Я люблю рассматривать свадебные фотографии. Но нет, не с профессиональной фотосессии, где всё выстроено до потери естественности чувств, а случайные, гостевые, часто неудавшиеся, больше похожие на хронику событий того праздничного дня. Возможно, что и сам фотограф был не вполне трезв, но он также, как и я, пытался схватить на лету, запечатлеть в кадре ту единственную эмоцию, которая бывает лишь на свадьбах: трансформацию женского образа, тайну перехода в замужнее состояние. Жених может выглядеть растерянно или, наоборот, очень состоятельно, но, к сожалению, не он так интересен для меня, как сама женщина.
Я ищу в лице невесты определенные знаки. Редкие знаки особой женской породы, которые очень трудно выразить словами.
Невеста тщательно создает и готовит к свадьбе свой образ, она должна правильно «явиться» перед Богом, мужем, родителями и гостями. Это её публичное проявление, вступление в род мужа, социализация. Вот за этим образом мне и нравится охотиться, высматривать, и, кажется, что не только мне одной…
Я люблю наблюдать, принимать приглашения на домашние события, рассматривать чужие фотографии, портреты, слушать истории, ловить чужие восхищенные взгляды от женской красоты…
Первый случай (взят из наблюдений): невеста обыкновенная. Она просто счастлива, это её день. Её праздник. Она много шутит, смеется, шумно демонстрирует себя, играет в своё новое платье. Собирает вокруг себя внимание гостей, поглощает его. С удовольствием принимает комплименты, пытается на вечеринке держаться рядом с мужем, но постоянно забывает об этом, и её уносит общим весельем немного в сторону. Спохватывается, восстанавливает позиции, снова уплывает…
Силы притяжения пары ещё не до конца сформированы, задача: «надо держаться друг друга» воспринимается пока как сознательная команда. Но как тут не увлечься!
Невеста много гримасничает, обнимается, чмокается с веселыми подружками, показывает зубы в счастливой улыбке (ржет, как конь – так и хочется немилостиво добавить), в танце кружит юбками.
…Завтра праздник кончится. Начнется труднейший медовый месяц, полный ссор, недоразумений и тайных негодований. Таинство не состоялось. Постоянно быть в центре внимания мужа не получается. Женщина начинает понимать, что свадьба – это одно, а повседневность – совсем другое… Только почему так складывается, совершенно непонятно… Остается щемящая тоска по празднику, по пребыванию в центре внимания, поглощению чужой радости.
Есть такое не совсем понятное женское состояние: вышибленная, смещенная из центра. В никуда. Просто в сторону. На периферию. При этом «сам центр» семейных отношений остается почему-то свободным, женщина чувствует непростительную пустоту в самом важном месте и снова пытается его занять… Вот эта чехарда: женщина и центр – превращается в навязчивую игру, плавно переходящую в вышибалы…
Стремиться к Центру и выбираться с периферии - вот основной сценарий женщины в семейных отношениях. Такова судьба «невесты обыкновенной».
Случай второй (взят из наблюдений): невеста (то, что я назвала бы «белая кость»). Она тоже счастлива, взволнована, почему-то сразу видно, что умна (!), но радость её тщательнейшим образом направляется взглядом, позой, всем своим обликом мужу, родителям, гостям. Она источает обаяние вовсе не от полученного внимания со стороны большого количества приглашенных, а от желания выразить признательность и приятие новой для себя ситуации. Она светится как бы изнутри, своей собственной внутренней подсветкой, а не отраженным вниманием. Да, она получает внимание и восхищение окружающих, но она не потребляет его, а собирает и преобразовывает, снова направляет на гостей. Вот и получается, что даже случайный зевака получает от такой женщины благодать, потому как она умеет одаривать взглядом…
Это удивительная женская способность устанавливать отношения с людьми: умно, тонко, грамотно. Здесь нет прямой мужской силы, давления, требования признания со стороны другого. Естественная мягкость, умение подстройки, ощущение уюта, заботы, комфорта, радости.
Женщина может легко, очень спокойно, естественно действовать в интересах другого и ради другого. Она не испытывает от этого напряжения, здесь нет темы жертвы, и, что самое главное, нет этой женской воронки, нет этой женской притягательности, этого омута, который засасывает мужчину. Такая женщина не питается мужским вниманием, не оживает лишь от внешнего праздника, а несет этот праздник внутри себя.
Она не суетлива, не многословна, в чем-то недоступна для гостей и все время остается рядом с мужем. Она вызывает странное ощущение, как будто всё это празднество задумано, реализуемо не ради самой свадьбы, а как чествование гостей, придание им искренней важности и уважения…
Я была очарована её ощущаемым превосходством. Чувствовалось, что у неё есть внутренняя решимость врываться в ход жизни в качестве её начала, решимость быть вне зависимости от последствий. «Исход не определяет смысл и ценность начинания» – почему-то совсем уже по–шекспировски подумалось мне…
Она не делает того, что предполагает её вид, её внешность, праздничное убранство. Она не демонстрирует себя, не помещает себя в центр, а, наоборот, оставляет центр пустым, не занятым.
У такой женщины нет похмелья после праздника. Как нет и периферии жизни, куда она смещается в повседневных заботах. Эта женщина умеет создавать центр притяжения внимания не в себе или собой (знаменитая женская воронка), а между мужем и женой как в особом семейном пространстве, в которое можно приглашать детей, гостей, родных… Она создает и руководит этим центром, формирует притягательность именно семейного очага. Её одной больше нет, она не существует в отдельности от своей семьи, да и зачем: если она умеет объединять родных, делать гостей и друзей счастливыми? Такая женщина с мужчиной образует не пару, а именно семью.
