умение играть – сродни священнодейству. Преклоняюсь перед теми, кто умеет это делать, завидую белой завистью. Когда-то давным-давно спросила маму, почему меня не отдали в обучение – ответила, что не было такой возможности (жили в глубинке, часто переезжали). В мечтах умею играть на пианино, гитаре, скрипке и чем-то сродни флейте.
- Танцы – танцами занималась с 7 лет. Около трех лет бальные танцы, потом с перерывом спортивно-эстрадные. Есть чувство ритма, чувство музыки, нет техники, зато интуиция и чутье. Знаю, что могу хорошо двигаться, но никак это не использую. Мечтаю о бальных танцах и танце живота.
- Оперетта (объединение танца, пения и игры на музыкальных инструментах) – в таком виде никогда не практиковала, но это – апофеоз моих нереализованных мечтаний.
- Украшение тела рисунками – насколько помню, ни разу не пробовала, однако испытываю любопытство к хорошим татуировкам и индийским рисункам хной. Это очень красиво. Вижу в этом сакральный обрядовый смысл (инициация).
- Письмо и рисование – с раннего детства очень любила рисовать, могла часами рисовать гуашью. Однако делать это не умела (или думала, что не умела), а родители не поддержали (уж не знаю, почему – наверное, я не просила). Люди, умеющие рисовать, для меня – сродни музыкантам – волшебники! Завидую белой завистью. И каллиграфия мне не далась. Как левшу в начальной школе переучили писать правой – почерк испортился, а старшая школа и студенчество довершили этот процесс. Так что и красивый почерк, твердая рука и изящные линии – не для меня.
- Создание и украшение божественных форм из цветов и риса – хм… не припомню за собой такого. Хотя создавать цветочные композиции и вообще букеты люблю.
- Убранство постели или софы цветами – тоже пробел. Даже близко ничего такого. Люблю аккуратно заправленную кровать, стараюсь делать это сама, но цветами или еще чем-либо не украшала, лепестками роз не осыпала.
- Умение украшать зубы, расписывать (украшать, окрашивать) одежду, волосы, тело, ногти и т.д. – эх…в этом, Маша, я, как ты говоришь, хабалка. На все это у меня нет сил/времени/желания/усидчивости/настроение/навыка и т.д. В этом я проигрываю и остро это осознаю.
- Установка витражей, украшение пола витражами – витражи очень люблю, но дела с ними никогда не имела (кроме как реферат про них писала по искусствоведению).
- Искусство создания ложа и обрамляющих ложе ковров, и подушек (диванных) – склонность есть, однако не развивается, и нет поля применения. Но очень люблю многослойность ложа, пледы, подушки и другие средства «формирования» места сна и отдыха.
- Игра на музыкальных бутылочках (бокалах), наполненных водой – знаю об этом, но не стремлюсь. Вот муж может поводить пальцем по краю бокала, на половину наполненного водой. Я сама никогда первая не предложу.
- Собирать и сохранять воду – есть склонность к этому. Я всегда просчитываю «запасы» воды дома: слежу за наличием фильтрованной воды, воды для цветов, для морского поросенка; стараюсь бережно относиться к расходу воды.
- Создание картинок, элементов декора, отделки – эх, плохо у меня с мелкой моторикой, от этого и «западают» все пункты, связанные с ручной работой.
- Плетение, нанизывание четок, ожерелий, гирлянд, венков, венцов, диадем – большая проблема с терпением и усидчивостью, поэтому я редко практикую подобные вещи. Однако люблю плести венки – и это неплохо получается. Вообще создавать некий рисунок из повторяющихся элементов на одной нити – мне интересно. Другое дело, что осознав, что что-то не получается, я быстро охладеваю и забрасываю.
- Украшение головы платками, тюрбанами, венками, плюмажами (украшение из перьев птиц), гребнями, цветами – мне очень это нравится, но навыка нет. Могу делать себе венок или закалывать цветы в волосы; гуляя в горах, могу подобрать птичье перо и вставить в волосы; люблю сложные прически с использованием заколок, лент, платков и ободков, но руки меня не слушаются, и никакие прически не получаются.
