Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Про дом, гнездо и манную кашу

Про дом, гнездо и манную кашу

Я очень чувствительна ко всему живому – к тому, что созидается, приносит благополучие, обретает свой самобытный порядок, начинает жить своей жизнью. В предыдущих статьях я уже писала о живых беседах и живых записях. Сегодня я бы хотела поговорить о живом доме!

Дом создается, как правило, двумя стадиями:

1 стадия – новаторская, ремонтно-преобразовательная. Это: перепланировка, перестановка, покупка новых вещей, мебели, декоративное оформление, домашний текстиль, продуманное удобство, комфорт, сподручность, уют, эстетически выверенные цветовые сочетания, освещение и прочие «таинства».

2 стадия – консервативная, накопительная, перфекционисткая.

В идеале, дом в начале создается (1 стадия), а потом уже живет своей жизнью, дышит, превращается в живое существо… нет, неправильно, в живое пространство! Структурированное, самобытное, капризное. С НОРОВОМ, со своим духом, душой и телом. Дом постепенно становится неразрывно связан с человеком, происходит незаметное сращивание хозяина и дома. Живой дом обладает ярким характером, это чувствуется с порога.

Я часто замечала, что всякую вещь в живой дом уже не внесешь – он отторгнет (вещь пропадет, сгинет, сломается, не приживется). Как, впрочем, и некоторых людей, они становятся строго «не вхожи» в дом, а некоторых людей наоборот, он будет притягивать магнитом.

В противоположность этому, иные дома бывают мертвыми, отчужденными, заброшенными, да и вообще – просто скверным местом, куда и зайти на минуту – неприятно. Вдохнуть новую жизнь в такой дом – ой, как не просто! С таким домом надо тщательно разбираться, искать причину его отчужденности и не дружелюбности. Но как правило, всё объяснимо, и дом постепенно можно развернуть в сторону жизни…

«Вить гнездо»

Эти две стадии в развитие дома соответствуют 2 нашим состояниям: в первом: создание проекта, ремонт, перепланировка, задумки, перестановки, обновки, закупки – это всё создание своего дома, то, что называется, «вить гнездо». А во втором – вдыхать жизнь в домашнее пространство. Я зову это состояние: «моя манная каша». Потом объясню, почему.

Давайте в начале более подробно разберем первую стадию - новаторскую. Эта стадия может быть для кого-то совершенно недоступна, а кто-то может растягивать её до бесконечности, забывая перейти во вторую.

Помните, как у перелетных птичек – гнездо создается каждый год заново, под будущее потомство, насест. Многие начинают с однокомнатной квартиры, обустраивают её, потом – стремительно «перерастают» её, покупают 2-комнатную, улучшенную, в новом районе – и так до бесконечности. Игра в жилье, как в разменную монету. Как в инвестицию. Как в финансовый актив. Человек нигде больше не пускает корни, он перестают быть растением, превращается в перекати-поле.

Или, наоборот, многие растягивают эту первую стадию до бесконечности: живут среди не разобранных коробок, и до сих пор ищут «тот самый цвет» обоев или плитки. Живут с чемоданными настроениями, что вот-вот с ними случится «новое жилье», и их жизнь кардинально изменится.

Кто-то совершенно не умеет гнездиться, вить гнездо. Быть добытчиком, рукастым человеком, настоящим мастером по ремонту, немного дизайнером и декоратором, да и просто – «домашним фантазером». Таким людям отлично подходят съемные квартиры с хозяйским электрочайником, разного рода общежития. Ещё у таких людей беспомощность проявляется в бесконечных страданиях от старых, доставшихся им в наследство, родительских квартир, неудобного жилья, вынужденной скученности. Человек не может сконструировать пространство под себя с учетом имеющихся возможностей, спасительным кажется лишь мечта о всем новом, дорогом, непременно своем жилье - такие люди чаще всего влезают в безумные ипотеки раньше срока (хотя они финансово к этому не готовы), берут на себя непосильное бремя дорогого ремонта, Но! Из просто нового и чистого почему не рождается налаженная жизнь. И снова – тупик! Надо вить гнездо! Ещё денег, советов, «идей для нового дома». Идей – много, гнезда – нет. Вера во всё новое и чистое маскирует непреодоленную беспомощность, отсутствие распорядительности, скрытую бездомность.

Мы часто мечтаем о новом чистом доме, новаторских настроениях и состояниях. Я зову это – «птичкины настроения». И очень редко я сталкиваюсь с тем, что женщины мечтают, стремятся создать подлинно консервативный дом, основываясь, прежде всего, на уже сейчас доступных ресурсах. Это уже – чисто человеческое, наше культурное наследие.

Мечтаете ли вы создать подлинно консервативный дом? Новаторские настроения принципиально ограничить строго по времени, завершить их, и срочно начать жить? Именно такой дом воспринимается как живое существо, в которое вдохнули жизнь, оживили своим присутствием и распорядительностью. Происходит медленное срастание дома с хозяевами. Симбиоз пространства и людей не по принципу берлоги, а по принципу пространства, красоты, порядка и святости семейной жизни.

Про дом, гнездо и манную кашу

Что такое дом как живое существо?

Это, прежде всего, привнесенный порядок, система контроля за домом, выверенные традиции, размеренность быта и хозяйственных циклов, отсутствие спонтанных перестановок, ПОТОМУ ВСЁ УЖЕ СТОИТ НА СВОИХ МЕСТАХ. Дизайнер, новатор должен покинуть это помещение – потому, как начинается собственно жизнь.

Мне, как дизайнеру, всегда казалось, что самое главное – создать правильные основы, выверенное пространство, убранство, чтобы в доме, наконец, «случилась жизнь». Я чувствовала себя старинным мастером механических часов, который заводит ключом механизм (дом), и жизнь начинает «идти и тикать». Изначально создать такую обстановку и атмосферу в доме, чтобы жалко было пачкать, рушить, быть попустительным к красоте и уюту, пренебрежительным и неаккуратным. Чтобы обстановка «держала и обязывала»!

Я ошибалась. Дом, обстановка сами по себе «держат» своего хозяина в определенных рамках, но – недолго. Сила человеческого воздействия на дом сильнее, чем силы воздействия дома на человека. Этот очевидный факт давался мне к осмыслению с большим трудом.

Я стала замечать, что у человека в отношении своего дома есть два вида «страдания» - от собственной безрукости (и «кривого глаза») и от собственной нераспорядительности. Часто люди видят своё участие именно как создатели гнезда, забывая привносить жизнь в свой дом. Просто так дом не оживает, даже от самой изысканной обстановки и усилий горничной по наведению чистоты.

Попробуйте задать себе вопрос: Ваш дом – это консервативная или новаторская система?

Для меня -

Дом давно уже стал консервативной системой. Я очень полюбила второй этап - здоровую подозрительность к любым изменениям. Гнездо на определенном этапе перестают вить. Всему найдено своё место, отведено своё время, совместные усилия по организации дома уступают место строго очерченным мужским и женским обязанностям, с сохранением четких границ. Отныне всё внимание – к отношениям в доме, а не к дому. Домашние обязанности становятся нешумными, недемонстративными, как бы приутопленными, как канва жизни, здоровая повседневность, за что, собственно, и не благодарят вовсе, это начинает восприниматься как норма жизни. Мы больше не носимся со своим домом, как с писанной торбой. Мы спокойно располагаемся. Согласно заведенному нами порядку и существующим традициям, ритуалам.

Консервативный дом может переживать всплески активности: генеральные уборки, (две: осенняя и весенняя), Новый год, Пасху, смену сезонов (4 раза в год). Это предотвращает «слеживаемость дома», незаметное накопление отрицательных энергий. Дом перетряхивают, моют, чистят, окуривают, проветривают, пекут пироги, наполняют запахами, приглашают гостей. Ставят елку. Обновляют дом уже радостными событиями, а не ремонтами или новыми вещами.

Заповеди настоящего живого дома:

  1. В живом доме должно быть меньше конфликтов и меньше изменений. Миролюбие - как ценность дома. Живой дом «не бурлит» страстями, а подчеркивает мирную, спокойную обстановку. Нет больше причин для разочарования – на смену приходит умиротворение. Дом, в котором много разочарований, – постепенно становится скверным местом.
  2. Живой дом дает ощущение стабильности – мы имеем дело только с теми ресурсами, которые уже созданы. Мы уже не мечтаем. Учимся создавать совершенную жизнь из несовершенных ресурсов. Нам уже ничего не надо – только мы сами, наше вдохновение, рукастость, навыки, терпение, повседневные труды.
  3. Дом ежедневно очищается от заносной заразы и скверны. Создается святость семейного пространства, оберегаемость дома от постороннего влияния.
  4. Основной вопрос, не что мы делаем, а – как? Наступает время для оттачивания перфекционизма домашних дел. Мы уже не бегаем за новым рецептом, как бы приготовить чего-нибудь вкусненькое, или за новой кастрюлей, а совершенствуем простые повседневные дела. Даже манную кашу мы варим с мерным стаканчиком для манки и молока, чтобы она всегда была строго выверенной консистенции, заливаем в итальянский глиняный горшочек, ставим на плиту на рассекатель, потом настаиваем под крышкой, протираем готовое варево через мелкое сито, немного взбиваем с маслом, охлаждаем до нужной температуры, и только в таком виде подаем на завтрак…
Про дом, гнездо и манную кашу

Вот этот перевод внимания с глобальных проблем жилья - до изысканной, всегда стабильной манной каши из глиняного горшочка – означает переход в здоровый консерватизм и подлинную радость жизни. Не от всего нового и чистого, а от собственного чувства меры, красоты и порядка (и это - не английская овсянка, а русская нежнейшая манная каша).

