Давайте сегодня наберемся терпения и дочитаем текст до конца. Коротко такую важную тему я осветить не сумею.
Поводом для написания данной статьи послужила домашняя работа Ксении - участницы недавно прошедшего семинара «Качество и роскошь. Как преодолеть в себе нищебродство?» Ниже я привожу отрывки из её письма. Ксения отвечала на мои вопросы (отмечены жирным курсивом):
• Был ли у вас опыт благотворного воздействия (влияния) на вас роскоши? Приведите хотя бы один пример. Согласны ли вы, что роскошь обладает сильным влиянием на вас? Или вы невосприимчивы к роскоши?
У меня с детства в голове и душе есть какой-то маячок, который делает стойку на роскошь и породу. Меня этому никто не учил, не объяснял принципов, я и сама толком не смогу сформулировать, почему и на что я реагирую, но импульс по мне проходит, как ток.
Я с детства реагировала на роскошных женщин, мужчин тоже, но не так сильно. А вот
женщины меня манили привлекали, как ангельские мотыльки, что-то нереальное, до чего
невозможно дотянуться, но и пройти мимо нельзя. И это не просто красота и ухоженность,
потому что на красоту я тоже сильно реагирую, но тут же теряю интерес, если за красивой
оболочкой скрывается простушка, пустота и нет сильного стержневого содержательного
наполнения. А иногда видишь, что женщина не бросается в глаза своей красотой, но в ней
есть нечто достойное, что тебя манит, влечет, притягивает взгляд,завораживает. Я всегда
хотела разгадать эту тайну, непостижимую моему детскому уму, как тот гадкий утенок,
наблюдающий за белыми лебедями и мечтающий стать одним из них.
При этом у меня не было чувства собственной ничтожности или чего-то подобного, куда
мне до них, наоборот, я ощущала некое далекое родство, но не была частью их стаи, не
понимала, как туда попасть, какие существуют коды входа.
Всю жизнь я по крупицам интуитивно считываю с породистых женщин, которых надо
сказать встречала не так часто, какие-то знаки и нюансы, дающие подобное состояние.
Можно сказать, что вся моя внутренняя работа, связана с этим маячком достоинства,
спокойного благополучия, выдержанности, стати, и пр., который я никогда не упускаю из
поля своего зрения.
Или у нас есть сеть пиццерий, которые перед любым заказом приносят тебе корзину
теплых белых булочек и специальный соусник, в котором можно смешать масло и
бальзамический уксус и угощаться, в ожидании основного заказа. А перед выходом тебе
принесут рюмочку апельсиновой настойки. Это мелочи, которые в масштабе такого
бизнеса не стоят им каких-то затрат, но для меня это признак именно роскоши,
выделяющей эту сеть среди массы всех заведений в городе. Я хожу туда не для того, чтобы поесть их пиццу, а за этим ощущением чего-то эксклюзивного, потому что после посещения мне всегда хочется что-то сделать, меня пробивает на какой-то творчество, перемены,
возникают душевные порывы. Причем однажды нам принесли холодные булочки, и я
ушла с ощущением, что меня обманули. Без этого запаха свежего белого хлеба волшебства
не случилось, хотя по качеству они были такие же вкусные, но элемент роскоши в виде
запаха у них отняли.
При этом ни один из моих знакомых не воспринимает этот жест, как нечто особенное. Ну
булки принесли, можно заморить червячка, не более. А когда я недавно увидела в
продаже квартиру хозяина этих заведений, я не могла взгляд оторвать от дизайна.
Настолько он роскошен в мелочах, гармоничен.
• Что вам ближе: внешнее (демонстративное) проявление роскоши или внутреннее (как интеллектуально – чувственная территория?)
Однозначно внутреннее, ибо его нельзя отнять. Но внешний лоск я тоже люблю, когда это
не демонстративно-нарочительно и без вычурности, помпезности. По восприятию я визуал:
бежевые, светлые однотонные тона в гардеробе, глубокий синий или цвет марсала,
структура образа и его продуманность - для меня важны и вызывают реакцию. Рядом с
такими дамами в очереди, чаще всего это женщины в возрасте, я автоматически
приосаниваюсь и бегло окидываю себя взглядом, нет ли огрехов, как будто они могут мне
сделать замечание несоответствия.
• В какой степени вам знакома система внутренних (не демонстративных) кодов роскоши?
Только какие-то пунктиры, выверенные методом наблюдений, как некоторые состояния.
