Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Декорирование от Марии Флеро

Что может быть лучше для двух женщин, чем беседа за чашечкой чая о детях, кроватках и плюшевых мишках? Выбрав темой очередного интервью с Марией Флеро декорирование детской комнаты, я предвкушала приятное времяпрепровождение… Разговор получился как всегда неожиданным.

Мария Медвидь

— Мария, я всегда считала, что из всех комнат детская – самая мобильная, изменчивая, недолговечная. Она напрямую связана с взрослением человека, и сама вырастает, перерастает свою детскость. Так ли это?

— Как правило, ребенок живет в своей комнате с рождения и до 18 дет. Сколько раз за это время в ней может быть сделан ремонт? Раза два или три. Три ремонта – это три разных обстановки, соответствующие этапам взросления. Зачастую этап младенчества проходит вне детской комнаты, когда ребенок обитает в спальне родителей. По опыту нашего российского быта, в свою отдельную комнаты ребенок начинает отделяться где-то к трем годам. Этот переход отмечается сменой спального места - приобретением небольшой детско-подростковой кровати. Уже после 10 лет спальное место становится серьезным, взрослым, отвечающим личным пристрастиям, интересам и т.д.

Точно также игровые столы начинают уступать место письменным и компьютерным, с подросткового возраста появляется необходимость в коммуникационной зоне для удобного расположения всей компании друзей, пришедших в гости. Иногда родители уже с трех лет планируют капитальную детскую комнату «на вырост».

Моя практика декоратора показывает, что, при покупке квартиры, детская комната, как правило, ремонтируется в последнюю очередь. Первые годы ребенок находится рядом с матерью, а когда его отселяют в отдельную комнату, она оформляется как долговременный проект. Здесь работает простое правило: сначала минимум мебели и максимум игрового пространства, потом мебель «скрадывает» игровое пространство письменными столами, шкафами, книжными полками и т.д.

Однако нужно помнить, что подобные плановые изменения в детской могут полностью пересматриваться, когда в семье ожидается еще один ребенок. Тогда цикл смены обстановки в комнате возобновляется или же становится принципиально иным, если она будет принадлежать двум детям.

— Каково твое профессиональное видение оформления детской? Есть правила, которые нельзя нарушать?

— Прежде всего, одно принципиальное замечание: при оформлении детских комнат избегайте клише. С чем я часто сталкиваясь? Для девочки – комната принцессы в бежево-розовых тонах, для мальчика – комната крутого парня с постерами мотоциклов, мощных машин и т.д. Это очень вредные образы для копирования и подражания, негативно сказывающиеся на воспитании и развитии. Так в красивой обертке насаждается индивидуалистическое начало. Лично я выбрала бы для оформления детской образ Теремка из русской народной сказки. Подобная комната-Теремок была бы похожа на дружный мир детей, зверей и игрушек, уютный дом, куда всех принимают, где учат делиться, прощать и понимать.

Другой распространенный стереотип — оформление детской комнаты в очень ярких, интенсивных цветах. Кислотно-оранжевые и салатовые, лимонно-желтые и фиолетовые стены, ковры, шторы и постельное белье лишь перевозбуждают психику ребенка. В такой комнате тяжело находится и взрослым, и детям.

Теперь о конкретных правилах. Начну со стационарного спального места. Когда я говорю «стационарное», я подразумеваю хорошую кровать с пружинным матрацем. Ни в коем случае не раскладные диваны. Складывающийся после сна диван психологически уничтожает постель. Для ребенка исчезновение кровати даже днем — очень болезненное переживание. Кровать для ребенка — это норка, место укрытия. Это его «домик». Стационарная постель дает чувство безопасности. Если она сворачивается, складывается, видоизменяется, у ребенка нарушается стабильность бытия. Кроме этого, безусловно, важно соблюдение ортопедических норм здорового сна. В этом отношении нет ничего лучше качественного пружинного матраца.

Второй важный момент — это создание игрового пространства. Именно пол в детской становится настоящим игровым плацдармом. Подбирая напольное покрытие для этой комнаты, нужно избегать пористых фактурных поверхностей, собирающих пыль и затрудняющих частую влажную уборку. Обязательным будет и прочный среднего ворса ковер, удобный для игры и обеспечивающий теплоизоляцию.

Я глубоко убеждена, что кровать не нужно делать игровым пространством. На кровати можно отдыхать, валяться, читать, смотреть телевизор. Если ребенок и спит, и играет на кровати, происходит определенная дезориентация. Могут возникать проблемы со сном, засыпанием, поскольку спальное место будет восприниматься не как место тишины и покоя, а, наоборот, активности.

Идеально, если у ребенка есть и пространство для общения с друзьями. Это становится особенно актуально в подростковом возрасте. Такой коммуникационной зоной может быть небольшой диванчик или кушетка, куда можно усадить гостей. Если размеры детской комнаты не позволяют это сделать, можно оборудовать для этих целей кровать. О чем нужно здесь помнить?

Во-первых, покрывало детской кровати — далеко не декоративный элемент. Это ткань, испытывающая такие нагрузки, как ежедневные многочасовые ерзанья, ползанья, сползания и заползания, закутывания и т.п. К нему предъявляются повышенные требования. Материал должен быть достаточно прочным, фактурным, негладким, чтобы не соскальзывать на пол. Во-вторых, нужны подушки, которые приставляются к стене, моделируя спинку дивана. Часто, выполняя заказ по декорированию детских комнат, мы изготавливаем мягкую стенку для кровати — своеобразную боковую панель, защищающую стену от затирания и обеспечивающую дополнительное удобство.

