Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Кто играет с Вашим ребенком?

Случай из практики: Молодая женщина, замужем, есть сын 3 года, он посещает детский сад. Часто вечером, после садика, сын просит маму поиграть с ним, например, в машинки. Мама бодро начинает «это делать», но уже через 5 минут становиться неинтересно ни тому, ни другому. Вопрос: как играть так, чтобы было интересно и маме и сыну?

Спрашиваю: «А если действительно игра не складывается, что это для тебя значит?» — «Я, наверное, плохая мать, и у меня есть чувство вины». Оказывается, бабушки и дедушки могут самозабвенно, до визга играть с внуком, а у самой, почему-то, нет ни сил, ни желания, ни терпения.

Давайте разберемся. Кто обычно играет с ребенком? Если ребенок в семье один, то играет, как правило, мама, папа подменяет её тоже не всегда добровольно, по приказу: займись, наконец, сыном. Получают ли сами родители при этом удовольствие? Чаще нет, если сами не в игривом настроении, происходит очередная подстройка под потребности ребенка, мама тупо играет «в машинки» и ощущает тоску вселенскую.

Я предлагаю СРОЧНО СПАСАТЬ МАМУ. Что необходимо знать в этой ситуации?

Первое. Мама и папа — самые главные люди в жизни ребенка. ОНИ — НЕ ДЛЯ ИГРЫ. Родители, прежде всего, обеспечивают безопасность ребенка, обучают, вскармливают, включают его в социальный контекст. Бабушки, дедушки, дядья, тети имеют ранг ниже, чем родительский, у них нет такой ответственности за ребенка.

Малышу естественнее играть с нижестоящими, чем с родителями. Поэтому и игры у них получаются самозабвенные, в охотку. Ребенок подсознательно знает, что наказать и привлечь к порядку могут только родители, остальные — для эксперимента, выпускания пара, новых трюкачеств. Помните: «Только родителям не говори, это наш секрет». Когда родители видят, что творят их дети в гостях у бабушки и дедушки, им становится дурно. Они представляют, что их квартира подвергнется такому же погрому, что их ребенок безнадежно избалован, расшатан, неправильно одет, обут, накормлен не тем, все человеческие понятия попраны. Возникает желание ограничить «шумные» контакты с бабушкой, привлечь всех к порядку, торжественно заявить: «только я как мать знаю, какие игры подходят моему сыну».

Совет: закройте к бабушке дверь и не мешайте. Вас не должно волновать,что там происходит. Важно усвоить: бабушка это разрешает, у неё всё может быть по-другому, не как у Вас.

Будет ли ребенок после посещения бабушки вести себя дома как вандал, повторяя все выкрутасы и манёвры? Будет, если у Вас нет авторитета, если Вы не умеете мягко, но однозначно «вернуть ребенка домой». Для развития у ребенка устойчивой стабильной психики важно родительское слово: дома — порядок. Кричать, визжать, разбрасывать вещи — нельзя, перебивать взрослых — нельзя, и т. д. ДОМА — НЕЛЬЗЯ. В других местах — по-разному, зависит от обстоятельств.

Выпускают «пар» в другом месте, например в гостях у бабушки и дедушки (если они приветствуют шумные игры), с друзьями, братьями и сестрами, в детском саду, во дворе, на улице.

Если Вы идете в гости с ребенком, и ваш ребенок шалит, а хозяева — не против, оставьте его в покое. Может, у них нет маленьких детей, и они вволю подурачатся с вашим ребенком. Всем только польза. Меньше делайте замечаний, когда вы не дома. Бабушка сама должна сказать, что разрешено у неё, а что — нет (это определяете не вы).

Мамино слово должно возвращать ребенка из любого контекста в тот стабильный порядок, уклад, который принят в вашей семье. Дома резкие и шумные движения воспринимаются как потенциальный вандализм.

Второе. Возьмем для сравнения крестьянскую семью начала прошлого века. Как вы думаете, играли ли родители с ребенком ну не в машинки, а в деревянные лошадки? Маловероятно. Родители обеспечивали материально и соблюдали порядок. Малыши всегда играми с младшими (или нижестоящими после родителей). Дети больше принадлежали роду, чем семье. Детьми занимался род (сёстры, братья, тетки, дядьки, бабушки, дедушки, крестные), папа с мамой работают, кормят, обучают главным навыкам. Только так можно вписать нескольких детей в семью без «тоски и депрессии». Ребенку нужны и его семья и его род. Все без исключения.

Включите вашего ребенка в родовые отношения со всеми ближними и дальними родственниками. Тогда каждый научит вашего ребенка чему-то своему, ваш малыш будет уметь различать младших и старших, уважаемых и не очень, разные дома, правила и порядки. «Здесь это можно, а тут нельзя. Мама, почему?». Соответственно, и игры будут сложными и разнообразными.