- Актерское искусство, умение держать себя на сцене – убеждена, что есть очень хорошие данные. Мне об этом все говорят всю жизнь. Тешу себя тем, что могла быть поступить в какой-нибудь ВГИК или Щукинское училище. Сколько себя помню, всегда играю – на утренниках в детском саду, в самодеятельности в школе и вузе. Люблю публику, умею работать на нее.
- Умение украшать уши (знание, что нужно одевать в уши, а чего не нужно) – с украшениями у меня все сложно. В этом деле я минималист – сама мало что покупаю (в основном дарит мама), уши часто «голые» - я ничего не ношу. Так и с другими украшениями. Дома снимаю все полностью.
- Искусство создания духов и ароматов – полный профан. Знаю запахи, которые мне нравятся, но не умею смешивать. Создавать что-то сама никогда не пробовала.
- Правильное ношение украшений, драгоценностей и аксессуаров в одежде – уже писала, что страдаю каким-то ущербным минимализмом. Или совсем ничего не ношу, или ограниченный набор.
- Знания и управление иллюзией (майей) – могу сказать, с пространством иллюзий, вымыслов, образов и фантазий я очень близко связана. Напридумывать и нафантазировать могу многое.
- Ловкость рук, искусство ручной работы – первая реакция – это написать, что это не мое. Однако руки достаточно ловкие, могу делать мелкую работу, связанную с домом и бытом. Но что касается творчества, украшательства и т.п. – не могу сесть и сделать, поскольку не хватает терпения.
- Кулинарное искусство – точно не мое искусство! Ограниченный набор блюд, без экспериментов и совершенствования. Я не люблю готовить.
- Приготовление лимонадов, шербетов, подкисленных напитков, настоек из растений с правильным вкусом и цветом – люблю варить компоты, но не часто это делаю. Вообще склонность есть (кисели, компоты, лимонады, морсы, отвары), но в каком-то зачаточном состоянии.
- Шитье – есть школьный опыт + что-то шила, перешивала для себя и дома. Нравилось и видела результат, носила то, что шила сама. Но давно этим не занималась.
- Умение плести из нитей, волокна, шерсти различные красивые мелочи: цветы, животные, розетки, салфетки, пуговицы и т.д. – если говорить о вязании, то с подросткового возраста умею вязать спицами и крючком (училась у знакомых женщин и ходила в кружок вязания). Вязать люблю, могу это делать долгими часами. Это для меня очень комфортное времяпрепровождение. При этом вяжу редко (очень редко). Красивые мелочи не делала никогда, лишь давным-давно в кружке вязала тонким крючком ажурные салфетки. В основном вязала носки, шарфы и шапки.
- Решение головоломок, загадок, понимание скрытого подтекста слов, разгадывание устных загадок, умение отвечать на каверзные вопросы – интересное для меня занятие, всегда стараюсь найти ответ и правильное поминание. Воспринимаю это как зарядку для ума.
- Искусство играть – игры с рифмами, умение закончить строку чужого стихотворения – да!!! Обладаю чутьем, могу по ритму и содержанию найти правильное окончание стихотворения. Сколько помню, это было у меня всегда. Окружающие удивлялись и считали, что я знаю это стихотворение или песню, хотя я просто «угадывала».
- Искусство мимики и имитации – думаю, что владею многими приемами. Это тесно связанно с актерскими данными и способностями. Могу мимикой передавать много информации. Владею жестикуляцией.
- Искусство читать нараспев, с интонацией – да!!! Художественное чтение, постановочное чтение, мелодекламация – пробовала и получалось. Очень люблю, комфортно себя при этом чувствую.
- Владение скороговорками, фразами, сложными для произношения, умение играть в скороговорки с детьми – не могу сказать, что занималась этим с детьми, не было такого опыта. Но со скороговорками часто сталкивалась, когда пела в хоре - мы проговаривали и пропевали их во время распевок.
