Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Как воспитывать дочку?

Я всегда обостренно чувствую, получила молодая женщина благословение от своей матери, или нет.

Материнское благословение — это передача глубинной мудрости своей дочери, подтверждение, что ее интуиция верна, что дочь может опираться на саму себя в трудный момент, даст себе нужный ответ, избежит опасности и предотвратит беду.

Если нет благословения, то женщина лишь продлевает отношения «дочь-мать» со всеми отягощающими последствиями: мать по-прежнему контролирует дочь, не доверяет ей, присваивает себе жизненную мудрость или упрекает дочь в беспомощности, защищает её, или осуществляет иные виды «полезного вмешательства» в жизнь «моей дорогой девочки».

Материнское благословение — это не только символический ритуал (как перед свадьбой или дальней дорогой), это кропотливый способ воспитания девочки, обучающий с раннего детства как опереться на саму себя.

Вот несколько примеров, что почаще необходимо говорить своей дочке:

«У тебя зоркие глазки», «Вдень-ка мне нитку в иголку», «А ну-ка, что там движется вдали?», «Что ты видишь в тёмном углу?».

«У тебя чуткие ушки», «Что за шум за дверью?», «Кто скребется в шкафу?», «Откуда доносится гром?»,

«Ты лучше всех дома знаешь, где что лежит», «Я потеряла ножницы (зонтик, тапочки, книгу...»,

«У тебя быстрые ножки», «Сбегай в магазин», «Успеешь, не торопись».

«Задай нужный вопрос»,

«У меня немного болит нога, где моя целительница?»

«Будь упертой и добейся», «Начала — завершай»

Приблизительно такими простыми и ещё многими другими словами в девочке вырабатывается прозорливость, интуиция, острое чутьё, тонкий слух, примитивное целительство, выносливость и решимость.

Девочка получает от матери надёжное свидетельство ценности своих чувств, правоты добытой информации, способность вовремя задать вопрос, что прячется за внешней стороной вещей, а так-же силу вытерпеть увиденное.

Не благословенная женщина — наивна. Она видит только явное, так-как не умеет проявлять любопытство, «заглядывать в щёлку», «совать свой нос» куда не надо. Все её силы уходят на то, чтобы жизнь складывалась хорошо и правильно, желает тонких и прекрасных ощущений, предпочитает не видеть, а приукрашивать свои и чужие странности. Не слышать, что произноситься, игнорировать, отрицать, избегать всего того, что не вписывается в картину её «семейного рая»; исцеляет не руками, а своей любовью.

Наивная женщина верит, что всё будет хорошо, если поступать правильно, быть «умной девочкой, полной благих намерений», что всегда можно избежать опасности.

Все эти страстные желания благоустроить свою жизнь превращают женщину в добычу; жертва сама себя приготовила, и в следующий момент мы лишь недоумённо спрашиваем себя: «откуда пришла эта беда?», «почему пьёт или изменяет муж?», «почему нет денег?», «почему не радуют дети?».

Благословение матери, которая обучила дочь доверять себе, своим глазам, ушам, ногам, желаниям и прочим «своим...», надёжно защищает молодую женщину от роли жертвы и добычи. Серьёзное отношение к собственным планам и замыслам, умение избегать всего неблагоприятного, понимание с первого взгляда, умение исследовать самое худшее (а не смотреть на солнце) гарантирует возрастание душевной силы.

... Слышу голос моей восьмидесятилетней бабушки: — «Машенька, очки мои куда-то подевались, а клубок с нитками закатился под кровать. Ты уж сползай, змейкой, да не запачкайся, а там, гляди, и ещё чего найдёшь.
— Бабушка, вот очки и нитки, а ещё я рубль нашла!» и подумав с минуту, спросила «Это ты нарочно рубль под кровать подбросила?» (1969г.)
P.S. Рубль — большие деньги моего детства.

Комментарии  
Мария, ...и уже не наверстать?
Анна, ну как я Вам отвечу? Ваш вопрос слишком краток. Наверстать что? Получить недополученное благословение – поздно, поезд уже ушел. Подрастить себя, чтобы уметь опираться на саму себя – эта кропотливая «сборка себя» осуществляется всю жизнь от одного выбора к другому. Другое дело, что ждать благословения от наших матерей - не очень благодарное занятие, традиция почти утеряна.

