Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Какие бывают ошибки?

Какие бывают ошибки?

Я люблю перфекционизм. Но – не живу в нем. Он всегда где-то рядом со мной, например, как дамская сумочка. Я могу погружаться в свой перфекционизм и выходить из него, плотно закрывая за собой дверь. Перфекционизм - особое состояние ума, когда необходимо принципиально отслеживать свои ошибки, знать природу этих ошибок и не допускать их в конечный результат своих действий. Это всегда немного параноидальная активность, когда за ошибками осуществляется постоянный дозор.

Перфекционизм – это не страх допустить ошибку, а строгий контроль за ошибками, осознание причинно-следственных связей.

Я думаю, что никто не изучал природу ошибок так, как перфекционисты.

Они находят поле своей деятельности, прежде всего, в ситуациях, которые требуют предельной точности, таких как, например, хирургическая сложная операция, военный расчет или архитектурный проект, столярные работы и прочее.

Перфекционисты привносят свою «перфекцию» в обыденную жизнь, делая простые повседневные вещи поводом для восхищения. Совершенство, безупречность, законченность, высшая степень качества – вот их наглядный и ощущаемый результат.

Перфекционизм стоит на 3 китах: точности, правильности и верности.

  • Я должна поступить точно (критерий – доступное измерение, отступление от образца легко определить)
  • Я должна поступить правильно (согласно традиции и требованию культуры или согласно личному опыту)
  • Я должна поступить верно. (Верность есть наличие в данном действии смысла для меня. Я поступаю верно, когда это согласуется с моими ценностями. Это верное для меня действие. Это то, что должен сделать, не смотря на дальнейшие последствия.)

Многие застревают на стадии: точно-не точно, попал – не попал, посолил – недосолил, промазал, поскользнулся, пропустил букву, отвлекся, забыл, набрал не тот номер, опоздал и прочее. Это – самые очевидные ошибки, они видны нам и окружающим. Они во многом связаны с дефицитом внимания, спешкой или исследованиями, проверками, экспериментами: чем больше непопаданий, тем ближе результат.

Это – ошибки на точность.

Ошибки на правильность определяются вопросом: какой традиции ты придерживаешься?

Например,

  1. Ты варишь борщ, как было принято в вашей семье?
  2. Это случайный анонимный рецепт? Ты просто экспериментируешь?
  3. Или тебе нравятся украинские рецепты борща и именно там ты ищешь своё вдохновение?

Соответственно, перфекционист не бодается с кем ни попадя, а прислушивается только к своим – только из своей традиции, не подпуская «чужаков» к обсуждению результата. Каждая зрелая традиция содержит свою «формулу успеха» и предупреждения о недопустимости определенных ошибок.

В традиции возможные ошибки очерчены зримо, им уделяется много внимания, их необходимо пристально изучать. «Правильный подход» должен быть обоснован и доказан, «неправильное» должно быть описано так же тщательно.

Все эксперименты должны выводить на ту или иную традицию.

У многих людей, стремящихся к совершенству, «правильность» может стать последней и главной инстанцией, критерием успеха. Но это – не так. Правильность – важный, но пока ещё промежуточный результат на пути к совершенству.

Есть более важные критерии, чем правильность. Это – верность.

Верность – это стойкость и неизменность чувств, отношений, поведения, привязанностей, обязанностей. Верность – это преданность своим ценностям.

Верность своим убеждениям глубже, чем просто принадлежность к той или иной традиции.

Принцип верности многолик: надежность, стойкость и постоянство – с одной стороны. С другой – истинность... Именно истинность дает силы быть стойкими. «На том стою и не могу иначе» - так сказал Мартин Лютер Кинг.

Перфекционист должен соблюдать верность, прежде всего, своим ценностям и целям. Какой смысл быть точным и правильным в том, что не имеет для тебя существенного значения? Зачем варить борщ, если ты его не любишь, если он для тебя не значим? Ведь ты не сможешь вложить в его приготовление свою личную энергию, силу своих ценностей. Борщ будет просто правильным, а ты никогда не станешь его автором, не станешь беречь свой рецепт как зеницу ока и передавать как особое завещание своим потомкам. Верный рецепт всегда имеет пролонгированную судьбу. Правильные - часто забываются.

Ошибки на верность – всегда роковые. Они заставляют заниматься тем, что не значимо лично для тебя. Можно это делать для кого-то, в рамках традиции, но не в собственной силе и преимуществе. Сколько всего можно просто не делать, потому как лично тебе это не нужно и является чужим или даже опасным.Неверным, неистинным в отношении тебя!

А вот возделывать своё и родное – это и есть истинная задача. Знать именно своих врагов и своих чужих - все сразу становится на свои места!