- Фехтование, искусство драки на палках, умение владеть луком и стрелами – фехтование еще с детства для меня – очень красивое зрелище и вид борьбы. Если раньше оно у меня ассоциировалось исключительно с мужской красотой и доблестью, то теперь я понимаю, что это искусство, доступное женщине, – здесь дело не в физическом превосходстве, а в ловкости, хитрости, изворотливости. В это борьбе женщина может победить мужчину. Что касается драки на палках, то никаких мыслей у меня на этот счет не было. Думаю, что женское, в целом, и мое, в частности, желание взять что-то в руку и этим ударить посильнее кого-то, кто меня достал или разозлил, - это отголосок данного умения. Лук как оружие очень люблю, всегда хотела и хочу овладеть этим искусством. Для меня – это воплощение изящества, грации, благородства. Это во многом женское оружие (амазонки, например), с ним женщина не нуждается в большой физической подготовке, силе, массе тела и т. д. Здесь главное – зоркость, быстрота реакции, выдержка и умение ждать. По сути, лучник – это древний снайпер. А снайперы-женщины – это серьезно.
- Мастерство делать выводы, заключения, находить причины – да! Восстановление причинно-следственных связей, аналитика, умозаключения, выводы на основе фактов, их сопоставление – со школьного времени.
- Плотничество, умение приладить, приклеить – приладить, приклеить, скрепить, и т.д. – это мне близко. Люблю, чтобы все было аккуратно, чтобы уголок подходил к уголку. В детстве, в школьные года часто приходилось много работать с клеем – очень нравится сам процесс, когда вот из двух частей получается одна, когда что-то надежно закрепляется! Люблю дерево как материал (трогать, гладить, шкурить, придавать форму), но серьезно плотничеством не занималась.
- Знание архитектуры, искусство построить – архитектуру как искусство очень люблю и уважаю. Разбираюсь, есть любимые направления и стили. Любила в детстве играть с кубиками, собирать из конструктора дома (маленькие деревянные модели домов – была любимая игра). Вообще к домостроительству отношусь с уважением. Хочу принять участие в строительстве своего дома, но боюсь, что руки меня подведут.
- Знание о золоте и серебре, о монетах, о ювелирных украшениях, о драгоценных камнях – имею представление об основных драгоценных металлах и камнях. Ценю их и уважаю. Очень люблю серебро и ношу его. С золотом мой организм не уживается – не принимает. Знаю любимые сочетания (например, серебро и жемчуг, серебро и бирюза). При этом отношусь к драгоценностям спокойно, не фанат и не шопоголик.
- Знание химии и минералогии – эх, с химией плоховато (один из самых нелюбимых предметов школьной программы), хотя признаю ценность, важность этих знаний для жизни человека на земле. Минералогия для меня – интересная дисциплина, всегда с любопытством смотрю на выставки камней. Вообще почва, камни, песок – интересный объект для изучения и рассмотрения. На это времени не жалко.
- Знание окраса драгоценных камней – знаю определенный минимум, без глубоких познаний. Есть любимые камни, в окрасе которых немного ориентируюсь («старая» и «молодая» бирюза, карадагский и индийский сердолик), хотя это ведь полудрагоценные и поделочные камни. Про совсем драгоценные знаю мало и банальную информацию.
- Знания, как найти камни, как добыть минералы, полезные ископаемые (знание шахт и рудников) – только то, что узнаю в течение жизни, бывая в разных местах: знаю про ископаемые Кольского полуострова и основные места добычи, что-то про Нижегородскую область, что-то про Крым. Способы поиска, геологические изыскание – такой специальной информации нет.
- Уход за садом. Знание деревьев и растений, умение диагностировать болезни деревьев, лечить их, определять возраст деревьев – очень люблю это в теории, на практике не доходят руки. Основная проблема – хроническая лень и нелюбопытность. Это самое страшное сочетание, на мой взгляд.
- Умение проводить устраивать состязания (петушиные, перепелиные бои) – думала, думала, поняла, что какой-то незафиксированный опыт, безусловно есть, но сложно его проанализировать. Быть тем, кто стравливает, науськивает одного на другого, наверное, приходилось, точно так же как и разнимать, примирять, следить за правилами игры.
- Умение научить попугая или скворца говорить – не было опыта. Что-то смутное вспоминается, возможно, когда-то в гостях был повод «поболтать» с попугаем, но это было кратковременно и никаких результатов не принесло.
