Недавно меня неожиданно спросили, на что я, прежде всего, обращаю внимание при встрече с незнакомым для меня человеком? Я не смогла ответить сразу, но потом ответ нашелся: «Я обращаю внимание, прежде всего, на то, присуще ли данному человеку чувство меры.»
Чувство меры – трудно передаваемое качество, но я, как дизайнер, привыкший искать пропорции во всем, отслеживаю, присутствует ли в человеке некая амбиция - принципиально избегать крайностей и однобокости, грамотно сочетать в поведении естественность и порядок, создавать собственный стиль жизни? Для меня наличие чувства меры у незнакомого человека – его лучшая визитная карточка, и я испытываю дополнительную симпатию, когда ощущаю его тайные знаки. Чувство меры, как ни странно, вполне опознаваемое качество: его или нет, или оно есть.
Если слепо довериться моде, рекламе, культу потребления – то мы неизбежно потеряем в себе чувство меры. Общество потребления не заинтересовано говорить об этом, потому как культивируется именно безмерность, чрезмерность, извращенный вкус, перенасыщенность цвета, депрессивное ощущение жизни, радость от подарков, смех и слезы, готовые рецепты на все случаи жизни, пошаговые инструкции. Мы научились соприкасаться с ценой, а не с качеством, с количеством, а не с внутренней потребностью (купи одну вещь, вторая - бесплатно!). Соотношение «цена –качество» - это здорово, но есть ещё соотношение «качество и чувство меры».
Чувство меры – по сути, исчезающий сейчас феномен, в моём представлении связанный с благородством характера и искусством управления. Не случайно его вытесняют буржуазно –купеческие критерии жизни с одной стороны, и незамысловатые стандарты малообеспеченного населения с другой. Например, В СВОЕЙ ДЕКОРАТОРСКОЙ ПРАКТИКЕ Я ПОСТОЯНННО СТАЛКИВАЮСЬ С ЗАПРОСАМИ КЛИЕНТОВ: «Мне бы хотелось новые шторы, старые уже надоели», «Люблю зеленый цвет, покажите мне последние каталоги шторных тканей», «Сделайте мне такие шторы, чтобы все завидовали», или же «Прикройте мне окно, а то соседи нагло подглядывают!». Никто не задает мне вопросов о пропорциях, нюансах цветового сочетания, конструктивных особенностях, в основном требуется функциональность и «проплаченная красота»! Часто сталкиваюсь с недоумением и даже некоторой досадой человека, обратившегося к дизайнеру за помощью: почему невозможно купить готовые стильные шторы, их надо непременно заказывать по индивидуальному проекту? Этот момент иногда действительно раздражает людей, занятых декорированием своего дома, потому как снова приходится думать о «какой-то ерунде, в которой я ничего не понимаю», и возникает вопрос: «Почему многие предметы интерьера ещё не унифицированы и не стандартизированы? Зачем заморачивать себе голову лишний раз?»
ДА, люди уже давно привыкли, что пропорции, конструктивные особенности, чувство меры, цветовые сочетания отданы на откуп дизайнерам (это их прямые профессиональные обязанности). И мы уже перестаем сами задумываться о том, почему золотое сечение имеет такую притягательность для глаза, элегантность обладает воспитательным моментом, а монохромные цвета дарят нам чувство дома?
Всё чаще и чаще я прихожу к выводу, что чувство меры надо сознательно культивировать в себе всю жизнь, не отдавать его на откуп специалистам, а самим вникать в законы гармонии и пропорций. Чувство меры должны знать наше тело, настроение и эмоции, наши мысли и наши планы… Иначе придется всю оставшуюся жизнь покупать чувство меры у других людей.
Чувство меры необходимо формировать в семье с раннего детства, начиная с интуитивного подражания, заканчивая сознательно формируемыми навыками. Оно выражается не столько в теоретических предписаниях, сколько непосредственно проявляется в быте, в поведении, в живом общении. Хотя было бы замечательно, если бы в школе преподавали такой предмет, как чувство меры, потому как оно дает нам ощущение простоты и непринужденности нашего поведения, позволяет проявиться внутреннему обаянию и тактичности.
