Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Уроки ручного труда

Уроки ручного труда

Я так и не знаю, куда задевался тот пестрый пакет… Наверное, затерялся при переезде. Пакет, в котором моя бабушка любовно хранила наши с сестрой первые рисунки, стихи, пряди волос в медальончике, детские поделки. Содержимое этого пакета было для меня результатом непростительных мучений, потому что нам, как детям, предписывалось собственными руками мастерить подарки нашим родным на праздники и дни рождения. Это подарки, к сожалению, были мною вымучены, в них не было для меня радости, я просто подчинялась заведенному порядку. Нам (детям) не выделяли деньги на подарки, надо было всё придумывать самой, из подручных материалов. От нас требовалось сделать замечательное из малого, но именно это и не интересовало меня совсем!

В детстве, к сожалению, я так и не преодолела собственную бездарность в ручном труде. Не любила убираться, шить, рисовать, помогать на кухне, возиться в огороде, всё это делала «из-под палки». Меня не особенно мучили с этим, хотя дома все мои родные уделяли большое внимание ручному труду. Наверное, оставили мне эту задачку «на потом» - самой разобраться в своих чувствах и приоритетах.

Школа добавила мне лишь уверенности, что ручной труд – это последнее, что мне надо. Уроки труда, рисования, черчения, (как впрочем, и пения), всегда относились к дополнительным, в чем-то профаническим школьным дисциплинам. Пошив фартучков, изготовление блинчиков и пончиков мне казались допотопным занятием, тем, чем – я точно знала, я в жизни никогда заниматься не буду!

Я помню, что совершенно не представляла себе, из чего сделаны многие вещи, не могла распознать различные продукты в готовом блюде, сообразить, как делается сложная прическа, или, например, распознать в мелодии звуки различных инструментов. Мир для меня состоял из готовых сложных вещей (которые «росли на деревьях»), и для их приобретения нужны были моя будущая «взрослость» и деньги.

Формулой жизненного успеха мне казались: только умственный труд и высокая (за него) зарплата. Остальное – купим!

С тем, что у меня «глупые руки», я столкнулась значительно позднее, когда вышла замуж, и мне пришлось выполнять много домашней работы. Потом я обнаружила, что у меня не менее глупые ноги, а потом и непослушное туловище. Я обнаружила, что я непослушна самой себе! Корявость, сутулость, неуклюжесть, неловкость, нетерпимость, быстрая уставаемость, неумение организовать рабочее место, завершать процессы – вот что проявлялось, когда я что-то начинала делать своими руками. Я вдруг с ужасом поняла, что я вовсе не умна (чем очень гордилась!), а именно глупа, когда дело заходило о конкретных действиях. Мои трудовые подвиги сводились к тому, что я могла выдавать нужный результат (уборка, готовка, уход за ребенком), но при этом я сама очень сильно уставала, чувствовала себя «расходником» в любом конкретном деле, и у меня хорошо отложилось в памяти тех лет, что ручной труд – это всегда тяжело! И безотрадно! После физического труда надо долго отмываться самой и убирать помещение. Или не убирать, когда очень хочется спать или переключиться на другое, более интересное занятие!

… Для меня было откровением, что моя умная голова не обеспечивала меня умным воспитанным телом. Тело было «бревном». Для меня это стало полной неожиданностью! Созрел вопрос: физического труда как такового надо стараться избегать (как тяжелого вида деятельности - это лишь удел прислуги и низкой квалификации) или у меня сложилось неправильное отношение к физическому труду?

Простые люди часто насмехаются над интеллигентами (работниками умственного труда), что они безрукие, ничего не умеют, даже гвоздя в стену толком не вобьют. Интеллигенция хочет изменить мир, сделать его лучше, но – не самой, а чужими руками. Получается, что умственный труд постоянно воспроизводит матрицу «раб и господин». Я - голова, а ты – руки! А сами «руки» - простые люди, труженики, очень не любят своих «господ» именно за их глупость: потому как сами «господа» понятия не имеют, как работается та или иная работа!