- Умение наносить ароматические масла на тело, умение умащивать волосы благовониями, укладывать их в прическу, и вплетать ленты – с этим всегда проблемы. Умащивать могу и люблю, но крайне бессистемно и хаотично. Волосами специально не занимаюсь, на прически руки вообще не заточены.
- Умение читать между строк, понимать смысл загадочно написанного текста – во многом умею, читаю смысл за текстом, улавливаю тайные, скрытые знаки и смыслы. Способна создавать новые смыслы на основе прочитанного. Способна сама создавать такие тексты.
- Умение говорить, меняя форму слова, говорить загадками, шифрами – могу, есть опыт, периодически практикую. Это интересная словесная и смысловая игра.
- Знание языков и национальных диалектов – к языкам есть склонность, но он должна подкрепляться системой обучения и повторения, чего у меня нет. Есть тяга и большое желание изучать языки (европейские, прежде всего). Что касается диалектов, то владею теоретическими знаниями о российских диалектах, могу что-то определить на практике, могу стилизовать речь. Не более того.
- Украшение повозок цветами – однажды украшала свадебный кортеж мужниного брата: вязала ленты, шарики и что-то еще. В принципе представляю, как украсить транспортное средство – будь то машина или лошадь.
- Умение изготовить янтру, адресное заклинание, талисман (оберег), соединять браслеты – что касается оберегов, талисманов, любых «охранительных» предметов, то знаю о них, понимаю силу, есть опыт их создавать. Когда отправляю кого-то в дальнюю дорогу, когда хочу вложить во что-то всю силу добра, любви и заботы.
- Упражнения для ума – умение закончить станс или строфу получив начало, стихотворные загадки, приведение всего стиха по заданной его последней четверти – делала как задание на поэтических конкурсах и олимпиадах. В большинстве случаев удачно справляюсь. Это хорошая тренировка для ума и остроумия.
- Написание стихотворений – да!!! С 8-9 лет. Очень легко дается, постоянно строки в голове, на втором, третьем, четвертом плане – всегда прокручиваются фразы, строки, образы.
- Умение пользоваться справочниками и энциклопедиями – да, за очень редким исключением, всегда справляюсь, умею и люблю это делать.
- Умение изменять, преображать или маскировать внешний облик человека – очень интересная для меня практика. Приходилось и переодеваться, и преображаться, и маскироваться. Чаще всего на праздниках и во время костюмированных представлений.
- Умение изменять внешний вид вещей так, чтобы шелк становился похожим на шерсть, грубые, вещи массового потребления выглядели как эксклюзивные, новые, красивые – наверное, с такой практикой не сталкивалась. Сейчас сложно вспомнить.
- Умение вести различны виды игры, сопряженной с опасностью и азартом – я очень труслива, боязлива, не люблю рисковать, не азартна. Во всяком случае, мне так кажется.
- Умение завладевать чужой собственностью с помощью мантр (в английском переводе muntras) чар. (В русском, приемы Кучумары заключается в приобретении того, что оказывается не достижимым другими путями) - ?
- Мастерство в подвижном виде спорта – в детства была очень подвижной – быстро бегала, прыгала, куда-то залезала, что-то перепрыгивала. В командных играх особо не отличалась. Думаю, что сейчас остался бег, быстрая ходьба.
- Знание норм этикета, и того, как уделять внимание, и высказывать уважение с помощью комплиментов – люблю и владею. Знание основ и правил подкрепляю интуицией и чутьем + вниманием к окружающим.
- Искусство побеждать – боюсь, что не всегда это искусство мне подвластно.
- Знание гимнастики – да, знаю те упражнения, которые входят в комплекс лечебных упражнений для моего позвоночника, знаю упражнения утренней зарядки, которая меня бодрит. Знаю, как мне лучше вставать с постели (как подтягиваться и «расправлять» тело). Другое дело, что это знание не всегда реализуется на практике.
- Искусство узнавать характер человека по его внешнему облику – надеюсь, что многое знаю и понимаю. Во всяком случае, часто «правильно считываю» человека по его внешности и манере говорить. Люблю изучать людей, наблюдать за ними.
