Практическая Философия. Консультации. Обучающие курсы.

Умение быть учеником

Умение быть учеником

Умеете ли вы быть учеником? Не в детстве и юношестве, не в прошлом, а именно сейчас, когда все нужные «учёбы» благополучно пройдены и все экзамены сданы, хотя они ещё могут сниться вам по ночам? Умеете ли вы быть свободным учеником, а не по принуждению?

На каком-то этапе люди перестают быть учениками. Считают ученичество низшим рангом и не хотят себя «понижать» в статусе. Люди, как правило, из учеников превращаются в клиентов: да, новые знания по-прежнему нужны, но их можно брать у специалистов быстро, за деньги, порционно, строго под конкретную ситуацию. Исчезает мотив изучать что-то длительно и вдумчиво, проверять знания на практике, сверять результаты, выстраивать непростые отношения с учителем. Всё, я уже большой и все знаю сам! – таков печальный итог взросления.

Клиент отличается от ученика тем, что ему положено особое уважение, комфорт и расположение (чтобы не спугнуть!). Быть клиентом – это, прежде всего, вступать в финансовые отношения. Ученик вступает во временные отношения со своим учителем. Это люди, которые идут вместе в одном направлении.

Клиенту положен консультант, а не учитель. Учитель положен только ученику.

Быть учеником – это всегда аскеза, даже, если ты заплатил за учебу большие деньги. Учитель тебя ведет, но не тащит на себе, и ты сам должен продвигаться в понимании нового материала довольно бодро, не зависая, по принципу: «время пошло!», как в хорошей шахматной партии.

С возрастом люди научаются поверхностно получать знания и больше тяготеют к консультантам, наставникам, книгам, к людям, которые могут интересно и красочно преподать сложный материал («Объянялы» и «упрощалы»). Но это – не ученичество. Это похоже на любопытство, умение интересно и с пользой провести свободное время, получить быстрый квалифицированный ответ на сложную ситуацию. Мы уже вынужденно не «страдаем за партой», как это было в школе или институте, мы ищем быструю подсказку, которая волшебным образом «разблокирует» трудную ситуацию.

Мы часто восхищаемся кем-то, ставим себе в пример, берем за образец, копируем и подражаем, но это, снова повторюсь, вовсе не ученичество, не обучение, а просто социальная мимикрия.

Тема ученичества сложна и искорежена опытом принудительного обучения в школе и институте, на курсах повышения квалификации. Ученик – существо принципиально свободное, который самостоятельно и добровольно накладывает на себя аскезу обучения.

Буржуазный мир создает клиентов, аристократический мир – учеников и последователей.

Быть учеником добровольно, без принуждения – это высший ранг.


Давайте выделим основные шаги, которые формируют в нас ученика:

  • Выбрать учителя (самый сложный вопрос). Учитель – это явление, феномен. Не тот, кто называет себя учителем, а кого вы видите учителем. Это ваша собственная оптика. Это тот, за кем вам идти без принуждения, по собственной инициативе.

  • Иметь высокую мотивацию к получению определенных знаний.

  • Перейти на канал знаний, беречь его от посягательств канала жизни, денег, управления, любви и прочего сильного влияния). Знания – это особая выделенная территория. Убрать, прежде всего, насилие и управление.

  • Понравиться своему учителю, получать одобрение (а не наоборот, учитель старается нравиться ученикам и заслужить их ободрение), не создавать собою препятствий. Помним, учитель всегда свободен перед учениками.

  • Терпеть своего учителя, это не тебя учат, а ты учишься у своего учителя. Учитель не привязан к своим ученикам, наоборот, ученики привязаны к учителю. Уметь идти за своим учителем. Учитель должен обладать способностью постоянно идти вперед.

  • Соблюдать ритм обучения учителя. Учитель не должен много повторять и проявлять насилие и наказание.

  • Видеть и понимать ту жертву, которую принес учитель на канале знаний. Быть готовым самому жертвовать временем, силами, отношениями, ресурсами ради получения знаний.

  • Учитель может делать трудные вещи легкими для понимания и наоборот, легкие вопросы превращать в сложные. Ученик должен быть готов к этому быстрому переходу и проявлять сообразительность.

У учителя всегда ищите вдохновение. Берегите его, это – особая удача ученика.
Разъяснения, объяснения, примеры - важны, но основной градус обучения – это вдохновение.

Когда соединяются вместе ваша высокая мотивация и вдохновение, идущее от учителя, получается тот самый «плавильный котел знаний» который трансформирует, преображает ученика в нужном для него направлении.

Пожалуйста, забудьте о любви между учителем и учеником, это – совершенно другой жанр и очевидная ловушка на канале знаний!

Быть учеником, не принимая аскезы – невозможно. Тогда это просто соглядатайство и любопытство. Быть клиентом – честнее, чем любопытным учеником. Любопытство – это получение информации без аскезы. Насколько это можно сделать бесплатно или за три копейки, достаточно легко, не нарушая своего образа жизни и перекраивания близких отношений и планов?

Канал знаний требует серьезной жертвы ради достойной цели.

Поэтому, умение быть добровольным учеником – это умения человека высшего ранга

…Когда учитель видит в вас ученика, будьте очень осторожны в этой ситуации. Возможно, вы уже готовы, и ваш отказ перекрывает канал знаний, вы снова оказываетесь во власти управления, и закрепляете в себе потребность только к фрагментарному знанию, которое помогает решить сложную ситуацию или получить выгоду.

Да, иногда честнее остаться просто клиентом.

Да, нельзя просто любопытствовать, выдавая себя за ученика.

Да, быть учеником страшно и хлопотно.

Свою способность к добровольному ученичеству надо трепетно воспитывать в себе, холить и лелеять. Это очень сложно. Даже, если вы сами учитель, но перестали быть учеником – вы себя обкрадываете, вы перестаете идти. В вас исчезает та самая ведомость, которая лежит в основе канала знаний. Путь освещает вдохновение, таков негласный закон канала знаний.

Ищите своего учителя, своего особого проводника, эта фигура крайне важна, обучение происходит из рук в руки, при живом контакте.
Если учитель предлагает вам быть его учеником, увидев в вас определенный потенциал, отнеситесь к этому очень серьезно: поверхностный непродуманный ответ испортит ситуацию. Это важнее и более интимно, чем «предложение руки и сердца».
Настоящий учитель будет для вас ангелом-хранителем, он поведет за собой, извлекая вас из глупых стихийных ситуаций, заставит сосредоточится на важном.
Я думаю, что после 30 лет надо в корне пересмотреть свой подход к обучению: от принудительного (школа, институт, социальное давление) до свободного и добровольного.
Помним, что учитель всегда создает определенную напряженность и интенсивность, обучаться «медленно и печально», в своем ритме – это ошибка. Учитель всегда будет подгонять время, ученик – растягивать, за учителем надо поспевать, попадая в его ритм! Учитесь быть учениками! Это очень сложный навык, и он открывает двери к тем людям, которые для вас были недоступны.
Передавайте личный опыт быть учеником своим детям, и, возможно, ещё в школе они обретут свободу на канале знаний. Главное, соединить высокую мотивацию и вдохновение.


С новым учебным годом вас!
Ваша Мария Флеро


Умение быть учеником

* Алексей Федорович Лосев (в монашестве Андроник) -выдающийся русский советский философ, антиковед, филолог, переводчик, писатель.

Добавить комментарий