Пример из кулинарии:
Когда меня учили готовить мои бабушки, они постоянно отмеряли продукты «на глазок» и «как рука возьмет». Записывать за ними рецепты в этом случае было настоящей мукой, потому как моя рука ничего осмысленного не брала, скорее, замирала в нерешительности, и глазок мой оставался равнодушен к отмеряемым пропорциям. Ничто в моем организме не сигнализировало мне о чувстве меры, мера содержалась для меня только внешне – в кем-то составленном рецепте как результате сложных алхимических изысканий.
Тогда я просила учить меня по другому: сначала накормить, дать мне распробовать вкус, свежесть и качество приготовленной пищи, сознательно обращала моё внимание на определенные нюансы (например, солянку медленно томят на огне, а не варят, лук поджаривают до карамельного цвета, домашний хлеб пекут с допустимым пропёком и особой хрустящей корочкой, и так далее). Если мне нравился вкус, я воодушевлялась и пыталась сама уже отыскать меру и сочетание используемых продуктов, я начинала проговаривать вслух свои соображения. Бабушки тут же подсказывали, объясняли, и я начинала на бешеной скорости всё записывать. Потому как попадала в поток интуитивной стряпни… Приходя домой, я тут же начинала готовить, чтобы ничего не пропало из того священного состояния, когда рука обретала меру, а глаз – точность. Главным для меня было повторить качество, ничего не потерять и сохранить. До чего-то додуматься самой, тут же внести дополнения в рецепт, но неукоснительно держать в уме тот результат, который я хотела воспроизвести. На следующий день я приносила бабушке мою стряпню на пробу - и с нетерпением и страхом ждала её вердикта… она говорила: вот здесь начинка чуть солоновата, а тесто забыла подсластить до молочного вкуса, корочка не хрустит и не так румяна, как ей следует быть. Вот это вот «КАК ЕЙ СЛЕДУЕТ БЫТЬ» долго потом меня мучило, пока я не научилась через множество повторений «набить руку» и «наметить глаз»!
Требовали не заглядывать в рецепты, а просто осознавать, что ты делаешь руками, помнить тот вкус и структуру, внешний вид, который ты хочешь создать, усвоить лишь общие закономерности. И, самое главное, найти принцип золотой середины! Мои бабушки чем-то напоминали мне Конфуция, настаивая на размеренности, осознанности, опытности, выдержанности во времени, естественности каждого действия, чтобы оно также не нарушало чувство меры в восприятии другого человека.
К любому процессу можно подойти двояко:
Первый путь: пошаговая инструкция: Делай раз, делай два, если получилось невкусно, значит, отклонились от инструкции. Главное – пройти пошагово весь процесс, и, если случайно мы потеряли или замылили вкус (или любой желаемый результат), мы с этим миримся. Потому, как главное – мы правильные девочки и мальчики. Вся ответственность лежит на составителей инструкции, а мы – или жертвы недоброкачественного составителя, или победители вместе с ним.
Второй путь. Отведать качество. Присоединиться и побыть среди тех людей, которые приятны и значимы, которые умеют создавать это качество (только не перепутайте! Именно создавать, а не продавать!). Запомнить свои состояния как важные, нужные и полезные для своего организма, как возвышающие для своей души. Почувствовать тот самый цвет, тот самый фасон платья, тот самый вкус, ту самую книгу, понравившуюся мысль….. Обрадоваться чувству сто процентного попадания в унисон с собственными потребностями и мечтами. Мысленно сказать: ВОТ! ТО САМОЕ ОНО, что мне нравится, подходит. Отзывается во мне особым образом!