Я бы очень хотела глубже изучить этот вопрос, но ничего стоящего на подобную тему мне
не попадалось. Самое большее, что я находила, это кинообразы в том же Аббатстве
Даунтонов и т.п. Спросить и поговорить на эту тему не с кем. Это или показное
лавочничество, либо строгий этикет, но не внутреннее содержание.
А между тем детали для меня крайне важны, ибо я падка на принцип удовольствия, и он
меня сильно сбивает, в отсутствии ориентиров. За подобную энциклопедию я бы
заплатила любую цену.
• Согласны ли вы подвергать себя строгому внутреннему контролю и всесторонней критики
со стороны вашего авторитета, доверенных лиц и непосредственных потребителей за
созданное качество товара или услуги? Есть ли у вас опыт становиться крепче и сильнее,
от «обкатки» качества и доработки деталей? Или вы проповедуете «качественную
неприкосновенность» (то есть качество – это сугубо мой личное дело и я не обязан
отчитываться за свое качество перед другими людьми, нет необходимости объясняться, у
каждого свой вкус). Верите ли в то, что, если товар хорошо продается, то он по
определению качественный?
Каверзный для меня вопрос, т.к. строгость нарушает принцип удовольствия. Я не привыкла
к постоянному контролю и строгость меня всегда пугает. Но это потому, что она оставляет
меня в еще больше прострации, я что-то считала рабочим инструментом, потом слышу, что
это не так, все фантик, нужно искать традицию, куда-то углубляться, у меня начинается
внутренняя паника, где ее искать, с чего начинать, а если найду, с чем сверять. Как прежде
уже не то, ведь его обличили, как по-новому я не понимаю, и эта полная неразбериха
наталкивает на мысли, а может ну его, найти что-то попроще, ведь это тоже вполне
рабочая схема. Я словно все время упираюсь в канву чего-то, но без наполнения смысла,
как это создать.
Я думаю, что если меня поместить в подмастерья к профессионалу, как того же Луи
Виттона, я бы через тернии к звездам пробралась к этой теме. Правда выдерживать
качество абсолютно во всем – это слишком мощная и непосильная на сегодняшний день
задача для моей психики.
С каждым новым семинаром у меня возникает ощущение, что я не приближаюсь к цели качественной, добротной и роскошной жизни, а наоборот все дальше от нее, потому что появляется масса каких-то новых тайных кодов, о существовании которых я и не задумывалась, наличии специальных авторитетов, которых нужно где-то найти и правильно выбрать, поиск аутентичности, традиции и т.д. Эти ощущение похожи на те, когда стоишь посреди заколдованного леса с задачей пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что, а в руках только клубок заветный, конца ниточки, за которую потянуть, нигде не видно и только манит тебя из лесной чащи далекое далеко… Может так и начинается поиск истины, когда знаешь, что ничего не знаешь?
Ответить на письмо Ксении будет не просто.
Нам следует разобрать несколько заслуживающих внимания тем, которые непосредственно связаны с данным письмом.
Это:
- Что такое принцип удовольствия
- Принцип предназначения и социализации
- Система социальных кодов
- Строгое женское воспитание
- Личная энциклопедия социальных кодов
Давайте попробуем дать Ксении исчерпывающий ответ.
Принцип удовольствия
Зрелость человека выражается в том, что полноценно проживаются и находят своё место все естественные «прошивки» психики, с одной стороны, и так же выход за их рамки, обеспечивающие рост сознания, с другой стороны… К естественным прошивкам человеческой психики относится так называемый принцип удовольствия, который задает автоматическое протекание всех психических процессов в русле получения удовольствия или, наоборот, избегания неудовольствия. Так мы становимся привязанными к своему телу, особенностям конституции, психического склада. Не игнорируем себя, а действуем от своего имени. Это очень важная привязка, наш первичный эгоизм, особенность, индивидуальность, характерность. Удовольствие и неудовольствие обслуживают целый комплекс правильных самоощущений.
Здесь (принцип удовольствия) уместно говорить, что о вкусах не спорят, у каждого человека имеется своё собственное мнение, различные вкусовые рецепторы, восприятие цвета, звуков и тактильных ощущений. В принципе удовольствия нет строго иерархического мышлении: мне нравится одно, а тебе – другое. Всё имеет свое место, максимально отражает различные человеческие типы, мы должны быть предельны внимательны друг к другу, толерантны и подчеркнуто вежливы, стараться не задевать чувства друга.
Принцип удовольствия - особая территория жизни со своими правилами и законами. Можно прожить всю жизнь, не покидая её территории, тщательно охраняя её принципы.