- Умение разбирать и составлять стихи – о да, да, да! Пишу с 8-9 лет. Разбираю и анализирую примерно с 14-15. делаю это часто и с удовольствием. Это то занятие, которое я никогда в жизни не прерывала, находя в нем радость, наслаждение и смысл.
- Арифметическое восстановление - ?
- Изготовление искусственных цветов – пробовала когда-то, но ничего толкового не получилось.
- Умение лепить из глины фигуры и лица – был опыт лепки уже во взрослом возрасте. Знаю, что это очень сильная практика (есть знакомые керамисты), но мало этим занимаюсь. Есть ряд мелочей, которые я сделала сама или под четким руководством профессионала. Вообще очень люблю керамику, особенно бытовую (посуду, вазы, декоративную плитку и т.д.).
Далее, я получаю от Марии следующее письмо:
По ходу заполнения этих пунктов, в процессе прописывания своих качеств и их оценки, меня постоянно сопровождало чувство сожаления, осознание своей ущербности, недоразвитости. Причем это возникло уже сразу, при анализе самых первых качеств, таких как пение, танец и рисование. По ходу выполнения задание это тягостное состояние только усиливалось. Мне стало жать утерянных возможностей, ушедшего времени и нереализованных талантов. Мне стало горько оттого, что сегодня, как и 10 лет назад, многое в моих силах – наверстать, узнать, понять, попробовать – однако я не делаю этот шаг, а лишь сожалею. Основная тональность – сожаление о несделанном. Подумала, что если бы реализовала хотя бы часть из того, что дано от рождения, к чему есть способности, то насколько ярче и разнообразнее была бы моя жизнь, сколько способов самореализации было бы в моем распоряжении. Итак, сожаление о нереализованном.
И еще. Лень и нелюбопытство – это худшее из возможных сочетаний, которое человек допускает в своей жизни. Именно это и мешает мне последние 10-15 лет, воплотить и реализовать то, что не получилось в детстве. Это для меня сродни приговору.
И последнее. Это домашнее задание буквально добило меня тем, насколько остро я почувствовала неразвитость рукотворного труда, мелкой моторики, ловкости рук, умения торить руками. Это самое больное место, ужасный пробел в моих навыках и умениях. Люди, умеющие рисовать, вязать, шить, что-то плести, что-то украшать, лепить из глины, мастерить поделки с детьми – это обладатели сверхчеловеческого умения, по моему глубокому убеждению. Мне это недоступно. Я не могу создать рукотворную красоту – маленькую, изящную, тонкую, изысканную. Я ужасно комплексую и прикрываюсь тем, что работаю головой.
Мой ответ Марии:
Искусства, делающие женщину совершенной – не насилие над женской природой и привнесение чужеродного, а раскрытие внутреннего дара.
Итак, всё дано. Мы интуитивно знаем, что пение, рисование, танец, игра на музыкальных инструментах предписаны нам свыше, и без этих навыков нам тошно и ущербно. И вся правда в том, что мы всегда будем чувствовать это. Это суть женской природы – в отзывчивости. Голосом, пением, танцем, рисунком. Мы не реагируем на ситуацию, а именно отзываемся. И этот отзыв многолик. Мы не можем быть простыми, как штыковая лопата. И не можем быть сложными в повседневной жизни, согласно занимаемому нами статусу и должности на работе.
Отзывчивость означает: воспринять что-то - увидеть, услышать, почувствовать - и отозваться звуком. Этот звук или отзвук проявляется в душе, и требует своего раскрытия. И в этот момент мы решаем быть женщиной – раскрыть своё внутреннее бытие и ответить не по топорному (волевым мужским натиском – силой), а по-женски – изящным словом, пением, танцем. Уступчивостью, которая не гасит первоначальный импульс мужчины, а разрешает ему быть в другой, неоднозначной и многоликой форме. Служением, которое восстанавливает порядок и прозрачность жизни, укрепляет мужскую волю.
Если мы не отзывчивы, то нет и самого искусства. Неотзывчивость, бесчувственность, тоска и депрессия губят женщину и её искусства. Женственность – это изящный ответ на трудности бытия.
