Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Умение быть помощницей

Умение быть помощницей

Скоро лето. Если вашей дочери уже исполнилось 12-14 лет, в самую пору отправлять её на лето «в люди». Я имею ввиду с толком использовать летние каникулы, если вы проводите время в городе или на даче, или, даже в гостях у друзей или родственников.

«В люди» - значит, направить дочь в качестве помощницы к людям, не принадлежащих вашей близкой семье, чтобы приобрести полезные навыки и освоить искусство быть помощницей. За это может быть назначена совсем небольшая (символическая) плата или выражена иная форма благодарности, и непосредственное обучение вашего ребенка конкретным навыкам. Внешняя строгость и усвоение чужого порядка – отличные ориентиры для воспитания девочки-подростка.

Я плохо отношусь к пафосному пляжному отпуску, который приучает подростка быть всеядным потребителем – получать дополнительные возможности за счет родителей, не вкладываясь самому. Да и дачное «дураковаляние» и «ничегонеделание» развивают дурные склонности в детском характере. Детский отдых – это не предоставленность ребенка самому себе – а целенаправленное обучение его базовым навыкам, умению стоять на собственных ногах. Нельзя долго отдыхать, пока ты ничего не умеешь и беспомощен, следует приобретать самостоятельность и развивать способности в ускоренном режиме.

Начиная с 12-14 лет, пора приучать дочь вкладываться самой. И начинать это лучше всего с чужими людьми и с усвоения чужого порядка. Хорошие помощники нужны в любом деле! Хотя бы на несколько часов в день, или раз в неделю, или же по вызову – разовым поручениям.

Например, почти в каждом семейном доме всегда есть место для помощницы-подростка:

  • В огороде или саду: помогать сажать, полоть, поливать, прививать
  • На кухне: помочь в приготовлении праздничного стола или заготовке урожая
  • С маленькими детьми: посидеть, поиграть, занять, обучить
  • С домашними животными: приглядеть, накормить, выучить, выгулять, расчесать
  • С домашним ремонтом: помочь клеить обои, покрасить, зашкурить, зашпаклевать
  • С пошивом и изготовлением одежды и предметов интерьера, вязание и вышивка
  • С поддержанием чистоты в доме и во дворе, генеральные уборки и разборки.

Быть помощницей – значит уметь различать поведение, к которому ты привыкла и тому, что от тебя требуется в данной ситуации.

Мне никогда не нравилась идея с летними подработками девочек в различных компаниях и общение с работодателем (для более старшего возраста). Мне кажется, нет нужды выходить за рамки домашнего воспитания и приучать к обезличенному труду. Так можно привить не нужные и даже вредные навыки. А вот быть помощницей в семье ваших знакомых по особой договоренности – мне кажется отличной идеей. Только посылать надо к тем людям, которые сами что-то отлично умеют делать. Например, содержать в порядке дом, быть отличным садовником, любить животных, красиво шить и моделировать. И КОНЕЧНО ЖЕ, ОБУЧАТЬ!

Если сравнить навыки, приобретенные девочкой в семье у отличной хозяйки и навыки, даваемые в клининговой компании по обучению горничных, то станет ясно, чем домашний труд отличается от промышленного и коммерческого (с высокой оплатой). У девочки- подростка изначально необходимо ставить руки «по-домашнему», а не по формально-обезличенным нормативам. Учиться шить лучше частным образом у хорошей швеи, а не в ПТУ.

Такое обучение должно затрагивать, прежде всего, базовые навыки, а не хобби или экзотические выверты. То есть помогать справиться с самообслуживанием и первичной организацией быта.

Многие родители пытаются заставить своих детей летом учить иностранные языки, читать рекомендованную в школе литературу и «подтягивать математику» с репетитором. То есть заранее готовят ребенка делать основную ставку на профессию по буржуазному образцу. Слава Богу, в моей семье меня уберегли от подобных экзекуций!

Я очень ценю искусство быть помощницей. Это не так тривиально, как принято считать. Если девочку не воспитывать в этом направлении, то в характере могут закрепиться нежелательные черты: упрямство, строптивость, самонадеянность, беспомощность, командирство и отсебятина. Я всегда подсознательно чувствую, может ли та или иная женщина быть хорошей помощницей? Увы, очень редко! Все хотят быть командирами!

Хороший, умный помощник – на вес золота. И мальчики, и девочки в юности должны пройти через этот опыт. Не опыт бесправного холопства и работника за низкое вознаграждение, не образец прислужливого поведения, а именно помощника в приличном доме под руководством умного опытного человека. Сначала мы становимся помощниками отца или матери в их повседневных делах, затем старших сестер и братьев, бабушек и дедушек. Затем уже ближе к 14 годам учимся помогать чужим людям, быть полезными, востребованными, желанными тем, к кому тянется наша душа и к кому мы испытываем уважение.