Меня всегда благословляла бабушка и всегда на конкретное дело: учиться ли я еду в Москву, в Англию ли поездку задумала. Как баба Яга строго спрашивала, пытала меня про это дело, и, если ей это было по душе, давала мне свое благословение. А иногда и не давала, ворчала, говорила, что глупое дело задумала, гнала прочь, подумать. Не так-то просто было добиться её благословения.

Мама не умела благословлять, вместо этого оглашала список всевозможных страхов и бедствий, ожидающих меня. Я уже давно ей отвечаю: «Мама, не дождешься!». Я думаю, это хорошая традиция - просить самой (так и полагается, не ждать) благословения у старших и уважаемых женщин в вашей семье. Кратко скажите, что задумали, и испросите благословения. Выдержите испытание, если будут задавать вопросы, не беситесь. Если откажут, дело лучше не начинать. Вы – не готовы.

Просить благословения – это всегда риск , но и хорошее средство от собственного самодурства и сумасбродства.
спасибо за развёрнутый ответ :-) да, я уже поняла, что не дождусь. Буду собирать себя сама, что ж теперь.. Выбор-то не богат.
Мария,с удовольствием прочитала статью,хотя не все мне понятно. Трудно такую тему осветить в небольшом материале,но вектора я увидела:) А скажите,если возможно,есть ли список атрибутов детства девочки?:)
Умница, правильно спросила. Мне тут же захотелось ответить. Разреши мне рассказать про себя, хорошо помню этот период детства после 4 лет:

1. Все живое: растения (мои грядки на огороде), укроп в горшочке на подоконнике, капризный лимон, алое, «аленький цветочек» (так и не опознанное растение)
2. Жаба в огородной бочке, паучок – толстяк в углу туалета, все дворовые котята, мышки-дурашки в 3-литровой банке, подобранная в лесу и вылеченная белочка, воронёнок – слёток, чиж, аквариум с гуппёшками, мелкие ящерки (однодневное пребывание у нас дома), огромная осенняя сонная муха, зимующая на подоконнике в кукольной кроватке под одеялом, инкубатор с куриными яйцами, единственный цыплёнок из всего «помёта». Куклы были, но они казались мне «дохлыми», я очень мало в них играла. Со всем живым я разговаривала и мне отвечали, лечила, дрессировала, ухаживала.
3. Бабушкино сдобное тесто: пирожки, плюшки, расстегаи, жаворонки, домашнее печенье. Пластилин не любила – не съедобный, керосином пахнет. А также пельмени, вареники и лапша (вымешивание и формовка). Бабушка строго следила за качественным защипом пирожка, замысловатостью макового рулета, учила мере «как рука возьмет».
4. «Отделение зёрен от плевел» - переборка гречки и пшена, просеивание муки.
5. Сушили травы, очень любила составлять гербарий, солили грибы, капусту, варили варенье.
6. Швейная машинка Zinger: Боже, Сколько слёз и разочарований! Бабушка была неумолима, руглива и требовательна. Кто же знал, что потом у меня будет свой швейный цех!
7. Вязание. Вышивание
8. Швабра – лентяйка: я всегда любила веселые уборки. Я на ней «ведьмачила» и мыла пол. Кстати, к уборке пола меня приобщал папа: велел «летать на метле», а потом уж и влажную тряпочку снизу приспособил.
9. Всевозможные «домики»: под столом, под стулом, в коробке из-под телевизора, даже в пододеяльнике, когда меняли постельное бельё. Сейчас можно купить готовый детский домик, но в моё детство это считалось недопустимым: дом надо строить самому! – вот Вам и моя вторая профессия – декоратор
10. Всевозможное «отирание и юление» вокруг старших женщин в нашей семье - мне всё нужно было знать. Тайное подворовывание нарядов и бус у старшей сестры и мамы.
11. Игра в «золотишко» - обожала позолоченные пуговицы и кольца, тайно срезала понравившиеся пуговицы с верхней одежды приходивших к нам в дом гостей. Уже потом выяснила, что это у меня «наследственное» - бабушка в детстве играла только золотыми червонцами. Прадед был банкир.
12. Калейдоскоп. Развивает девчачью мечтательность