…Те фотографии были случайными… Я увидела их лишь мельком в чужом свадебном альбоме. Сначала мне захотелось подробнее рассмотреть всё в деталях, но я остановила себя, потому как включилось внутреннее видение, и этот случайный облик незнакомой мне девушки - невесты обрел подробности и конкретные детали уже собирательного образа: женщины, умело и последовательно создающей свой дом и семью. Изящный пример благородного и достойного женского поведения.
Пространство семьи
Отношения между мужем и женой я всегда ощущаю как некое пространство. Пространство семьи, дом, домашняя жизнь, семейный очаг, гостеприимство – для меня это очень близкие понятия и образы.
В паре такого пространства нет. В паре мужчина и женщина ощущаются, как будто намертво приклеенные друг к другу: или ревностью, или постоянным поиском внимания партнера, или обидами, или несчастьями (алкоголизм мужа), или зажиточностью, или неважно чем. В паре есть два места: первое и второе. Первое – это главное, центр внимания, второе – никакое, периферия, обслуживающая центр.
Очень часто кто-то из супругов пытается занять это центральное место, вместо того, чтобы его формировать. То муж, то жена. И получается, что самого пространства то нет, а есть только или внимание мужа на жену, или внимание жены на мужа. Здесь третий – лишний. Это называется образовать пару. Семья – это нечто другое. Она в состоянии одаривать, делиться. Это – благодатное пространство…
В паре нет семьи, нет пространства для заботы, воспитания, выпестования, взращивания, влияния, выхаживания.
Второй момент: пара в отличие от семьи, живет как банда, тихо сама с собою: «Не трогайте нас, и мы не тронем вас». Люди проваливаются в брак вместе с домашними тапочками и становятся очень тяжелыми на подъем для встреч с другими людьми, «закукливаются». Иногда их дом открыт, но попадая туда, не ощущаешь себя гостем, а лишь соглядатаем или вынужденным свидетелем их межличностных конфликтов и проблем. Иногда – их радости. Но всё время как-то со стороны. Ты не чувствуешь себя обласканной этой семьей, не чувствуешь их заботы о тебе.
Что я считаю здоровыми семейными отношениями? Когда я могу почувствовать, что между мужем и женой есть пустое, незанятое пространство. Пространство семьи. В него приглашают или от вас могут отказаться, если вы не впишитесь. Это пространство не для публичных взаимоотношений, а для близких, интимных отношений: детей, родных, друзей. У этого пространства есть как бы центр: на этот центр направлено совместное внимание и мужа и жены. Оно создается именно совместно, как собственное детище, очень избирательно и требовательно! С одной стороны, семейное пространство очень интимно, имеет жесткие границы и обереги, с другой стороны – открыто через радушие и искреннюю сердечность.
Именно гостеприимство подчеркивает, что данные мужчина и женщина – семья. У них есть пространство семьи, и они в состоянии приглашать, чтобы позаботиться о других людях, делиться своими лучшими настроениями и интересами. Это очень важный этап в развитии семейных отношений, что вы способны приглашать и принимать дома кого- либо (гостей, рождение детей – они так же наши гости, родителей, родственников, друзей, можно разводить растения, заниматься животными).
…На случайных свадебных фотографиях подчас отчетливо видно, что именно происходит на свадьбе: образование пары или семьи. Одаривает ли невеста вниманием гостей или только получает поздравления?
Свадьба – это обыкновенное «спаривание» или рождение пространства семьи? И здесь важным моментом является то, что невеста не самопринуждает себя к общему охвату всех гостей в силу условностей этикета, а то, что это является прямым выражением и продолжением её женской силы. Самым естественным образом, в силу своей натуры, положения, женщина выражает себя нормальным, единственно возможным способом. Она не стеснительна, не скована, ей нет нужды прятаться и что-то скрывать, она не уходит в область тайных внутренних переживаний, недовольства, фантазий или этикета… Так ведет себя невеста «взаправдышная» - вспомнилось мне почему-то детское словечко.
«Белая кость» - женщина редкой породы. Она может открыто выражать себя, и это получается настолько тонко и красиво, что окружающие воспринимают это как редкостный подарок, потому как внимание достается каждому…
Эти женские качества могут быть сформированы у женщины к моменту замужества. А, может быть, и нет. Женщина в течение многих лет будет безуспешно в семейных отношениях тянуть одеяло на себя и требовать постоянного внимания, «уважения» (!), лезть в «центр» и получать «отлуп». Или, наоборот, потеряет всякий интерес к семейной жизни, станет невыразительной, скованной и усталой. Сформирует не пространство семьи, а пространство собственной «шизофрении»: - уйдет в себя, в область тайных переживаний, недовольства, мести…
Создание пространства семьи – это особый женский труд, совместный с мужем, но женщина в этом играет ведущую роль. Не замечали ли вы, как часто маленькие дети или домашние животные пытаются устроиться на диване, в кровати ли «между папой и мамой», чтобы быть обласканными и «расправить крылышки»? Не слева, не справа, а именно между? Как часто «клином» в отношения молодой пары входит свекровь или теща «понежиться» в интимном пространстве своих уже не маленьких детей, лишь бы получить признание и уважение?
Когда вы в последний раз «купали» свою свекровь или маму в вашей семейной любви?
Наливая вечером теплую ванночку для купания вашего малыша, вспомните, кого ещё можно было бы вдвоем «искупать на ночь»? Кому послать привет, весточку, кто по недоразумению остался забыт или нуждается в вашем внимании?
…Достаньте на досуге ваши свадебные фотографии. Кто вы? Семья или пара?
как всегда прочитала с удовольствием)
хотелось бы побольше статей про одиноких девушек) тех, кто все никак... не может никого впустить в свою жизнь)