Скоро лето. Если вашей дочери уже исполнилось 12-14 лет, в самую пору отправлять её на лето «в люди». Я имею ввиду с толком использовать летние каникулы, если вы проводите время в городе или на даче, или, даже в гостях у друзей или родственников.
«В люди» - значит, направить дочь в качестве помощницы к людям, не принадлежащих вашей близкой семье, чтобы приобрести полезные навыки и освоить искусство быть помощницей. За это может быть назначена совсем небольшая (символическая) плата или выражена иная форма благодарности, и непосредственное обучение вашего ребенка конкретным навыкам. Внешняя строгость и усвоение чужого порядка – отличные ориентиры для воспитания девочки-подростка.
Я плохо отношусь к пафосному пляжному отпуску, который приучает подростка быть всеядным потребителем – получать дополнительные возможности за счет родителей, не вкладываясь самому. Да и дачное «дураковаляние» и «ничегонеделание» развивают дурные склонности в детском характере. Детский отдых – это не предоставленность ребенка самому себе – а целенаправленное обучение его базовым навыкам, умению стоять на собственных ногах. Нельзя долго отдыхать, пока ты ничего не умеешь и беспомощен, следует приобретать самостоятельность и развивать способности в ускоренном режиме.
Начиная с 12-14 лет, пора приучать дочь вкладываться самой. И начинать это лучше всего с чужими людьми и с усвоения чужого порядка. Хорошие помощники нужны в любом деле! Хотя бы на несколько часов в день, или раз в неделю, или же по вызову – разовым поручениям.
Например, почти в каждом семейном доме всегда есть место для помощницы-подростка:
- В огороде или саду: помогать сажать, полоть, поливать, прививать
- На кухне: помочь в приготовлении праздничного стола или заготовке урожая
- С маленькими детьми: посидеть, поиграть, занять, обучить
- С домашними животными: приглядеть, накормить, выучить, выгулять, расчесать
- С домашним ремонтом: помочь клеить обои, покрасить, зашкурить, зашпаклевать
- С пошивом и изготовлением одежды и предметов интерьера, вязание и вышивка
- С поддержанием чистоты в доме и во дворе, генеральные уборки и разборки.
Быть помощницей – значит уметь различать поведение, к которому ты привыкла и тому, что от тебя требуется в данной ситуации.
Мне никогда не нравилась идея с летними подработками девочек в различных компаниях и общение с работодателем (для более старшего возраста). Мне кажется, нет нужды выходить за рамки домашнего воспитания и приучать к обезличенному труду. Так можно привить не нужные и даже вредные навыки. А вот быть помощницей в семье ваших знакомых по особой договоренности – мне кажется отличной идеей. Только посылать надо к тем людям, которые сами что-то отлично умеют делать. Например, содержать в порядке дом, быть отличным садовником, любить животных, красиво шить и моделировать. И КОНЕЧНО ЖЕ, ОБУЧАТЬ!
Если сравнить навыки, приобретенные девочкой в семье у отличной хозяйки и навыки, даваемые в клининговой компании по обучению горничных, то станет ясно, чем домашний труд отличается от промышленного и коммерческого (с высокой оплатой). У девочки- подростка изначально необходимо ставить руки «по-домашнему», а не по формально-обезличенным нормативам. Учиться шить лучше частным образом у хорошей швеи, а не в ПТУ.
Такое обучение должно затрагивать, прежде всего, базовые навыки, а не хобби или экзотические выверты. То есть помогать справиться с самообслуживанием и первичной организацией быта.
Многие родители пытаются заставить своих детей летом учить иностранные языки, читать рекомендованную в школе литературу и «подтягивать математику» с репетитором. То есть заранее готовят ребенка делать основную ставку на профессию по буржуазному образцу. Слава Богу, в моей семье меня уберегли от подобных экзекуций!
Я очень ценю искусство быть помощницей. Это не так тривиально, как принято считать. Если девочку не воспитывать в этом направлении, то в характере могут закрепиться нежелательные черты: упрямство, строптивость, самонадеянность, беспомощность, командирство и отсебятина. Я всегда подсознательно чувствую, может ли та или иная женщина быть хорошей помощницей? Увы, очень редко! Все хотят быть командирами!
Хороший, умный помощник – на вес золота. И мальчики, и девочки в юности должны пройти через этот опыт. Не опыт бесправного холопства и работника за низкое вознаграждение, не образец прислужливого поведения, а именно помощника в приличном доме под руководством умного опытного человека. Сначала мы становимся помощниками отца или матери в их повседневных делах, затем старших сестер и братьев, бабушек и дедушек. Затем уже ближе к 14 годам учимся помогать чужим людям, быть полезными, востребованными, желанными тем, к кому тянется наша душа и к кому мы испытываем уважение.
Хороша та помощница, которая умеет различать свой и чужой порядок. Уметь вычленить ранг данного порядка (выше или ниже того, как принято у неё дома). Если домашний порядок выше, то, помогая в чужом доме, важно не терять своих навыков, а незаметно их внедрять и сравнивать результат. Если в чужом доме порядок выше, то мы благодарно учимся и воспринимаем новые навыки. Конечно, следует помогать в том месте, где выше культура повседневной жизни, чтобы правильно развивать свои способности. Помощник – всегда ученик. И учится он непосредственно от того, кому помогает. На время как бы забывает себя и усваивает именно то, что требуется от него в данной ситуации. Что важно помнить:
- Помогать – значит вступать в иерархические отношения: руководитель – помощник. Подчеркнуто соблюдать дистанцию, свой и чужой ранг и статус. Никакого дружелюбия. демократии и панибратства. Не использовать женское очарование.
- В точности делать то, что сказали. Уметь воспроизводить алгоритм действий
- Не спрашивать, каков будет следующий шаг. Ждать распоряжений. Не мешать вопросами
- Уметь не привносить от себя ничего лишнего. Не «фонить» своим присутствием.
- Быть незаметной, тихой. Не привлекать внимания. Как будто на вас надета шапка-невидимка.
- Быть сподручной, проворной, быстрой, предусмотрительной
- Быть рядом и всегда наготове. Быть предупредительной
- Слышать и понимать с первого раза, быстро усваивать, что следует делать. Умение в точности повторить задание.
- Не присваивать себе результата действий (например, не говорить: «Мы испекли печенье». Надо: «Я помогала бабушке испечь печенье»).
- Не обращать повышенное внимание (не обижаться) на гнев своего руководителя. Не останавливать его гнев и критику. Не уклоняться от его критики.
- Уметь быть доверенным лицом (высший пилотаж)
Как часто я слышу одну и ту историю, рассказанную мне на личных консультациях: как мама или папа часто критиковали девочку в детстве за то, как она справлялась с домашними делами: плохо и неумело мыла пол, вытирала посуду, убиралась в комнате, содержала в порядке шкафы и полки. Почему всё было таким конфликтным?
По очень простой причине: эта девочка в семье не прошла опыт быть умной помощницей. Она не усвоила опыт родителей. НЕ УЧИЛАСЬ, А СРАЗУ НАЧИНАