Я получила несколько писем с просьбой дать дополнительную информацию по новому семинару «Как создавать и сохранять преимущество?». И основной вопрос, который возник у моих читательниц, был таков: «Является ли создание преимущества здоровой амбициозностью, или это разные понятия?
Амбициозность проста и понятна. Человек явно и ясно излагает свои планы и цели, с удовольствием говорит о них, опирается на собственное говорение и красноречие, и черпает из этого определенную энергию. Амбиции у человека «на лбу записаны», как дополнительная самореклама: «Спроси у меня, кто я? И Я расскажу тебе свои планы и цели! Покажу свои результаты!» За таким человеком стоят амбиции.
Давайте сначала просто попробуем нащупать, что такое преимущество. Это сложно, едва уловимо, и, тем не менее, мы должны его поймать, хотя бы за хвост. Всё дело в том, что преимущество не лежит на поверхности. Оно молчит. Это тайное качество. Военный секрет. Мы его каким-то образом считываем, улавливаем и определяем. Так же, как шарм, очарование или скрытую силу, дополнительный источник энергии…
Разрешите мне привести пример из своего опыта:
Когда я работала декоратором, я занималась продажами и «разогревала» чувственную сферу моих клиентов. Я создавала особую атмосферу желания, предвкушения, праздничный антураж. Я рекомендовала приобрести тот или иной предмет интерьера, создать новый проект, говорила о его ценности и полезности. Мои дальнейшие наблюдения были следующие: кто-то четко следовал моим рекомендациям, был благодарен за особый чувственный антураж, приходил снова, часто уже не за новой покупкой, а именно за советом, за смыслом, за моим видением проблемы, моей точкой зрения, то есть «приходил за мной», а не за моими работами. Вынуждал меня больше консультировать, чем продавать. Впоследствии, эти люди (их было не так много), часто мне звонили, говорили о своих ценных находках, полезной информации, рекомендовали мои услуги друзьям. То есть я чувствовала, что эти люди умеют создавать нечто, какое-то неуловимое преимущество, своё и чужое. Они были внутренне готовы к покупкам, к контактам, к преобразованию своего дома и к внутреннему видению одновременно, и эта готовность меня всегда привлекала и завораживала. Не потому, что эти люди оставляли деньги у меня в Студии и не требовали много времени и внимания, а потому, что меня восхищал их подход. Если я и задумывала некоторое предпродажное «шоу», то они в ответ создавали что-то невидимое, но очень ценное, и я пыталась понять, что это такое. Я ощущала вкус элегантности и артистизма.
Были клиенты другого плана. Они требовали повышенного внимания к себе, к своим чувствам, планам, встречи носили затяжной характер, они поглощали моё время и делали заказ, только насытившись моим вниманием. Это люди (я мысленно, от усталости, звала их) – жруны. Они были амбициозны, строили большие планы, следовали целям, но у них не хватало энергии и денег (всё шло в натяг), чтобы осуществить их цель (например, отремонтировать и отдекорировать квартиру). Я чувствовала, что я, как декоратор, энергетически «несла их на своей спине» и очень уставала от этого. В них не было бодрости, продуманности, решительности, красивых ходов и образов. Они создавали впечатление, что они просто «влипли» в благоустройство своего дома, попались в западню, в долговую яму, в морок. Отсюда - сплошное вставание на цыпочки, натяжка себя на покупку, принюхивания, подозрительность, колебания, они давали мне ощущения повышенного риска от своей покупки. Я мысленно называла это «русский балет» - им приходилось вставать не просто на цыпочки, а сразу на балетные пуанты, чтобы чего-то достичь, дотянуться до желаемого. Вот эти «достигаторы» меня всегда пугали. Они не слушались меня как профессионала в своем деле, но при этом они потребляли, распыляли мою энергию и пыжились. Приобретения давались им нелегко. Мы часто уставали друг от друга. И у покупателя и у продавца на лбу выступал холодный пот от напряжения. Что-то было неверно во всей ситуации, я внутренне страдала, считала, что, возможно, слишком давила от нетерпения на клиентов, они были не готовы, или, наоборот, уделяла им мало внимания, в общем, я себе не нравилась. Заказчики также чувствовали себя хуже, чем до совершения сделки. Как будто все мы совершили тяжелое и трудоемкое действие, наши силы были на исходе.
Я часто задумывалась над этой ситуацией: красивых элегантных продаж и утомительных пыжиний. Для себя я сформулировала как: есть особые люди, их меньшинство, которые умеют создавать преимущество, своё и чужое, просто, совершая повседневные действия, и есть амбициозные люди, их большинство, которые ставят перед собой цель и существуют на последнем издыхании, у последней черты. Там они, собственно, и живут.