Третье. Когда Вы играете с ребенком в его игры (сын подошёл к Вам с машинками), Вы становитесь ведомым, а сын — ведущим. Так своеобразно и лукаво он опускает Вас с вашего родительского пьедестала. Вы как бы меняетесь местами. Мне кажется, очень скоро наступит момент, когда 3-х летний ведущий истощит свою фантазию и предпочтет вашу взрослую поддержку. Что лучше сделать, когда его игра «заходит в тупик»? Во-первых, отметить для себя, сколько минут ребенок продержался в роли ведущего (5 минут уже неплохо). Во-вторых, взять инициативу в свои руки: или предложить свою игру или переключить сына н а что-то другое. Свои игры должны быть у Вас наготове. Какие? Самые жизненные. Так кошка играет с котятами, обучая их навыкам охоты. Старайтесь не столько играть, сколько обучать вашего ребенка через игру. Пусть ребенок сделает для себя новый шаг, что-то поймет, попробует. Это нечто другое, чем игра в машинки.

Итак,

  1. Вы должны обладать родительским авторитетом для вашего ребенка. Вы ведущий, он ведомый. Ваши игры отражают отношение «РОДИТЕЛЬ — РЕБЕНОК», даже если временно Вы меняетесь местами.
  2. Вы устанавливаете свой порядок дома и требуете его соблюдения. Игры не должны превращаться в вандальские действия.
  3. Помним, что для игр обязательно нужны не сколько родители, сколько «их заместители». Вы предоставляете своему ребенку различные, но безопасные контексты, среди своих родственников. Помните, что самые лучшие игры —  там.
  4. Вы включаете ребенка в более широкий социальный контекст, чем ваша семьи и род: детский сад, школа, соседи, друзья, двор, улица. Там самые опасные и осторожные игры
  5. Для родителей игра с малышом не должна превращаться в наказание. Просьба вашего ребенка поиграть часто означает его потребность в приятии, в контакте, присоединении к вашим занятиям. Вот и ведите его за собой.
  6. Обучайте важным для него навыкам — играя.
  7. Живите с вашим малышом играючи, делая совместно важные и нужные вещи (с папой, кстати, то же)

P.S. Кто больше всего играл с моим сыном?

Его прабабушка (сыну три года, бабушке —  83). Часами сидели за столом, играли в LEGO, ссорились, воровали друг у друга детали, обзывались «жильдою», до хрипоты спорили, у кого лучше получалось. «Стар и млад» прекрасно подходили друг другу.

С дедом вместе мастерили, чинили, наводили порядок, что-то придумывали, взвешивали, ходили в походы, добывали берёзовый сок, приносили домой майских жуков «для научных исследований и экспериментов», и конечно — железная дорога.

С бабушкой читали книжки до одурения, одни и те же, варили каши, разливали по порциям компот, маршировали с флажком под аккомпанемент пианино, пели и т. д.

С котом — играли, нападали друг на друга, подкарауливали, мстили, порознь ели и вместе спали.

С друзьями во дворе — знаю не очень много, только официальные версии, даже под строгим присмотром бабушки.

Я же зарабатывала на жизнь и «блюла» свой авторитет перед сыном, папой, мамой, бабушкой и котом.