Самое главное – исключить все виды строгости, предписаний, требований, традиций и социальных кодов. Либерализм важнее, чем иерархическое мышление. Не забывать держаться подальше от всех видов абъюзеров и психопатов, токсичных и непонятных людей с девиантным поведением.. Они явно несовместимы с принципом удовольствия и предписывают нам естественное избегание подобных персонажей, как осквернителей самой жизни. Принцип прост: мы вместе до тех пор, пока нам хорошо друг с другом. А если нехорошо – то это повод для расставания.
Покидать зону удовольствия – значит, вызвать в организме серьезный приступ паники. Лучше выкинуть партнера из своей жизни, чем пожертвовать принципом удовольствия. «Не дави на меня, мне от этого плохо!» - вот и весь сказ!
Возгонка удовольствия, рафинированное утонченное чувствование, включение тормозов в нужный момент, получение своей выгоды – так работают шестеренки и механизмы данного принципа.
Удовольствие неизбежно имеет плохие последствия, не смотря на самоограничения: утреннее похмелье, головную и мышечную боль, беспричинную усталость, пустоту и смутное чувство неудовлетворенности, выход из бюджета, разорванные отношения, одиночество.
Самая большая опасность – скука и тоска в будущем, т.к. становится пресно. Нужна вереница событий, одно интенсивнее и изощреннее другого…
Оказывается, что принцип удовольствия имеет уязвимую ахиллесову пяту: как только наши потребности удовлетворены (голод успокоен), быстро наступает фаза пресыщения. Всё, больше не лезет, поглощать более невозможно. Ни еда, ни секс, ни путешествия, ни рестораны, ни театры, ни одежда, ни обучение, ни новые впечатления– всё перестает оказывать какое-либо влияние, кроме стойкого отвращения. Оказывается, объем тела строго ограничен. То, что радовало вчера, лишается своей значимости сегодня. Увеличение количества удовольствия больше не делает нас счастливее. Снова нужно здоровое чувство голода, а не чувство пресыщения. Чувство голода становится роскошью, оно недостижимо, потому как принцип удовольствия не допускает таких «вольностей». Он всегда спешит навстречу первым же признакам аппетита, парализуя здоровое чувство голода в самом зародыше. Так принцип удовольствия, как ни странно, прочно изолирует нас от наших глубинных нужд и потребностей.
Потребление удовольствия, оказывается, сильно ограничено самой человеческой конструкцией. Последствия от принципа удовольствия – серьезны, их игнорировать нельзя.
Многие из нас считают, что степень успешности определяются количеством удовольствия, которые мы можем себе позволить. Проблема только в одном: удовольствия приедаются, становятся все дороже и изощреннее, и на базовое ощущение жизни уже никак не влияют.
Погоня за удовольствиями задерживает развитие и самопознание. Раскручивание воронки удовольствий приводит к тому, что прерогативой человека оказывается генерирование желаний – а прерогативой внешнего мира – их контроль и сдерживание. В будущем конфликт неизбежен. Если ребенок что-то делает с явным удовольствием, то это идет ему во благо. Таков закон роста. Взрослый человек, выбирая только типы активности, дела, связанные с получением удовольствия, просто наматывает круги, зацикливается, истощается и теряет интерес к жизни. И, самое страшное, ОН НАЧИНАЕТ ОШИБАТЬСЯ, сам того не замечая. Он не просто теряет качество жизни, он отклоняется от вектора своего предназначения. Все, что он производит, становится глупым, пошлым, пустым и никчемным. Все становится шиворот-навыворот. Одинаково несчастлив бедняк, не имея средств полноценно удовлетворять свои потребности, и богач, в своем пресыщении и невозможности возобновить «бег жизни». Так возникают «крысиные бега»: погоня за недостижимыми удовольствиями или их жесткая эксплуатация.
Это страшное слово: Социализация
... Давайте вспомним снова письмо Ксении:
- Да, свежие булочки, как стартерс, великолепны сами по себе, и могут превосходить по вкусу основное блюдо.
- Изысканный интерьер помещения может затмить своим воздействием отпуск на побережье и свежий воздух. Продуманность важнее спонтанности. Детали завораживают
- Качественная, добротная и роскошная жизнь, к которой стремится Ксения, и которая от неё постоянно ускользает, создана по особым социальным кодам.
Эти коды – квинтэссенция традиции, осознания природы качества и роскоши, ритуала, породы, ценности циклического времени.
Коды не теряют принцип удовольствия, они его воспитывают и облагораживают, поднимают на новый уровень. Социальные коды имеют преимущество над принципом удовольствия, потому как одновременно отражают предназначение данного человека и принципы социализации (вписывание в общество), обеспечивая человеку победное действие.