Давайте перечислим, где проявляется чувство меры и почему оно столь необходимо? Пример с приготовлением еды более, чем понятен, но чувство меры скрыто в самых важных для нас областях нашей повседневной жизни, и это достойная задача – искать его в различных процессах, явлениях и отношениях.
- Прежде всего, чувство меры выражено в чертах характера. Если характер неуравновешен, то имеется склонность к разным крайностям: хулиганству, мотовству, агрессии, гордыне, жестокости, попустительству. Человек сильно горюет или безмерно радуется. Легко теряет душевное равновесие.
- В отношениях с равными. Если потеряно чувство меры именно в отношениях с равными, то это выражается в потребности искать себе подобных, чтобы жить, как другие. При этом такой человек склонен сталкивать людей, создавать групповщину, напрягать ситуацию. С одной стороны, такой человек добровольно следует за другими, с другой – не живет с ними в согласии.
- В отношении собственной везучести и удачливости. Человек с нарушенным чувством меры надеется на удачу, склонен к авантюризму. Не понимает своей судьбы как пропорции определенных событий, игнорирует анализ собственной жизни.
- В отношении к удовольствиям. Не может останавливаться или же, наоборот, хронически недополучает позитивных эмоций. Не умеет себя эмоционально насытить, интуитивно накормить себя и других. Жадность выступает как основной регулятор получения удовольствий, конфликтность оживляет чувство, зависть к чужому нарушает собственные границы и отравляет разум. Потеря трезвости...
- В отношении к скуке. Скука разрушает чувство меры, так как для её преодоления требуется яркое жесткое захватывающее действие, разгоняющее уныние.
- Проявляется в отношении к собственному дому. Только тот человек, который достаточно укоренен в своем доме, месте проживания и стране умеет правильно путешествовать. Нарушение чувства меры выражается в данном случае в тоске по дому, когда вы добровольно находитесь на чужбине. Вот и получается, когда мы живем дома, то мечтаем об отдыхе, а на отдыхе вспоминаем дом. Начинаем хотеть жить там, где нас нет, путаем туризм и эмиграцию.
- Чувство меры – это также ощущение подчиненности нашей жизни солнечному и лунному циклам, то есть природной ритмичности. Чувство меры содержится в соблюдении режима дня, сезонности нашей деятельности, в совпадении собственных биоритмов с поставленными перед собой задачами.
- Чувство меры ярко проявляется в наказании. Очень важно определить меру наказания, не превращая его в месть, травлю, жестокость или же, наоборот, в полную ненаказанность. Очень важно умение наказать за дело. Даже в лестнице наказаний с маленькими детьми надо уметь определить, что в данном случае следует сделать: лишить ребенка сладкого или прогулки?
- Во власти: наделенный властью может использовать её во вред другим. Человек с чувством меры свободен от соблазнов в превышении власти. Разбалансированный человек всегда подчиняется случайному фактору, потому как не умеет управлять самим собой.
- В установлении близких дружеских и приятельских отношений: нарушение чувства меры будет выражаться в излишней развязности и непочтительности или полной забывчивости. Выражается в чувстве, что данного человека «слишком много» и появляется желание отстраниться. Окружение обычно делится на очень активных или, наоборот, пассивных участников, что разрушает естественность взаимоотношений.
- Проявляется в отношении к праздникам. Человек с нарушенным чувством меры не любит будни, он их проживает очень серо и невыразительно, постоянно ждет праздника.
- В сложных жизненных обстоятельствах: теряет стыд и достоинство, разрешает страху войти в своё сердце, превращается в жертву. Тяжело и пафосно болеет, требует внимания и поддержки. В стрессовой ситуации и с возрастом проявляются отрицательные качества характера.
- В отношении требовательности. Например, в чрезмерной требовательности к другим и снисходительному отношению к себе заложено попустительство к собственному поведению и усиленный контроль другого человека. В результате командует тот, кто сам не подает пример правильного поведения.
- В отношении к выгоде: человек, ставящий выгоду на первое место, неизменно нарушит пропорцию в отношениях между людьми, собственное спокойствие и уважение. Ориентация на выгоду, а не на нравственные принципы однозначно перекраивает меру, установленную в приятельских, дружеских и родственных отношениях. Выгоду необходимо изгонять из близких отношений.
- В самоиндентификации: однобоко судит себя по выполняемой социальной функции. (Я – горничная. Или директор. Дизайнер. У меня своя компания и так далее). Человек-функция, человек-хобби, человек-родственник, очень приятный человек. Однобокость. Только культурный человек несет в себе внутреннюю пропорцию, не нарушая восприятия других людей.
- В отношении собственных ошибок: не признает их, настаивает на собственной правоте или, же наоборот, долго извиняется и занимается самоедством. Не исправляет ошибок. Носится с ними, как курица с яйцом.
- В отношении к деньгам: видит своё главное несчастье в отсутствии денег, желает, прежде всего, денег. Сильно озабочен в распределении денег и составлением бюджета. Бережет и копит деньги. Изучает выгоду.
- Нарушение меры проявляется также в расхождении чувств, мыслей и действий. Например, сейчас принято много говорить, говорить красиво. Принимать за эталон строго выверенную речь, разговаривать как диктор телевидения или дешевый промоутер. Презирать искреннюю естественную речь, не уметь отделить, что говорит человек, от того, как он действует, и что он при этом чувствует…
Это только маленькая часть тех ситуаций, в которых чувство меры просто жизненно необходимо, неразделимо связано с чувством собственного достоинства и благородства. Я сейчас умышленно не затрагиваю эстетическое проявление меры (внешний вид, одежда, интерьер, машины, архитектура), потому как оно, с моей точки зрения, напрямую зависит от качеств характера и отношения к окружающей среде.
В современном обществе всё устроено так, чтобы потерять чувство меры, сверху насаждается чрезмерность, крайность и однобокость. Культивируется принцип «всё или ничего» и неумеренность возводится в абсолют. Поэтому нас так сильно шатает от потворства собственным прихотям до полного воздержания и суровой аскезы. В чувстве меры находят отражение естественность и установленный порядок. Есть понятие золотой середины, к которой, однако, не прилагается никаких инструкций. Её надо вычислить самому и свериться с теми людьми, кому вы доверяете именно в их чувстве меры. Да, надо искать самому и обязательно сверяться. Есть ли в вашем окружении люди, у которых развито чувство меры? Чувством меры иногда полезно «заразиться» от того, у кого оно действительно есть.
Чувство меры часто называют нашим шестым чувством, присущим нам изначально как собственная пропорция, данная нам для построения отношений с другими людьми. Одиночество часто нарушает чувство меры, потому как оно остается невыверенным, не согласованным с восприятием другого человека.
Когда мы внезапно чувствуем подозрительный запах или посторонний привкус, мы инстинктивно напрягаемся и пытаемся определить источник угрозы. Развитое чувство меры также призвано предупреждать нас и защищать от возможных недоразумений в отношениях и грозящих опасностях. Чувство меры – это не только украшение нашего характера, а осознанная пропорция нашего образа жизни, которая повышает качество нашей жизни. Сдержанность в привычках и умеренность во всех своих начинаниях обеспечивает нам хорошее здоровье и душевное спокойствие, долголетие, защищает от необдуманных поступков и импульсивных действий.
Мне кажется очень важным, что в нашем непосредственном окружении мы можем найти людей, у которых мы могли бы непосредственно научиться чувству меры. Например, кто-то не жадно ест, умеет заставить работать, не вызывая ответного гнева, помнит о своих желаниях, но не перекраивает планов других людей, живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними…
Те или иные оттенки благородного поведения надо по крупицам собирать, осмыслять, учиться этому, набираться опытности. Мне всегда хотелось попасть на экскурсию в Музей Чувства Меры, но такого музея не существует, потому как создается он каждый раз заново для каждого из нас, и, возможно, на это уходит целая жизнь…