Комментарии  
Спасибо, большое за статью!
Очень помогает! Стало все как-то просто и понятно в отношениях с ребенком.
Не все живут вместе с бабушками дедушками и возможность их видеть бывает раз в недели или в две недели. А ребенок хочет играть каждый день. Что же, ему отказывать в этом? Может все таки лучше придумать игры которые и маме будут интересны и ребенку?
Если вы, как мама, много и постоянно играете со своим ребенком, у него не будет формироваться навык ступать во взаимоотношения с другими людьми и вот почему: у Вас особая позиция по отношению к Вашему ребенку, которую могут не разделять другие люди. Например, малыш усваивает, что Вы всегда рядом, доступны, отзывчивы, ведете себя поддерживающе, уступаете в игре, утешаете, если он проигрывает и т.д. А если играть с другими, то окажется, что те, другие, дерутся, плюются, задираются, не уступают и вообще, ведут себя агрессивно. У вашего ребенка от таких «игрунов» будет стресс, он не сможет наладить с ними контакт ( мир полон плохих людей). Даже дедушки и бабушки ведут себя подчас очень самодурно: вовлекают в игру, а потом «качают права» и говорят о «невоспитанности малыша» .
Или, наоборот, Вы слишком строги и требовательны к ребенку в игре, много замечаний с Вашей стороны, он постепенно привыкает скрыто проигрывать, а от этого, сами понимаете, желания идти на новые контакты не прибавиться.
С моей точки зрения, потребности ребенка в игре сами мамы не должны «добросовестно» удовлетворять: немного здоровой фрустрации и Ваша недоступность в данный момент сделают своё дело, ребенок начнет оглядываться в поиске другого и налаживать с ним контакт. Так растут смышлёные дети. Играйте, да не заигрывайтесь!
отказывая ребенку поиграть есть опасение, что понимать друг друга перестанем, что в итоге, когда он вырастит, связь оборвется, возможно, он будет обвинять меня, что я плохая мать. как быть хорошей матерью для своего ребенка?
Маша, давайте начнем с конца. Чтобы быть хорошей матерью для своего ребенка, надо постепенно научить его опираться на самого себя, а не на Вас. Для этого необходима и хорошая и плохая мать. Хорошая мать холит, лелеет, играет, защищает, балует. Плохая говорит: «А теперь - сам», готовит к самостоятельности, к трудностям, к непредвиденным обстоятельствам.
Далее, когда Ваш ребенок вырастит, связь с ним неизбежно оборвется. Он выйдет из состояния зависимости от Вас. Его надо будет отпустить. Придется строить новые отношения уже не с ребенком, а с самостоятельным молодым человеком, пролонгированное детство невозможно.
Будет ли Ваш ребёнок обвинять вас? Да сколько угодно! За что? - Бог знает, за что, никогда не отгадаете заранее. Придется все это выдержать, а затем добавить что-то в стиле Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью» - чтобы страх не терял, не нападал на «вышестоящую инстанцию». Чтобы знал, что, когда надо, Вы на всё способны. Если забалует, мало не покажется. Вы по-прежнему его мать, не идеальная, а какая надо: когда хорошая, а когда и плохая. Это Вам решать, что лучше.
Всё, что вы боитесь с неизбежностью произойдет, и это естественно и правильно в детско-родительских отношениях, это ступени роста. И это не зависит от того, много вы играете с ним или нет. Понимание друг друга складывается, мне кажется, через другой механизм: Вы учитесь распознавать потребности ребенка, удовлетворять их, а затем обучать его заботиться о самом себе. Я думаю, именно Вам не мешало бы почаще быть «плохой мамой», Вы страдаете от гиперматеринства (это гипер опека и чрезмерное чувство вины перед детьми), а не от отсутствия интереса к жизни вашего сына. Давно заметила: чем больше вины, тем меньше игры. Всё слишком серьёзно.
Мария здравствуйте. а если ситуация наоборот, бабушка все запрещает, а мама разрешает, но в плане ознакомления. например если уж схватил, давай посмотрим вместе попробуем и т.д. причем живем в одной квартире.
Ирина, здравствуйте. Я думаю, что бабушка запрещает потому, что это, прежде всего, её квартира, хозяйка – она, а Вы с сыном – «подселение».
Мария,здравствуйте! Очень интересная статья. У меня вот какой вопрос. Сейчас модно аппелировать к опыту предков-вот,у крестьян было так, а в племенах этак. Откуда такая позиция? Почему считается,что в 19 веке все было правильно и гармонично? И надо брать тот опыт? Ведь было крепостное право,детей было много,и они жестко застраивались на подчинение. И воспитывались для работы в поле,ну и для других общинных нужд. Мне интересно,почему вы считаете, что этот стиль воспитания правильный? Разве тогда дети были умнее,счастливее,были лидерами и жили в гармонии со своими чувствами?
Здравствуйте, Анастасия! Я вовсе не в теме моды на 19 век и канонизации «работы в поле».