Роковые ошибки верности:

  1. попустительство своим врагам (внутренним и внешним)
  2. приближение к себе чужих (разрешать «вирусам» попадать в твоё сознание и цели и искажать их)
  3. невнимание к своим
  4. непризнание родных.

Гораздо легче будет определиться с традицией и примкнуть к ней в поиске своих, если соблюдать принцип верности.

Определить меру именно своей точности, а не пользоваться общечеловеческими стандартами. Боже, как это важно! Сколько времени и сил мы тратим на чужой стандарт точности, упуская из вида свой собственный!

Когда я пишу, я стремлюсь не упустить свою мысль, выразить её максимально точно для себя. При этом могу делать множество орфографических и стилистических ошибок. Которые потом, безусловно, придется строго править. Но если начинать писать сразу набело и без ошибок – я потеряю важную для себя мысль. Для верности нужны черновики, наброски, простые записи, которые четко фиксируют важную мысль, образ, интуицию. Крайне важно быть преданным прежде всего, этим внутренним ценным посланиям, уметь быстро запечатлеть их, А ПОТОМ УЖЕ ИХ ПРИЧЕСЫВАТЬ И ПРИВОДИТЬ В ЧУВСТВО (в традицию), надевать очки, брать лупу и линейку и выверять точности и погрешности, определять допуски.

По значимости:

На первом месте – ошибки в верности

На втором – в правильности

На третьем в точности

И никак ни наоборот!


Какие бывают ошибки?

Школа учит нас, прежде всего, не совершать ошибок в точности, внимательности, памятливости.

И безжалостно карает и выбраковывает, если мы нелепы, нерасторопны и забывчивы.

Школа может стоять на позициях правильности и делать из нас «белых и пушистых», «отличников» - это дополнительная функция школы, которая отравляет множество жизней учеников и их родителей, убивая радость от получения знаний и формирование разносторонних интересов.

Школа «молчит», когда дело доходит до вопросов верности: зачем мне всё это нужно? Я этого не заказывал, не просил и не умолял об этом! Меня забыли спросить, что для меня значимо!

Ребенок идет в школу, потому что его туда приводят родители. Родители отдают детей в школу, потому что это требование правительства. К потребностям самого ребенка это может не иметь никакого отношения. Он может быть не готов, испуган, ему может не понравиться школа, он может не приспособиться и не подстроиться к учителям.

Мудрый редкий учитель сумеет объяснить своему ученику, что школа – не просто требования времени, традиции, государства и сложившегося рынка труда, жесткой и сложной системы образования, а тот избыточный запас знаний, которым надо просто немного насытиться, ознакомиться «по верхам» и глубоко, по интересу или по любопытству, или просто «за компанию» с лучшими друзьями. Не карать двойками за описки и ошибки, а пробуждать интерес к знаниям.

И, если это так, то получается, что любовь к математике важнее точности переписывания решенного ответа, любопытство важнее неспособности облечь полученные знания в четкий ответ.


Когда человек обнаруживает, что для него ценно, вот тогда и надо начинать обучать его точности и правильности. Но не наоборот! Нельзя точность ставить впереди правильности, правильность - впереди верности. Потому что мы тогда получим очень плохо поддающуюся кратковременную точность, правильность из-под палки, без личной мотивации, убитую верность.

Ошибка ошибке рознь! Нет никакого перфекционизма с убитой верностью. Получается просто педантизм, абстрактная аккуратность, критичность, вечная раздражительность, тренировка памяти и прочее…

Истинный перфекционизм всегда затрагивает уровень ценностей и личных целей. Из ценностей очень легко переходить к правильности и традиции, появляется личная заинтересованность быть точным.

А нас учат быть точными - палками и угрозами, а не из принципа верности. Загоняют в правильность, как в стойло! Сколько глупых и пустых усилий на ровном месте! Сколько испорченных жизней, клеймо на всю жизнь «ты – не способен», «ленивый дурень»!

Как часто именно «неспособные дети» и «ленивые дурни» хранят клятву верности себе. Они совершают различные ошибки в точности и правильности, но никогда – ошибки в верности.

Я искренне уважаю таких людей. Точность и правильность – дело наживное, хотя и кропотливое.

Верность себе – это основа жизни. Перфекционисты создают эксклюзивное качество, опираясь на свои ценности, а не на внешние случайные критерии.

Я желаю вам задать себе важный вопрос:

«Какие ошибки я чаще всего совершаю?»

  1. Ошибки в точности?
  2. Ошибки в правильности?
  3. Ошибки в верности?

Всем перфекционистам – моё искреннее спасибо!

Ваша

Мария Флеро

Какие бывают ошибки?
Добавить комментарий