Так, постепенно, соблюдая эти принципы, дом становится выверенным пространством именно данной семьи, следы чужой заразы и влияния должны быть уничтожены.

Что ещё можно добавить?

Живой дом содержит также память и понятия о чести и достоинстве данной семьи, это – накопительная система. Длительная цель, яркие замыслы – вот что должно характеризовать домашнюю жизнь, а не одиночество, изолированность, равнодушие, безразличие.

Дом - это не простые формы сожительства, не близость в одной плоскости, без сложившейся иерархии. Соседство с мужем, с тараканами и пылью. Как будто есть так называемое, малое общество (мои домочадцы), где царит скукота и непослушание вещей – и большое общество - вечный праздник у соседа за забором…

В живом доме много неравенства, иерархии, предпочтений, симпатий. Как только мы даем равенство всем домочадцам - живая ткань дома распадается, дом перестает дышать, превращается в насильственную систему. Симпатии, предпочтения, прихоти, угнетение и презрение – всё это звучит в живом доме, без насилия и морализаторства. Да, забыла сказать, в доме не должно быть морализаторства. Только порядок. Дом держится на порядке и вашей распорядительности.

Это очень серьезный вопрос:

Создаете ли ваш сегодняшний дом как малую Родину, или это – очередное случайное жилье, разменная карта, выгодная инвестиция, то, что при случае легко можно продать или сдать в аренду?

Да, наша жизнь непредсказуема. Но любое жилище, связанное с нашим длительным пребыванием в нем, мы должны превращать по мере сил в свою малую Родину, в памятное и по-семейному святое место.

Малая Родина – не только место, где ты родился и вырос, но и то, что дорого по душе, по мыслям, теплое и радостное. Часть твоей памяти.

Я очень люблю бывать в гостях в домах, которые достигли развитой степени консервативности.

Вдыхать и чувствовать это живое пространство. Здоровое чувство консерватизма давно победило во мне дух новаторства и декораторства.

Я часто сталкиваюсь с тем, что многие женщины не любят и совсем не ценят эту консервативную стадию дома. Просто не доходят до неё, воспринимают как «старье», «аскетизм», надоедливость обстановки и докучливости быта. Любят преображать дом большими, дорогостоящим средствами, забывая о малых. Мне же всегда нравится, как преображается дом после генеральной уборки, от частого гостеприимства, семейных регулярных встреч, весенней рассады на подоконниках, букетов цветов, свежей домашней выпечки, привнесенной аккуратности неспешной домашней жизни. Даже, просто регулярно проветривать помещение, впускать в дом свежий дух – уже маленькая радость.

Вот это радостное обживание, тонкое налаживание домашней жизни – давно уже прочно заняли достойное место в моей душе. Я поняла, что умею создавать свою малую Родину, идти на встречу к ней.

Будьте очень внимательны к своему дому! Отслеживайте свои настроения и аппетиты в отношении домашней жизни, строго различайте новаторство и консерватизм. Помните, что дому, прежде всего, нужны настоящие хозяева и домочадцы, а не деньги и избыточные ресурсы. Постоянно привносите жизнь в свой дом, оживляйте его, создавайте святость своего жилища, занимайтесь перфекционизмом повседневных простых дел. Создавайте самобытный порядок своего дома, накапливайте радость, достоинство и благополучие в его стенах. И вы сами почувствуете, как дом начнет жить «своей жизнью», заботливо задуманной и созданной вами. И, тогда, возможно, случится настоящее чудо: ваш дом станет для вас лучшим местом на Земле. А деньги на манную кашу, я надеюсь, всегда найдутся!

Про дом, гнездо и манную кашу
Комментарии  
С душой сложенный образ дома. Спасибо

С некоторыми словами в статье возникло непонимание. Например, консерватизм (слово здоровый увидела позже), аскетизм, угнетение, иерархия. В привычном обиходе они «окрашены в неприятные цвета»
Пришлось растождествиться с привычным восприятием слов и просто проникнуться сутью. И все стало на места свои)
Аня, это – великие слова. Слова строгости и порядка. Да, в них есть прямое преодоление чувство приятности в пользу более возвышенных понятий. И наш дом, как приятное во всех отношениях место, может совершенно непротиворечиво впитать порядок и строгость, давая нам чувство удовлетворенности и собственной распорядительности.
Добавить комментарий