Уроки ручного труда

И ещё я поняла, что умственный труд сам по себе бывает очень агрессивным. Моими врагами впоследствии стали многие архитекторы и дизайнеры, которые выдумывали различны идеи и проекты, которые было очень сложно воплотить на практике. Сколько измучено в прямом смысле этого слова хороших строителей, мастеров своего дела, попусту израсходовано материалов только потому, что захотелось что-то особенного! Когда у «мыслителя» нет уважения к ручному труду, в голову закрадываются подчас самые бредовые идеи.

Мне кажется, что нам всем нужен отток жизненной энергии от головного мозга. Тело обладает собственным разумом, наши руки и ноги разумны без нашего на то контроля. Мозг играет довольно скромную роль, сложные проблемы решаются организмом сообща, всеми органами, а не только мозгом. Если мы будем полагаться только на наш мозг, то тем самым мы потеряем натуральную связь с нашим окружением, станем «чужими», и действовать начнем не интуитивно, а всё время опосредовано: пропуская действия через мозги.

Придумывая в голове «различные варианты», мы от этого становимся ещё беспомощнее, слабее потому как кто будет осуществлять эти варианты, если не мы сами? «Особь головного мозга» ничего не умеет, не владеет собой как телом, подменяет дело разговорами о нем.

За последнее время стала популярной концепция, что «умственный труд» плюс спорт сделают своё дело, и мы получим умные ноги и руки. Нет, и ещё раз нет! Это - очередное заблуждение.

Умственный труд плюс йога (или цигун - более деликатная версия вместо спорта) тоже не помогут.

Умными наши руки и ноги сделает именно физический труд. И не уделять внимание развитию и совершенствованию физического труда – большое упущение в собственном развитии.

Аристократическое отношение к ручному труду

Уроки ручного труда

Я долго искала традицию правильного отношения к физическому труду. Мне не хотелось стать «расходником» (горбатиться) при получении задуманного результата. Я хорошо отдавала себе отчет в том, что гордость за свой труд и результат часто не покрывают моих затрат. Физический труд должен обогащать личность, а не подвергать её излишнему стрессу и преждевременному износу.

На нашу долю в городских условиях приходится не так много физического труда. И мы вправе выбирать, что и как нам по душе, не попадая в зависимость от ежедневного физического труда для нашего непосредственного выживания.

Ответ на свой вопрос я, как ни странно, нашла именно в аристократической традиции. Хорошо известно именно аристократическое пренебрежение к тупому неквалифицированному труду. Аристократ никогда не занимался рабским трудом. Аристократический подход к труду предполагает рассматривать его как прикладную изобразительную деятельность. Ручной труд должен содействовать, прежде всего, эстетическому воспитанию, а не ставить результат (и полезность) на первое место в ущерб всему остальному.

Одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один человек выполнит работу качественно и быстро. Другой же затратит уйму времени, устанет, да и результат его труда оставит желать лучшего. Один человек оставит после себя приятное впечатление, другой вызовет сильное раздражение и нежелание видеть его ещё раз. В чем тут дело? Почему одна и та же работа работается по-разному?

Хорошо помню мой давний разговор с одной уже не молодой леди, с которой я встретилась в Лондоне, когда заканчивала свою учебу. Поводом для разговора было увольнение её горничной. Она пожаловать, что сейчас очень сложно найти хорошую прислугу. Прислуга в доме – всегда щекотливый момент, потому как присутствие чужого человека нарушает приватность и особую атмосферу домашних покоев. Моя собеседница хотела найти такую женщину, чтобы она смогла вписаться в её дом и не вызывала бы у неё раздражения. Меня чрезвычайно заинтересовали её «господские» требования. Потому как я вдруг почувствовала в них определенный подвох, что речь шла не об «ужасах наемного персонала», и «трудности его эксплуатации», а о её личных представлениях о хорошо сделанной работе, которым должны соответствовать все домочадцы. Английская леди говорила о требовательности, предъявляемой, прежде всего, к себе, и потому она считала вправе распространять её на других людей. Прислуга всегда должна учиться у своей хозяйки и вести себя, прежде всего «по-господски», а не «по-холопски».

