Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Декорирование от Марии Флеро

Эту статью написала Мария Медвидь, литературный редактор журнала «Красивые люди». Многие мои клиенты часто просят меня рассказать о декорировании, моей позиции и моём видении этого процесса. А я сама не очень люблю говорить об этом, это та ситуация, когда мне легче сделать и продемонстрировать результат. Мария пришла мне на помощь, и вот что из этого получилось.

Пишет Мария Медвидь:

Мы с Марией Флеро решили реализовать совместный проект: серию интервью, посвященных декорированию, которое и стало основой разработки её авторской концепции «Психодизайна». Информация о Марии Флеро всегда была частной, ее передавали из рук в руки, дополняя рекомендациями. Мария никогда не была сторонником публичности, собственного продвижения, предпочитая просто делать свое дело. Однако моими стараниями у нас получалось воплощать рекламные проекты..

Этот материал стал результатом нашей доверительной беседы (интервью, если сказать более официально). Зная Марию Флеро больше 10 лет, я постоянно ловлю себя на мысли, что для меня она — всегда новая. Никогда не знаешь, чем будет наполнена следующая встреча. Но в том, что она будет насыщенная, даже не сомневаешься. Эта динамика, здоровое любопытство к жизни, желание узнавать, постигать и учиться всегда подкупали меня. А еще — неподдельный интерес к людям, будь то клиенты или друзья, люди, с которыми она только что встретилась или давние знакомые. Ей начинаешь доверять, доверяться, когда понимаешь, что она знает и чувствует тебя немного больше, чем ты сам.

Итак,

Глава первая. Ваш мир.

— Маша, декорирование и «Психодизайн», о котором ты пишешь в блоге, — это два разных направления интересов и приложения сил или две стороны одной медали?

— Как декоратор я вхожу в дома людей уже почти 20 лет. За эти годы я перестала понимать значение слова «декорирование», но очень хорошо представляю, что такое «психодизайн». Я знаю о том, что существуют особенности восприятия пространства человеком и, не проповедуя какой-либо стиль, смотрю на дом с точки зрения жизни. Зачастую дизайн в интерьере уходит в сторону ненужного изыска и вычурности. Такой дизайн ради дизайна не учитывает человеческий фактор, присутствие человека в жилом помещении, и тогда становится неуютно, неудобно, несподручно. Посидеть в таком пространстве пять минут можно, а вот остаться надолго уже проблематично. Поэтому декораторство в чистом виде никогда не присутствовало в моей жизни и работе, зато я очень хорошо понимаю, что такое – жилой дом для человека.

— И что же такое — «дом для человека»? Мне как филологу, занимающемуся идеей дома в русской литературе, очень интересно твое мнение.

— Когда я захожу в квартиру клиента, я проделываю определенную процедуру: мысленно «запираю хозяина в чулане» и не позволяю навязывать мне его мнение, тем самым временно уходя от его восприятия своего дома. Оставшись таким образом наедине с пространством, я начинаю его изучать, составляю о нем впечатление, узнаю, что оно собой представляет. Это наше первое знакомство. Удобно ли это помещение, хорошо ли оно освещено, нет ли нарушения пропорций, давит ли на меня потолок, «жмут» ли стены? Я ловлю свои внутренние ощущения, доверяю первому впечатлению. Хочется ли пройти внутрь и осмотреться или же лучше сесть у порога и дальше не ходить? Куда мне хочется зайти в первую очередь, куда больше тянет? Я словно включаю в себе некий биолокатор и на основе ощущений составляю свое представление. И, поверьте, пространство способно многое о себя рассказать! Только после этого я выпускаю из воображаемого чулана хозяина и внимательно выслушиваю его.