— Если мы говорим о функциональности текстиля в детской комнате, то какими должны быть шторы?

—Шторы в детской зависят от обоев, поэтому сначала несколько слов об обоях. Я за то, чтобы стены в детской были максимально нейтральных, светлых, нежных, прозрачных тонов. Без всяких рисунков. Рисунки можно оставить текстилю и поменять текстиль, если возникнет необходимость. Поменять обои – уже не так просто. Если мы говорим о периоде младенчества и раннего детства, то лучше повесить шторы с рисунком, но при условии, что этот рисунок будет интерактивным. Если на ткани изображен Винни-Пух, то мы должны видеть его мордочку, а не спину. Если нарисованные герои замкнуты на себе, например, две танцующие бабочки, взгляд которых невозможно поймать, такие шторы не располагают к коммуникации. Ребенок здесь лишний. Что дает интерактивный рисунок? Непосредственное общение, развитие фантазии и воображения.

— Твое мнение о телевизоре в детской комнате – нужен ли он, и, если да, то как ребенку его смотреть?

Да, сегодня дети с раннего возраста смотрят телевизор, и не важно, что это – мультфильмы с диска или детская телепередача – важно, чтобы ребенок сам выбирал дистанцию, с которой он это делает. Дистанцироваться можно с помощью легкого переносного пуфа – текстильной «груши», набитой гранулами. Этот пуф ребенок может таскать за собой по квартире, может перемещать при просмотре телевизора дальше или ближе к экрану, в зависимости от того, что он смотрит. Я всегда вспоминаю, как в детстве я смотрела мультфильм «Аленький цветочек»: когда показывали Настеньку, я буквально прилипала к телевизору, а когда появлялось чудище, я отпрыгивала назад и смотрела с порога комнаты. Не отгоняйте ребенка от экрана, не сажайте его на стул на «безопасном» для глаз расстоянии. Он сам выберет для себя оптимальную дистанцию. Этот период быстро пройдет, но вы сможете понять, что нравиться малышу, а чего он боится.

— Маша,на семинарах по психодизайну ты часто говоришь о бэбицентизме, которым страдают многие современные родители, особенно молодые мамы. Какие рецепты для его лечения ты можешь предложить сейчас, в разговоре о декорировании детской комнаты?

— Для меня это острая тема. Рискуя вызвать возражения трепетных мам, я планирую написать отдельную статью, посвященную развенчанию такого пагубного для семьи явления как детоцентризм и вообще посвященную жизни женщины в декретном отпуске. Практика показывает, что это больная, злободневная тема нуждается в проработке. Так что на за горами очень серьезный разговор с молодыми мамочками!

Сейчас я коснусь болезни многих наших квартир — захламленности, перегруженности игрушками и детскими вещами. Детская комната начинает расползаться по всей квартире, и остановить эту бэби-экспансию практически невозможно. Игрушки буквально выпирают из всех щелей. Сейчас нет ничего более легкого, чем купить ребенку игрушку, и они покупаются, покупаются, покупаются... Я вижу в этом некий откуп от собственного ребенка, подмену родительского внимания. А ведь именно с игрушки начинается воспитание, приучение к порядку.

Мир детской комнаты, заведенный в ней порядок — это индикатор общего устройства квартиры, налаженного быта. По детской можно судить о хозяйственных способностях жены и матери, о ее тайм-менеджменте, если хотите. Продумайте систему хранения игрушек, разработайте логистику детских товаров!

Ребенок может играть со своими игрушками только в своей комнате. Да, он берет любимую машинку и прикатывает ее в гостиную, где папа с мамой смотрят телевизор. Но оставлять там машинку на ночную парковку нельзя. Каждая вещь имеет свое место, и ребенок изначально должен приучаться к порядку. Если машинки с самолетиками базируются на папином рабочем столе, в кухонной раковине плавают резиновые уточки и бегемотики, а среди маминой косметики живут куклы дочери, порядка в доме нет и не будет.

Ребенка нужно воспитывать так, чтобы ни при каких обстоятельствах он не был вандалом в квартире. Четко ставьте рамки, за которые нельзя заходить. Играть с мячиком в прихожей, где зеркала и красивая люстра, — нельзя, рисовать на обоях новыми карандашами — нельзя, устраивать вечеринку в отсутствие родителей, рискуя прожечь шторы, — нельзя.

Да, не все просто и однозначно. Это очень сложный вопрос и долгий разговор. Из наших домов исчез порядок. Исчезла однозначность действий — что можно, что нельзя. Зачастую родители разрешают своему любимому чаду буквально все, демонстрируя тем самым безмерную любовь. Но это страшная ловушка для всех. Это нарушение интересов взрослых, смещение приоритетов в сторону ребенка.

По моему глубокому убеждению, ребенок не должен ставиться в центр семьи. От этого проигрывают все. Дети — лишь гости в родительском доме, они однажды приходят и однажды уходят. Отдавать ребенку лучшую комнату, заполнять квартиру игрушками, — это не приведет к порядку. А ведь порядок — основа организации детской комнаты. Только после этого можно говорить о декорировании.

Продолжение следует...

Комментарии  
Мария, пожалуйста-пожалуйста, давай уже начнем «серьезный разговор с мамочками» - ведь воспитание начинается с утробы :-) А с твоей помощью очень легко и приятно заводить ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ И СОБЫТИЙ. С огромным уважением, Галина
Добавить комментарий