Давайте рассмотрим подробнее парадоксальность её подхода:

  1. Дела часто кажутся нам привлекательными, легкими, незатруднительными, и мы с удовольствием включаемся в трудовую деятельность. Английская леди подчеркивала: физический труд предполагает, прежде всего, правильное выстраивания себя: не нарушать осанку, не подносить предметы близко к глазам, не суетиться, не вспотеть, не испачкаться, не порезаться и не повредиться, не дать волосам растрепаться. Одежда, защита, безопасность, освещенность рабочего места, отсутствие сквозняков, обеспечение бесшумности – должны быть под пристальным вниманием. Так же важно не задевать собой предметы, не мешать другим, класть все используемое тут же на место. Не забывать вовремя вымыть руки, сходить в туалет, выпить воды.
  2. Любое задание требует предварительного осмысления. Нельзя сразу включаться в работу, следует обеспечить подготовительным этап. Сама работа должна занимать немного времени, главное – подготовка. В начале работы «создать установку на аккуратность» – подготовить умные, чувствительные руки, с развитыми аналитическими рецепторами.
  3. Работа должна осуществляться в ритме мастерства, а не ученичества. Нормы труда она принципиально отвергала как нарушение внутреннего ритма. Работа должна быть выполнена мастерски, искусно, только лишь всего!
  4. Любая ручная работа должна быть обязательно завершена. Создать ощущение, что все убрано. Не должно быть рабочей атмосферы.
  5. Физический труд – это определенный период времени, но не весь день. Следует уничтожить следы труда. Труд - не заметен, скрыт. Он как бы подразумевается, но не подчеркивается. Отсутствие демонстративности ручного труда.
  6. Рабочий человек все время подчеркивает, что он – трудится, у него – перерыв или заслуженно отдыхает. Аристократ всем своим видом показывает, что хорошо живет и имеет досуг. Остальное – подразумевается. Труды имеют скрытый характер.
  7. И ещё: принцип фартука. Мы не переодеваемся в «рабочую одежду» для выполнения несложных домашних дел, а надеваем фартук и остаемся собой. Не перевоплощаемся в работницу! Фартук легко снять или вовремя надеть.
  8. Результатом нашего труда обязательно должно стать что-то красивое, гармоничное, умиротворяющее. Не просто результат, а нечто больше – особые эстетические чувства, которые мы вырабатываем в процессе труда. Именно это является основным результатом труда.
Уроки ручного труда

Поэтому, горничная – это не взмыленная лошадь, а больше похожа на тихого домочадца, приятного во всех отношениях, с плавной походкой и неспешными движениями, не нарушающих атмосферу домашних покоев. Не случайно так сложно сейчас найти хорошую горничную, снова добавляет она. Нет, это вовсе не «вышколенная прислуга» согласно современным нормам труда и сервиса, почасовой оплатой, а женщина с понятиями и осознанными движениями! Английская леди ценила, прежде всего, внутреннее преодоление естественной распущенности, когда речь идет о ручном труде.

…«Когда ты что-нибудь делаешь, от тебя пар идет» – говорила мне моя бабушка. Указывала на забившуюся под ногти грязь, запачканную одежду, раскрасневшееся лицо и спутанные волосы. Я всегда была азартна, легка на подъем, но достаточно бестолкова в простейших действиях, как молодой щенок! Я поймала себя на странной мысли, что у меня нет ни малейшей возможности попасть в дом этой приятной леди даже в качестве прислуги, не говоря уже о каких-либо совместных действиях и времяпровождении. Она меня мгновенно вычислит и отстранит от работы «за несоответствие атмосфере её дома». Она была удивительно зоркой и доброжелательной женщиной, и на прощание добавила, что мне не хватает выдержки и хладнокровия даже для того, чтобы красиво сделать бутерброд. Пожелала мне успешной защиты кандидатской диссертации по философии. И в будущем вернуться к урокам труда уже с новых позиций! «Всё надо делать красиво, или не делать вообще!» – добавила она.