Дома живут дольше людей, и у меня есть четкое убеждение, что мы не должны «засиживать» собой наши жилые пространства, то есть заполнять собственной субъективностью данные нам квадратные метры. Есть что-то глубоко гуманное и экологичное в том, чтобы оставить после себя помещение, несущее минимальные следы нашего присутствия. И не важно, кому мы передаем это пространство - новым жильцам, детям или внукам. Стены, потолок и двери лучше оставлять универсальными, нейтральными, а мебель, ковры, шторы, люстры, аксессуары, бытовая техника могут быть субъективными, отражать вкусовые и практические предпочтения хозяев. Субъективный, внутренний, глубоко личный мир человека, таким образом, становится легко сворачиваемым и переносимым. Шторы легче сменить, чем сделать ремонт. Мебель подчас менее долговечна, чем стены и потолок. Выражайте себя в деталях, разворачивайте благодаря им свой мир в любом пространстве и так же легко сворачивайте и переносите в другое место. Свой мир не передают другим. Лучше оставить новым жильцам незаметные, «исчезающие» стены и потолок, универсальные обои и двери, а все остальное – только ваш мир.

— Знаешь, это открытие для меня. Получается, что дом – понятие мобильное. «Все свое ношу с собой». И число квадратных метров уходит на второй план.

— Безусловно. Мебелью, коврами, обивками, деталями и т.п. человек привносит в дом свое. Ремонт – ближе к архитектуре помещения, к базе. Декорирование — это детали, предметы, надстройка. И вот эти предметы интерьера могут быть приближены к самому человеку и отражать его индивидуальность. Любишь яркое, любишь, например, оранжевый цвет — вешай оранжевые шторы или заказывай оранжевые подушки на диван, но не клей оранжевые обои. Должна быть отдана дань объективным характеристикам помещения. Зачастую люди требуют изыска не в предметах и элементах интерьера, а в самом помещении. Я вижу в этом некое насилие над пространством. Декоратор не должен изменять вкус и цветовое восприятие заказчика — их нужно удовлетворить в недолговечных деталях и элементах интерьера. Можно перенаправить цветовое стремление на детали: пусть яркими будут шторы, а не обои. Люди меняются, «вырастают» их своих интерьеров, проходят пять лет, и мы другие.

Пространство нашего дома — это пространство «на вырост», оно должно быть для нас перспективным, способным преобразовываться. Дом со своей объективностью и нейтральностью должен предоставлять нам возможности для роста и преображения. Сделайте так, чтобы потолок в вашей квартире не был вашим жизненным потолком. Пусть он будет в прямом и переносном смысле «исчезающим», а стены не давят и не ограничивают, а расширяют ваше личное пространство. Особенно это заметно в детских комнатах. Когда ребенку два года, от родителей идет запрос на бантики, цветочки, мишек и крокодильчиков. Ребенок очень быстро растет, и вскоре можно увидеть поверх крокодильчика постер с фотографией сексуальной поп-звезды. И крокодил, и поп-дива — всё это этапы роста, но наши стены, как мне кажется, не должны отражать историю нашего взросления. Давайте доверим музеям «наскальную живопись», а мы же будем беречь «девственность» наших стен.

— Можно сказать, что ты как декоратор действуешь в интересах жилого пространства и на благо его хозяина?

Своим участием в создании пространства дома, я должна «нарастить» стоимость этого помещения. Это моя принципиальная позиция. Я смотрю на помещение как риэлтор и как инвестор: стены — «растворяю», потолок — «убираю», «приписываю» квартире лишние квадраты жилой площади и кубометры чистого воздуха. Можно «отвоевать» около 20% психологически недостающего пространства. Пусть это — лишь фокус, но мы многое выигрываем от этого. Я ориентируюсь на законы человеческого восприятия, и, пусть не хватило денег на лучшее жилье, но мы всегда сможем сделать нестандартный трюк. Это в наших силах. Не нужно знать наизусть метраж квартиры, нужно создать что-то дополнительное, что может дать нам желанные ощущения. Если нам тесно, нужно работать с теснотой, если много вещей, будем работать с вещами. Ведь теснота — понятие субъективное.

— Получается, что в дополнение к преобразуемым трем измерениям ты добавляешь еще четвертое. А что такое дом во времени?