У первых есть запас прочности, у вторых – судороги и конвульсии, внутренний надрыв. Первые слушаются, ведутся за мной и ведут за собой, вторые – недоверчиво сопротивляются и вымучивают себя и меня, медленно приближаясь к своей цели. Я стала инстинктивно избегать амбициозных людей, как невольных энергетических грабителей и мучителей. И всегда с радостью искала тайные знаки людей, которые умеют жить красиво. Это не зависит от количества их денег или стоимости покупки. Это два разных менталитета.
Какая культура сейчас насаждается?
Насаждается культура амбициозности. ЗА ДУШОЙ ни кола, ни двора, но дорогой телефон куплен в кредит или поставлена другая жёсткая цель. В амбициозности нет ничего героического, кроме добровольного мазохизма и мучительного натягивания себя на шаблон потребления. Создает ли преимущество купленный таким образом телефон? Нет, не создает. Мы получаем рабство, а не преимущество. И рабство это не финансовое (я не против кредитов), а психологическое: мы своё преимущество отдали айфону (новой квартире, машине, путешествию, проекту): вот он какой, лежит перед нами: красивый, стильный, дорогой, продуманный, организованный. Купив его, может быть, мы сами станем такими же? Мы уже не можем обращаться с ним легко и небрежно. Мы его подчеркнуто бережем. И носимся с ним, как курица с яйцом. Так мы теряем элегантность поведения. И сами превращаемся в курицу, несущую «золотые» яйца (айфоны и прочие дорогие покупки и приобретения, полученные результаты и достижения)
Разница между созданием преимущества и амбициозностью огромна: преимущество создает и возделывает спокойствие, формирует и воспитывает саму личность, накапливает силу. Амбициозность – беспокойство, напряжение и риски, холодный пот и бессонницу, вымученные результаты (несет свои золотые яйца в поте лица).
Создавать преимущество означает последовательно создавать спокойствие, чтобы не дергаться. Следовать амбициям – делать возгонку беспокойству, напряжению, давлению, настраиваться на прорыв, формировать хватку…
Спокойствие дорого стоит, оно насыщает.
Амбиции не удовлетворяют, они только разжигают аппетит, раскручивают человека, заставляют и дальше фуфыриться, выступать козырем, распускать хвост и задирать нос…..
С одной стороны, мы должны желать большего, чем имеем, с другой - беречь своё спокойствие. Мы можем смело жертвовать комфортом, удовольствиями – но не спокойствием.
Амбиции часто раскрывают в нас худшие стороны, тщательно маскируют наши хорошие, сильные черты. Мы сознательно жертвуем самым главным - спокойствием, чтобы купить себе что-то менее ценное: комфорт и доставить мимолетное удовольствие….
Жизнь часто приводит нас к выбору: любить то, что имеешь (создание преимущества) или получить то, что ты хочешь (амбициозность)?
Я на этот вопрос отвечаю так:
Надо сначала «получить то, что ты имеешь», то есть мысленно и чувственно догнаться до осознания того, что уже есть. И это – не куций хвост от зайца, а целое наследие, сундук с сокровищами. К счастью, каждая из нас не безродна и не бесталанна. Надо тщательно разобраться с тем, что для тебя своё и родное. Понять, от чего поет твоё сердце. И только потом, выбрав сердцем свою песню, сознательно любить то, что следует тебе любить и делать . Бережно нести себя в этом направлении.
Как видите, здесь нет место амбициям, никто не заставляет вас «двигать собой». Необходимо сознательно помещать себя в точку силы и спокойствия. И создавать тем самым собственное преимущество, различие, превосходство. Из спокойствия вытекает много следствий: элегантность, стиль, чувство меры, своевременность и уместность, решительность и воля.
Амбициозность учит стартовать с нуля, двигать собой. Создавая и сохраняя преимущество, мы учимся действовать из глубины себя, из ресурсного состояния, двигаться в правильном для нас направлении. Амбициозность вся здесь, на виду, а преимущество не очевидно, скрыто, но оно каким-то образом угадывается другими людьми и вызывает уважение.
Задайте себе непростой вопрос: «Почему нас со всех сторон приучают к амбициозности, к достигаторству, но, как правило, молчат об осознании собственного преимущества?»
Мне хотелось бы нарушить затянувшееся молчание. По-моему, пора!
Это – только начало разговора про создание преимущества. Продолжение и развитие темы – на самом семинаре.
Надеюсь, что я внесла немного понимания в различие между амбициями и созданием преимущества. Спасибо за ваши вопросы к семинару!
Жду вас в четверг в 18:00 на новый семинар «Как создавать и сохранять преимущество?»
Присылайте ваши заявки на участие! Пора!
Ваша Мария Флеро
И очень страдаю от этого.
Этому тонкому отличию преимущества от амбиций надо уделять повышенное внимание. И уметь его создавать.