Самым большим для меня удивлением было то, что речь не шла о традиционном подходе к труду: как за разумные деньги получить качественный результат.

Нет, речь шла о другом – о культуре физического труда – как аристократическом понятии.

Культура труда

Физический труд облагораживает!

Физический труд улучшает наши внутренние анализаторы движения, повышает их чувствительность. Развивается глазомер, острота зрения, оттачиваются пространственные, временные представления. Физический труд учит заботится о себе и о пространстве как своем рабочем месте. Физический труд повышает мускульную силу, физическую выносливость, сопротивляемость неблагоприятным условиям, развивает самодисциплину.

Я научилась ставить физический труд на почетное место, отношусь к нему с большим достоинством и горжусь своими навыками. Я перестала быть чистым «работником умственного труда». И с удовольствием поменяю спорт на физический труд. Особенно на даче.

Возможно, моё игнорирование с детства ручного труда было основной причиной, почему я не смогла впоследствии работать по специальности (преподавать философию).

Я открыла для себя радость ручного труда и «умного» тела. Пусть с опозданием, но это произошло! Я теперь понимаю, что такое «искусство владения собой», активная сноровка, преодоление естественной распущенности. Для меня было великим открытием, что труднее и дольше осваивается самое простое и элементарное, что именно это следует оттачивать в первую очередь. Усвоила, как важно впитывать логику ручного инструмента, приспосабливаться к нему, чувствовать материал и «разговаривать» с ним, испрашивать у него разрешение на работу. Научилась подчиняться ручному труду, следовать за процессом. Творчески подходить к самым обыденным вещам, разбираться в «анатомии» действия. До сих пор учусь, как правильно располагать инструменты, делать так, чтобы к всё было под рукой. Убирать все лишнее, что может помешать. Учусь добиваться ловкости и экономии движений.

Мне даже не хочется упоминать об искусстве декорирования, которому я посвятила почти 20 лет. Потому что я превратилась в настоящего ремесленника, и сложные вещи больше не растут для меня на деревьях.

Я очень ценю всё, что умею делать своими руками. Для своей семьи, друзей, гостей, для своего дома и сада. Хорошо, что тот цветной пакет с моими детскими поделками так и не нашелся. В них не было моей души и чуткого понимания, зачем я всё это делала.

Но ещё больше я стала ценить именно культуру ручного труда. Мне нравится уделять внимание чему-то конкретному, а не просто поступать правильно согласно инструкции. Я научилась создавать удовольствие своими руками и учитывать, не забывать при этом себя. Даже в тяжелых условиях, когда нет ни времени, ни денег, ни возможности я считаю очень важным сохранять в крови «геном вкуса» и действовать красиво, чтобы на тебя было приятно смотреть.

А какие у вас сложились отношения с ручным трудом? Как вы передаёте свой опыт детям? Помните ли ты свои первые рисунки и поделки? Умеете ли вы делать замечательное из малого?


Уроки ручного труда

Жду вас на новый авторский семинар от Марии Флеро «Элегантная строгость женского воспитания. Принципы элитного самосовершенствования».

Начало - среда, 16 марта 2016 года.

До встречи

Ваша Мария Флеро

Комментарии  
Как я рада что нашла ваш блог. Искала такую информацию уже давно. Как стать Леди. Что именно отличает Леди от простушки. В ваших публикациях на примере из различных жизненных ситуаций вам очень хорошо удаётся эти различия до нас донести. Спасибо вам!
Добавить комментарий