— Смотря в будущее, я вижу пространство через 5-10 лет. Новизна и свежесть ремонта, которые так важны сегодня хозяевам, уходят для меня на второй план. Я заглядываю в «завтра» и всегда помню, что «сегодня» превращается во «вчера». Поэтому я не украшаю, я вписываю предметы в данное пространство. Во многом декорирование — это отнюдь не технический, а содержательный процесс. Это планирование, наращивание смысла, стратегическое мышление.

Напоследок, в качестве резюме, несколько моих рекомендации:

  1. Не играйте с пространством, относитесь к нему с уважением, оно живет по своим законам и эти законы надо знать.
  2. Базовые составляющие пространства (стены, пол, потолок, двери) желательно сделать нейтральными. Что-то наиболее яркое и индивидуальное лучше воплощать в «расходниках» (шторы, ковры, мебель, аксессуары).
  3. Не «засиживайте» свое живое пространство, не заполняйте его до краев своей субъективностью.
  4. Дайте себе шанс меняться, живя в своем доме. Не делайте ремонт и обстановку своими ограничителями на этом пути.
  5. Живя в доме, наращивайте стоимость жилья. Относитесь к жилому пространству как инвесторы.
  6. Мыслите стратегически, решайте все вопросы, связанные с обустройством жилья, на семейном совете. Привлекайте помощь специалистов.
  7. Приглашайте архитекторов и декораторов в свой дом в качестве помощников не для установления определенного стиля или украшательства, а для раскрытия полного потенциала вашего помещения.

Продолжение следует…

Комментарии  
Очень интересная информация. Многие идеи кажутся удивительными и даже абсурдными на первый взгляд. Например, про то, что нужно оставлять квартиру с минимальными следами своего проживания. Кто из нас когда-нибудь задумывался об этом, переезжая на новое место? Съехали и ладно, с глаз долой...
Здравствуйте, Елена! Мне всегда больно наблюдать, как стареет и ветшает наше жильё. Будучи декоратором, имея большой опыт работы со строителями, я понимаю, что сохранить наши стены в приличном состоянии вполне посильная для каждого из нас задача, была бы потребность в этом.

Иногда люди до такой степени «выгрызают» свой дом изнутри, пользуются им, ничего не давая взамен, что создают реальную разруху. Под разрухой я понимаю такое состояние жилья, когда необходим уже не декоративный, а капитальный ремонт. Я много раз помогала своим клиентам покупать квартиры на рынке вторичного жилья, и подчас приходила в ужас от того, как своим долговременным присутствием можно испортить, и, не побоюсь этого слова, испоганить помещение. Касается ли это чистоты, «убитого» ремонта, или же стрёмного дизайна на собственное усмотрение. В любом случае, люди не наращивают стоимость своего жилья, а просто «куролесят» кто во что горазд. Такие помещения очень сложно продать, сдать в аренду, так как присутствие предыдущего жильца надолго запечатлелось на полу, стенах и потолках. Мне всегда казалось, что «дом с привидениями» - это реальность, результат «въедливости» в своё жильё предыдущего хозяина.

В жилых помещениях ремонт и порядок всегда должны иметь приоритетное значение. Сейчас не выпускают за границу тех, кто не заплатил налоги. А я бы не выпускала тех, у кого не сделан хотя бы гигиенический ремонт. Вот и живем мы в полуразрушенном, облезлом городе, с «дикими» подъездами и обшарпанными дверьми. Да, «мы здесь были»! Но что мы передаём другим?