Это и многое другое. Я думаю, девочкам очень важно играть не в дурацкие, (по моему глубочайшему убеждению) куклы и их «гардеробы», а соприкасаться с живым (растения и животные) – помогает углублять интуицию, как общаться с «бессловестными» маленькими детьми и не шибко разговорчивым мужем. Попробуйте воспитать цыплёнка! Это Вам не «дочки – матери». Это – круто! Развивать мелкую моторику, природный ум, сноровку, «домашнюю шустрость и пронырливость», схватывание просьб и пожеланий« на лету», знать, что и где лежит, и чем тайно можно воспользоваться, чтобы никто не догадался. Лет в 6 я уже могла «людей накормить и спать положить», не боялась мышей и жирных пауков, составила скромный капиталец из золотых пуговиц, знала, что сама сошью себе свадебное платье. Я особо не гнусавила и капризничала, не требовала внимания взрослых (просто «висла», как обезьянка, на них), и, конечно же, любопытствовала!
А как было у Вас?
Я сколько себя помню все свободное детство играла с паяльником и с полной уверенностью, что все правильно делаю паяла какие то схемы, ремонтировала магнитофоны (думаю к тому моменту они уже не работали совсем). Куклы конечно тоже были и игра в магазин c деньгами из листьев.

Но отвертки, паяльники, молотки и прочий инструмент меня привлекал куда сильнее... при этом и вязать любила тоже и вечные домики под столом, и шила кстати тоже с детства на своей детской швейной машинке, а когда подросла починила настоящую, она после этого работает по сей день ... к чему бы это?
Маша, подписываюсь под каждым атрибутом! у меня было все в точности также, за исключением машинки (мама не умеет шить, и я тоже). Учила меня всему мама, бабушек в моей жизни, к сожалению, не было. И деревни не было, но все это можно делать и в городской квартире!:) Ящериц до сих пор очень люблю, ловлю их и играю:) Кукол в моей жизни было две, они стояли как украшение на пианино. Любила мягкие игрушки, их было море, я играла с ними в школу, а потом играла в школу с детишками помладше во дворе, а еще играли в театр, ставили золушку под моим режиссерским началом:) И постоянно висела на деревьях, за что периодически выслушивала критику соседок, девочкам же нельзя! А еще я очень хотела быть мальчиком, потому что им по деревьям лазить можно! Какое же у меня было классное детство! Спасибо, Мария за прекрасные воспоминания! Кстати, вы мне сказали, что я папина дочка. Что вы имели ввиду?
Маша, когда ты в последний раз ловила ящериц и висела на деревьях? Это и есть ответ на твой «вечный» вопрос: как играть с сыном ( см. также статью в блоге «Кто играет с Вашим ребенком»). Расскажи ему о своём детстве – таком «мальчишеском», пусть муж тоже что-нибудь эдакое вспомнит. Я, так же, как и ты, не умела играть в «машинки», но мы играли в «жучков и паучков».
Когда я писала ответ Анастасии, я вдруг поняла про себя важную вещь: все мои детские таланты и игры органически вошли в мою взрослую жизнь, стали моей силой и опорой.
А «про папину дочку» коротко не ответишь. Для этого нужна встреча и долгий разговор с множеством подробностей. « Мамина дочка» и «папина дочка» - эти выражения я часто использую в качестве полезного инструментария для анализа жизненных стратегий. Иногда бывает важно проследить, какова дальнейшая судьба «мальчишеского поведения» в жизни молодой женщины, почему папа оказался в чём то «лучше» мамы, всегда ли бойкость и резвость девочки нарушает каноны «женственности», почему женское тело кажется для самой же женщины странным и даже чужим.
Спасибо за поддержку «детского настроения»!
Маша,спасибо тебе за ответ. В моем детстве было мало предметных игр,в основном прятки,догонялки,"я знаю пять имен",съедобное-несъедобное. И все разнообразие карточных игр,которое только могли придумать дети,живущие на даче все три летних месяца;)
Натали, я искренне завидую девушкам с техническими мозгами и руками, этот навык, кстати, высоко ценят многие мужчины. Твоя четкость, логичность, хорошая память сослужат тебе хорошую службу в твоей карьере. Вообще, все, что связано с рукотворными навыками, позволяющими действовать быстро, точно и красиво, реально расширяют жизненные возможности, помогают чувствовать себя уверенно в сложных ситуациях.
Добавить комментарий