Хороша та помощница, которая умеет различать свой и чужой порядок. Уметь вычленить ранг данного порядка (выше или ниже того, как принято у неё дома). Если домашний порядок выше, то, помогая в чужом доме, важно не терять своих навыков, а незаметно их внедрять и сравнивать результат. Если в чужом доме порядок выше, то мы благодарно учимся и воспринимаем новые навыки. Конечно, следует помогать в том месте, где выше культура повседневной жизни, чтобы правильно развивать свои способности. Помощник – всегда ученик. И учится он непосредственно от того, кому помогает. На время как бы забывает себя и усваивает именно то, что требуется от него в данной ситуации. Что важно помнить:

Умение быть помощницей
  1. Помогать – значит вступать в иерархические отношения: руководитель – помощник. Подчеркнуто соблюдать дистанцию, свой и чужой ранг и статус. Никакого дружелюбия. демократии и панибратства. Не использовать женское очарование.
  2. В точности делать то, что сказали. Уметь воспроизводить алгоритм действий
  3. Не спрашивать, каков будет следующий шаг. Ждать распоряжений. Не мешать вопросами
  4. Уметь не привносить от себя ничего лишнего. Не «фонить» своим присутствием.
  5. Быть незаметной, тихой. Не привлекать внимания. Как будто на вас надета шапка-невидимка.
  6. Быть сподручной, проворной, быстрой, предусмотрительной
  7. Быть рядом и всегда наготове. Быть предупредительной
  8. Слышать и понимать с первого раза, быстро усваивать, что следует делать. Умение в точности повторить задание.
  9. Не присваивать себе результата действий (например, не говорить: «Мы испекли печенье». Надо: «Я помогала бабушке испечь печенье»).
  10. Не обращать повышенное внимание (не обижаться) на гнев своего руководителя. Не останавливать его гнев и критику. Не уклоняться от его критики.
  11. Уметь быть доверенным лицом (высший пилотаж)

Как часто я слышу одну и ту историю, рассказанную мне на личных консультациях: как мама или папа часто критиковали девочку в детстве за то, как она справлялась с домашними делами: плохо и неумело мыла пол, вытирала посуду, убиралась в комнате, содержала в порядке шкафы и полки. Почему всё было таким конфликтным?

По очень простой причине: эта девочка в семье не прошла опыт быть умной помощницей. Она не усвоила опыт родителей. НЕ УЧИЛАСЬ, А СРАЗУ НАЧИНАЛА САМОУВЕРЕННО МЫТЬ ПОЛ, КАК ОНА САМА ЗАДУМАЛА, после чего была раздавлена обрушившейся на ней критикой. На выходе – нелюбовь к домашней работе, презрение к быту.

Однажды, не выдержав поток жалоб моей клиентки, я попросила помыть у меня дома пол. Я хотела сама посмотреть на то, как она это делает. В итоге я убедилась, что она делает это очень неумело, хлопотно и затратно по усилиям. Эта молодая женщина реально не умеет быстро и чисто мыть пол! Она всё время выдумывает, как это следует делать! Она этому никогда не училась. Не подсматривала за другими, не любопытничала. Но у неё в голове созрела собственное мифология, как следует убираться дома! Оказалась, что выйдя замуж, женщина самостоятельно выдумала все простейшие базовые домашние умения, экспериментировала, а потом сама же и возненавидела всё это! Потому как сильно уставала и выматывалась!

Всё закончилось тривиально!

На следующей неделе она пришла как помощница на мою генеральную уборку. Я учила её, как правильно мыть пол, окна, стены и двери. И – ей понравилось! Она поняла, что всё это просто и легко, не надо ничего выдумывать, надо во время обучиться базовым действиям и не быть упрямой и самоуверенной. Хотя изначально, она старалась действовать со мной на равных, как будто мы партнеры или подруги, это было ужасно и неуместно! Пришлось её резко остановить! Она совершала типичную ошибку плохого помощника: занижала ранг того человека, который её обучал. Её ложная гордыня не позволяла ей быть просто помощницей и она постоянно стирала это различие.

Да, иногда между мамой и дочерью-подростком может быть вбит клин в отношении домашних дел. И механизм послушания у дочери не складывается. Дочь упрямится, обижается, а мать излишне давит, доминирует в отношениях. В таких случаях и надо на время отправлять дочь «в люди»!

Ни коем образом не объявлять это заработком или подработкой, а просто помощью по просьбе той женщины, которая к ней обратилась. Подталкивать дочь помогать другим. Говорить, что там её научат, будут ей очень признательны и благодарны. Я знаю, как многие мамы на даче обменивались своими дочками для помощи дома и на участке. И обучали, и хвалили и критиковали и ругали, если что-то шло не так.