Поэтому, если не утрачена отзывчивость, то танец, рисунок и пение восстановимы не через сложное обучение, а из самой себя – из собственного сердца.
Маша, сожалеть о нереализованном – пустое. Это называется отыгрыванием (игра с самой собою). Отыгрывание занимает столько же сил, как и само вовремя не совершенное адекватное действие (спеть или пуститься в пляс). В этом смысле безжалостность к себе самым быстрым способом возвратит тебя к природным способностям, которые, как ты сама пишешь, даны тебе с рождения. Женские совершенства называются так не потому, что они совершенны (идеальное пение, рисунок), а потому, что они, прежде всего, практикуются (свершаются) и включаются в нашу повседневность.
Ты пишешь про лень. Но твоя лень – она, как я замечала не раз, лень богатого. Одаренный человек часто ленив. Потому что у него всё есть! Попробуй доказать себе, что тебе что – то не хватает. Боюсь, упрешься в собственное совершенство. Я думаю, что если только тебе заклеить рот и не разрешать писать в течение месяца, ты порадуешь нас своими новыми искусствами. У тебя нет нужды в этом. Нужду надо тщательно копить, как силу давления и воздействия на самоё себя.
Далее, про мелкую моторику, как ты пишешь, вообще ложь! Поскольку я хорошо тебя знаю, даю письменное подтверждение, что мелкая моторика пальцев и кистей у тебя хорошо развита! Другое дело, ты не пользуешься этим под предлогом: мне этого не дано! Очень скупо и неверно описываешь некоторые навыки:
40. Уход за садом. Знание деревьев и растений, умение диагностировать болезни деревьев, лечить их, определять возраст деревьев – очень люблю это в теории, на практике не доходят руки. Основная проблема – хроническая лень и нелюбопытность. Это самое страшное сочетание, на мой взгляд.
Маша, ты давно занимаешься садом. Имеешь все необходимые навыки, аккуратна и разборчива.
Твои навыки и знания, как обращаться с растениями, выше средних. Ты помнишь, сколько замечаний ты мне сделала у меня на даче?
Далее. «Я не могу создать рукотворную красоту – маленькую, изящную, тонкую, изысканную. Я ужасно комплексую и прикрываюсь тем, что работаю головой.
А вот здесь много правды! Ты выбрала работать головой в ущерб всему остальному! А также твоё образование, социальные требования, работа поддерживают и укрепляют тебя в этом. Коварная эта штука - работать головой!
Может перечеркнуть все 64 женских искусства сразу и навсегда.
Хорошо знаю по себе, что однажды сделанный выбор «быть умной, а не красивой», уничтожает женскую судьбу. Такой выбор часто делают «папины дочки». Отец гордиться нашими достижениям, всячески поощряет наше образование и успехи на работе. И какой же взрыв негодования можно вызвать у нас, если назвать нас глупыми! У нас не останется ничего! Мы давно тайно обменяли 64 женских совершенства на одно мужское: быть умной! Господа, так не забирайте же его у нас!
Да, голова мешает. Если отложить голову в сторону, то вполне возможно практиковать, так или иначе, все 64 искусства каждый день. Женственность рождается через отзывчивость, укрепляется практикой. Мы превращаем наши навыки в искусства в силу безопасности и нашей доверчивости к жизни, восстанавливаем её красоту и гармонию.
Если бы не это домашнее задание, я бы никогда не узнала, что ты любишь петь, как для тебя важно актерское мастерство, и сколько значения ты вкладываешь в сочинительство стихов и остроумие.
Спасибо тебе за обстоятельный ответ.
Спасибо всем девочкам, участницам семинара, за ваши ответы. Теперь я знаю вас лучше.
Женских совершенств, на самом деле, не 64, а значительно больше.
Искусство быть женщиной – не прихоть и пожелание, а наша с вами судьба.
Когда- то в детстве у нас всё легко и быстро получалось. Мы знали о своём даре. Потом жизнь даёт понять, что это был лишь намёк на талант, и нам приходится отрабатывать этот дар, присваивать его заново, забирать у жизни своё, однажды увиденное и почувствованное. Радость творчества превращается в муки творчества, и это значит, что мы взрослеем и берем ответственность на себя.