Разруха и безвкусие – плохое наследство.
Здравствуйте, Мария!
Меня зовут Светлана. Я попала на ваш сайт совершенно случайно. Искала в интернете информацию по дизайну, так и попала к вам. Дело в том, что я наконец-то стала обладательницей собственной квартиры, а до этого около десяти лет после окончания вуза жила с родителями и на съемной квартире. Всегда мечтала о своем жилье, да так, чтобы сделать там все под себя, как мне хочется, как я люблю. «Дорвавшись», что называется, до желаемого, впала в стопор. С чего начинать? Как действовать? Обои клеить или сначала плитку выбрать? Звучит смешно, но я оказалась в ситуации человека, который долго страдал от жажды и теперь пьет без передышки, даже не понимая, что он пьет. От этого возникало чувство досады, злости на себя. Ведь получила же наконец желаемое! А сделать-то ничего толкового не могу. Поэтому я и стала искать информацию, копалась в интернете. Так вот и о вас узнала. Узнала и расстроилась. Вы пишите новые, странные для меня вещи. Я ничего подобного не встречала. Как это так - не оставлять в жилом помещении следов своего проживания? Я очень хорошо понимаю, что такое свой мир. Мне и хотелось свое жилье, для того, чтобы этот мир наконец построить. А теперь получается, что дело не в квартире, не в комнатах? Я жила с четким представлением, что нужен СВОЙ ДОМ, тогда и будет СВОЙ МИР. Но если вы говорите, что свой мир заключается в предметах и деталях, которые легко сворачиваются и переносятся, то получается, что этот мир можно было создавать когда угодно и где угодно... Почему же я прожила десять лет, не позволяя себя СВОЁ? Я пишу в надежде, что вы мне ответите, что я делала или делаю не так. Заранее благодарю
Здравствуйте, Светлана! Спасибо за Ваше письмо.

Вы спрашиваете: Почему же я прожила десять лет, не позволяя себе СВОЁ? Но вы сами, не подозревая, очень точно на него ответили: Вы не позволяете себе иметь своё! Вы ждали новых стен, и этот «режим ожидания» имеет мало общего с внутренним замыслом как преодолением внутреннего запрета. Сначала мы учимся жить с тем, что у нас есть, приобретаем навыки обустраивания дома, анализируем, делаем свои собственные выводы, и уже потом «делаем рывок» и приобретаем свои заветные метры. Но это – не начальная точка отсчета своего дома, а продолжение вашей жизни. Новый дом – это то новое качество, которое Вам предстоит создать на основе Вашего предыдущего опыта. И у меня создаётся впечатление, что этот предыдущий опыт – скрытая бездомность. Я уже писала об этом в своих предыдущих статьях. Скрытая бездомность – это неумение распоряжаться своим жилым пространством, ежедневно обустраивать свой дом и налаживать быт, создавать свой мир. И не важно – свои это стены или чужие. Для меня дом – это реальная материальная оболочка человека, продолжение личности в окружающем тебя пространстве, также как и наше тело и наша одежда. Кто – то не в ладу со своим телом, кому-то сложно подобрать для себя одежду, и у многих людей есть явная неспособность утверждать себя в своём личном пространстве.

В любом случае, речь идет о запрете доступа к себе, одежде, дому. Мы живём как заколдованные, ничего не понимая в самых важных для себя вещах.

Запрет преодолевается замыслом. У Вас сейчас новая, своя квартира. Какую жизнь Вы хотите организовать? Какой Вам нужен дом? ответ на этот вопрос можете дать только Вы сами, т.к. это касается Ваших убеждений и принципов. Дом всегда отражает Ваше мировоззрение, хотите Вы этого или нет. Поэтому, в основе организации дома лежит Ваш замысел. Если вы готовы ответить на вопрос: как я хочу жить в новом доме?, у вас и помощники быстро найдутся. Если речь идет о ремонте, нужны консультации строителей и дизайнеров (это к Вашему вопросу, с чего начать: плитки или обоев, последовательность работ – вещь не очевидная, а профессиональная). Если нужно установить порядок, изучайте порядок. Если надо наладить быт, интересуйтесь, как это делают другие, симпатичные и близкие для Вас люди. Самое главное, научайтесь, наконец, вступать в свои права и распоряжаться своим жизненным пространством, а не беспомощно замирать или шарахаться, путаясь в деталях! Синдром скрытой бездомности преодолевается замыслом и его последовательным воплощением!
Добавить комментарий