Женское строгое воспитание
Женское строгое воспитание и есть обучение этим особым социальным кодам. Такое обучение проводится строго индивидуально, потому как предстоит согласовывать принцип удовольствия с принципом своего предназначения и социализации.
Сам принцип удовольствия отметать нельзя. Его следует согласовывать и превращать в осознание своего предназначения. Принцип удовольствия – это просто черновик, замысловатый набросок, головоломка и ребус, который следует грамотно расшифровать, осознать и выстроить как личный проект.
Порода всегда тщательно шлифуется, подлежит огранке. Через создание своей породы женщина получает в обществе особое влияние и законодательную власть.
Не случайно Ксения пишет о том, что:
• Строгое воспитание создает в женщине тайну, которая «манит, влечет, притягивает взгляд, завораживает»
• Да, строгое женское воспитание создает эффект «породистости, достоинства, спокойного благополучия, выдержанности и стати».
Простушка не видит проблемы в том, что она не влиятельна. Она готова бегать за другими и вести себя услужливо. Не боится ошибиться, потому как чувство собственной правоты диктует в ней принцип удовольствия. Не видит и не осознает собственной отсебятины, непростительной глупости и жёсткости.
• Ксения пишет: Я бы очень хотела глубже изучить этот вопрос, но ничего стоящего на подобную тему мне не попадалось. Самое большее, что я находила, это кинообразы в том же Аббатстве Даунтонов и т.п. Спросить и поговорить на эту тему не с кем. Это или показное лавочничество, либо строгий этикет, но не внутреннее содержание.
А между тем детали для меня крайне важны, ибо я падка на принцип удовольствия, и он меня сильно сбивает, в отсутствии ориентиров. За подобную энциклопедию я бы заплатила любую цену.
Отличное наблюдение! Итак, что у нас есть в наличии: Этикет богатого лавочника или строгий этикет Аббатства Даунтонов? Скудный выбор, вернее, выбирать не из чего. Строгий этикет - это специально сделанное пугало, чтобы лавочник с наскоку не осилил и не перепрыгнул на прыти социальные барьеры. Да, в обществе существуют специально охраняемые зоны, куда «без пропуска» никого не пускают.
Социальные коды специально зашифрованы. Нужно их понимание, обоснование, детали, как справедливо пишет Ксения, потому как они содержат ориентиры победного поведения.
Лавочник стремится сразу в аббатство. Его туда специально не пускают, потому как в его мозгах зашит «вирус», который разрушает разумное победное действие. «Аббатство» - ложная цель. Важна победа. Лавочник, к сожалению, только богат,сыт и полон желаний. Но он – не победитель и не законодатель.
Социальные коды закладываются с детства через строгое воспитание. В основном, через мунштру и строгое соответствие выбранных идеалов родительской семьи, прямое подчинение.
В зрелом возрасте натягивание себя на соответствие данным кодам проблематично, потому, как принцип удовольствия уже «вышел на волю» и «распоясался», человек начинает ошибаться и не замечает этого, он вообще перестает быть чувствителен к ошибкам. Так как человек не был перекодирован с детства с принципа удовольствия на принцип победы, благородства и породы. Ксения отлично описала то, как она «издалека» воспринимает породистых женщин, ищет особые маячки и знаки, которые отличают их от простых женщин.
Да, такие женщины влиятельны.
Ксения пишет, что «за подобную энциклопедию (социальных кодов) я бы заплатила любую цену».
Что ж, плати!
Плати за то, что теперь надо согласовывать социальные коды победного действия с разросшимся принципом удовольствия, от которого ты не в состоянии отказаться. Его перекодирование займет время, нужно предоставить тебе обоснование, что:
- Ты сама часто ошибаешься. Выдаешь пошлый, глупый результат. Наличие у тебя денег вовсе не означает, что ты поступаешь правильно. Возможно, ты просто превращаешься в богатого лавочника, которого не пускают в «аббатство».
- Победа – более серьезный результат, чем получение удовольствия
- Своё индивидуальное чувствование и самостоятельные размышления надо постоянно сверять с традицией и высшими социальными кодами, там заложено много полезной и достоверной информации. Сверка как гигиеническая процедура и холодный душ обязательны.
- Принять новые для себя состояния как норму жизни. Отказаться от всезнайства и отсебятины.