Я говорю о том, что ребенок – часть семьи, а семья – часть рода. В настоящее время молодая семья стала очень изолированной, оторванной от других родственников, и многие проблемы возникают в силу этой изолированности. Я имею в виду, что молодая мама испытывает очень серьёзную нагрузку в семье, являясь бессменным «партнером» своему ребенку. Даже детский сад и няня не решают эту проблему. Пример «с крестьянством» говорит об очевидной тесной связи ребенка со своим родом, этот пример понятен, такой способ воспитания детей до сих пор сохранён во многих семьях, не только в крестьянских. Я его считаю очень позитивным. Ребенку нужно «разнообразие родового генофонда», нужны все дедушки и бабушки, тёти и дяди и т.д. со стороны папы и мамы, даже, если родители разошлись. В этих «генеалогических» джунглях ребенок находит свою сходство, идентификацию, ранее открытые родом дороги к навыкам и талантам. Это его реальное наследство и богатство, которое надо «знать в лицо», любить и уважать. Безродный человек реально не знает себя, «родовая память» - это существенная составляющая его счастья, внутренней гармонии и реального лидерства. Вообще, это очень большая тема, комментариями тут не отделаешься. Спасибо за хороший вопрос.
Спасибо за ответ. Согласна, что тема не на пару комментариев, а на пару часов разговоров ;) Спорная она, тема. Вы правы очень, говоря про поддержку рода. Но также правы, на мой взгляд, когда говорите, что многие традиции утеряны. Не весь тот опыт, который могут передать родственники, полезен ребенку. Часто передаются свои страхи, свои «этих людей остерегайся, в этих местах не бывай, сюда не суйся, я прожил долгую жизнь и знаю, что говорю». Мне кажется, очень важно найти для малыша мудрых учителей (не школьных,конечно), с которыми он может поговорить. Которые помогут ему найти себя, «зажечь как факел», а не «наполнить как сосуд» чем-то своим. Хорошо, если такие учителя есть в семье - как у вас, например. Но во многих семьях старшие - потерянное поколение, которое выросло, даже состарилось, но не помудрело. Как вы думаете, несмотря на это, ребенку полезно общаться со всеми своими родными? Или все же фильтровать?:) Буду благодарна за ответ. И спасибо большое за интересную беседу!
Анастасия, здравствуйте! С моей точки зрения нет хороших и плохих родственников. Есть конкретные люди, со своей судьбой. Вы знакомы с ними через непосредственное общение в семейном кругу, через рассказы старших (семейные легенды и истории), фотографии, письма, поздравительные открытки, отдельные реликвии, передаваемые по наследству, могилки на кладбище. Мне кажется очень полезным знать и помнить Ваших непосредственных родственников. Все мои родные – были и есть очень непростые люди. Не всех из них я любила и к ним тянулась. Но! Я о них знала, всегда выспрашивала старших. Моя бабушка учила меня, что через женщин в роду передается, сохраняется и аккумулируется родовая память. Что это такое?
Это особый женская забота и внимание к истории жизни своих родственников, своеобразное предание о том, что лучшего было в их жизни, как относиться к ним терпеливо и уважительно. О том, что нельзя «подчищать» род, путем избавления от «козлов отпущения», давать не точные и произвольные толкования давно прошедшим событиям. Бабушка всегда рассказывала, какие и у кого были таланты, неординарные навыки, судьбоносные события. Учила, что, если я вдруг решу, что я в чем то лучше своей мамы или старшей сестры, жизнь моя пойдет в ложном направлении.
Недавно ко мне на консультацию приходила молодая женщина, которая жаловалась на «вредного деда» - своего отца, который постоянно задорил своего внука (её сына), часто в игре доводил его до слёз. Ко всему прочему, дед любил выпить и устраивал «домашние спектакли».
Разговорились. Я много спрашивала про её отца, и много чего прояснилось. Дед раньше работал трактористом в колхозе, а потом переехал в город, работал по административной части на заводе.
Сейчас на пенсии. Почему дома куролесит? Да в деревню, обратно захотел «вредный дед», а жена не поддерживает, не хочет впрягаться в хлопоты по деревенскому дому. Я предложила срочно отправить деда одного в деревню и активно навещать его и помогать первое время. Это было год назад. В первое же лето дед крепко подружился с внуком, учил его разным «мужицким» работам, рыбалке и охоте. Не пьёт. А внука, оказывается, раньше досаждал тем, что считал набалованным, нюней и маменькиным сынком. А сейчас купил списанный старый трактор и пытается его «на ноги поставить». Отгадайте, кем хочет быть внук? Конечно, трактористом! Дед успокоился, когда понял, что ему можно передать «свои гены». А внук должен взять! Он может и не быть трактористом, но уметь управлять трактором обязан: у него же дед – известный на деревне тракторист!

Мне кажется недопустимым «воротить нос» от не очень «презентабельных» и вредных родственников. Вы говорите про «потерянное поколение» наших родственников, про то, что их надо «фильтровать». Но! Это не они «потерялись», а мы их теряем, мы решили, что мы – лучше их.
Женщины разучились генерировать родовую память: Не «вредный дед», а «первый парень на деревне». Через внимание и уважение к родным можно обрести бесценные дары и передать их нашим детям. Не «фильтровать» родных, а устанавливать с ними «генетические» отношения: «и в кого я такая умная и красивая?». Знакомство ребенка с родом происходит через их родителей, и здесь важно «представить» каждого внимательно и уважительно. И тогда таланты и навыки «потекут рекой» к Вашему ребенку. Конечно, потом буду другие мудрые учителя, но подчас не надо далеко ходить, лучшее, как правило, рядом!
Спасибо! Есть о чем подумать;) Христос Воскресе!
Спасибо, дорогая Мария за чудную полезную статью и душевные комменты!!!
Гора с плеч! Значит, у нас в этом плане все правильно и путем. Спасибо за добрые вести, Мария!
Добавить комментарий