Тимуровец и дворянка

В моем детстве было проще: мы были Тимуровцы и учились помогать одиноким престарелым людям, особенно во время летних каникул. Списки в школу поступали из ЖЕКа. К сожалению, мне попалась одна очень критичная особа, которая на мою бескорыстную помощь и искреннюю симпатию всегда фыркала, как породистая лошадь и уклонялась от моих предложений. Она называла меня «деточка», дальше порога не пускала и говорила, что ей не нравятся ни пионеры, ни комсомольцы, потому как они понятия не имеют, как следует управляться с домашними делами. Они хороши на демонстрациях и собраниях, но не в быту. «Помогать надо уметь!» – часто говорила мне Любовь Ивановна и ласково называла меня уже не деточкой, а бестолковкой.

Как я на неё сердилась! Я БЫЛА УВЕРЕНА, ЧТО МОЕГО ИСКРЕННЕГО ЖЕЛАНИЯ ПОМОЧЬ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ МОЮ ПОМОЩЬ! Однако, ЛЮБОВЬ Ивановна снова повторяла, что абы какая помощь ей не нужна, а другого я просто не умею. Она не хотела себя вести как «прикрепленная к тимуровцу старушенция». Вредничала и всячески уклонялась от опеки.

Любовь Ивановна была блокадница, дворянского происхождения, у которой расстреляли всю семью. Дома у неё было исключительно чисто, налажено и всегда вкусно пахло. Я вдруг поняла, что это я нуждалась в помощи, а не она! И тогда я, наконец, выбрала правильную с ней тактику: я вежливо попросила её обучить меня, как содержать дом в чистоте и порядке, потому как у меня в семье был вечный конфликт по поводу моей уборки. Также я попросила ее научить меня печь то самое вкусное печенье, запах которого меня пленил с первого раза. Только это моё обращение и послужило пропуском в её квартиру и мне позволили переступить порог её дома.

Именно Любовь Ивановна и открыла мне секреты, как быть умной помощницей: ни прислугой, ни наемным персоналом, ни тимуровцем, ни социальной работницей, а именной личной помощницей. Это был бесценный опыт. С тех пор я больше ни на кого не работала, я сразу становилась помощницей. И это давало поразительные результаты! Любовь Ивановка была права: только умный помощник быстро становится доверенным лицом своего учителя и получает разрешения переступить порог той территории, на которую мало кого пускают. Искусство подчинять себя чужим интересам является обратной стороной искусства управления. Не случайно умная помощница быстро идет «в дамки» - то есть совершает сильный ход: она обучается власти и организации процессов.

Спустя некоторое время, я вдруг ощутила себя желанной и очень востребованной в доме Любови Ивановны. И это произошло не просто так, «не за красивые глазки» или из-за её особого расположения ко мне, а потому, что я освоила от неё много сложных навыков и смогла быть ей нужной и полезной на её правилах и условиях. И строго в той мере, которую она для меня установила. Тот факт, что я была нужна не «целиком», не такая, «как я есть», а в определенном качестве и количестве, которые определяет другой человек для выполнения конкретного дела, был очень тяжел для моего понимания, но это был крайне ценный опыт. Я осознала, что моя дружелюбность и искреннее желание помочь не могут заслужить доверия до тех пор, пока я не научусь хорошо делать многие вещи.

Итак, впереди – лето! От вас, как от родителей, зависит, как ваша дочь проведет лето:

  • модные уроки вокала, хореографии, рисования, престижный отпуск за границей?
  • или отправить помощницей (на некоторое время) в чужую семью, чтобы научить девочку искусству управления? Найти подходящих для этой цели людей, договориться с ними особым образом, заинтересовать ее желанием быть умной помощницей – это интересная и непростая задача! И, конечно же, очень важно беречь в девочке именно домашние деликатные навыки, правильно поставленную руку, любовь к белым работам.

Решать только вам! Это ход совершают взрослые, а не ребенок. Итак, как вы распорядитесь этим летом?

Умение быть помощницей
Комментарии  
Мария, как чудесно написано про девочку. А что посоветуете мальчикам? Чем занять сына, куда направить его энергию?
Мария, а как Вы посоветуете провести лето мальчикам?
Елена, мы с тобой говорили об этом уже не раз, что ответы про воспитание твоих сыновей надо искать у мужа. Поймать, уловить его ожидания от сына, его видение (это очень непростая и не очевидная задача) и потом уже творчески наполнить, «обставить» и немного «соблазнить» сына папиной идеей. И, конечно же, поддержать - и отца (в его видении способностей и талантов сына и отцовской распорядительности) – и сына (в его стремлении исполнить волю отца). Неплохо (я бы даже сказала: Удача!), когда мальчики проводят лето по распоряжению отца в том месте и на тех условиях, которые отец сочтет необходимыми для взросления и воспитания сына.
Добавить комментарий