Ксения правильно пишет:
С каждым новым семинаром у меня возникает ощущение, что я не приближаюсь к цели качественной, добротной и роскошной жизни, а наоборот все дальше от нее, потому что появляется масса каких-то новых тайных кодов, о существовании которых я и не задумывалась, наличии специальных авторитетов, которых нужно где-то найти и правильно выбрать, поиск аутентичности, традиции и т.д. Эти ощущение похожи на те, когда стоишь посреди заколдованного леса с задачей пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что, а в руках только клубок заветный, конца ниточки, за которую потянуть, нигде не видно и только манит тебя из лесной чащи далекое далеко… Может так и начинается поиск истины, когда знаешь, что ничего не знаешь?
Держать в руках конец ниточки заветного клубка, строго следовать за ним, подчинять себя этому едва намеченному пути, не требовать явных карт и указателей, искать проводника и доверять ему – так формируется собственная порода и кристаллизуется предназначение.
- Не путать ложного Ивана Сусанина и реального проводника по «заколдованному лесу».
Личная энциклопедия социальных кодов
Тему социальных кодов я частично разбираю в каждом своем семинаре и мастер-классе. Создать «Личную энциклопедию социальных кодов» можно только индивидуально, когда вы последовательно согласуете собственное первичное удовольствие со строгим правилом, поймете его содержание, смысл и пользу для самого себя.
Такую личную Энциклопедию нужно создавать на индивидуальных консультациях. Да, это стоит денег. Я сама всегда плачу за согласование «моего удовольствия» и строгого правила, и считаю данные инвестиции самыми оправданными.
...Раньше это всегда делал для меня мой отец. Он всегда бережно относился к моему удовольствию и желаниям, и имел талант перепрограммировать их на более высокий уровень, отрывая мне глаза на мою породу и предназначение. Он умел нежно растворять строгость правил и делал мне целительную прививку против собственной глупости. За что я ему очень благодарна. Это была реальная родительская забота и передача мне семейных оберегов. Бабушки были более строгими и принципиальными, они требовали слепого подчинения, от которого я уворачивалась. Отец же раскрывал передо мной желанный правильный путь. У меня никогда не было паники, что он «режет» мои желания и помыслы, переводит меня на жесткие рельсы порядка. Я не согласна с тем, что строгое воспитание – это маленькая смерть. Всё зависит от того, в чьих руках мы находитесь. Папа умел мотивировать и объяснять. Именно он научил меня хотеть и желать порядка в моей жизни.
С тех пор тема социальных кодов, строгого женского воспитания – моя любимая. Этому посвящен мой блог, мои ежедневные изыскания и открытия, мои групповые занятия и индивидуальные консультации.
Кто готов – приходите. Если вас окончательно испортил принцип удовольствия – я, к сожалению, бессильна. Если вы привыкли в своих действиях опираться на привычные «третьесортные», но мало-мальски рабочие схемы, о которых пишет Ксения, перепрограммировать свой чувственный уровень будет очень сложно. Но тем женщинам, для которых собственные ошибки и несоответствия мучительны и серьезны, я готова помочь. Тем, у кого есть амбиция пользоваться «первосортными схемами».
Консультации по созданию «Личной Энциклопедии социальных кодов»
Возможные темы:
- Убранство и дизайн дома, квартиры (социальные коды приличного дома)
- Ремонт, строительство, планировка
- Коды чистоты, опрятности, тишины помещений
- Социальные кода спальни, гостиной, детской, кабинета, кухни, ванной комнаты, банного домика.
- Ваш внешний вид (дом, улица, публичные посещения)
- Личный фотоальбом и портфолио, семейные фотографии
- Анализ вашей литературной деятельности
- Анализ ваших презентаций и выступлений
- Формирование вашего личного опыта
- Анализ вашей деятельности в соцсетях
- Как проявлять свои чувства и эмоции в разных контекстах
- Прием гостей (застолье, общение, размещение на ночлег)
- Домашний стол, угощения, потчевание. Свой фирменный стол
- Домашние цеха и запасы
- Домашняя зона отдыха
- Домашние циклы и ритмы
- Подарки родным и близким
- Ваш сад и огород, подсобное хозяйство
- И прочее…
Длительность и частота консультаций – строго по договоренности.
Я накопила достаточный опыт в ходе многолетнего консультирования,
преподавания, моих путешествий и семейных преданий, чтобы согласовать ваши
личные предпочтения и пожелания со строгими правилами этикета и социальных кодов.
Это реальные правила победы, влияния и формирования своего круга.
Жду вас на консультациях
Ксения, спасибо тебе за твоё домашние задание.
Ты навела меня на правильные и очень своевременные мысли.
Надеюсь, я стану тебе полезной, и мы начнем писать твою
Личную Энциклопедию социальных кодов.
До новых встреч!
Ваша Мария Флеро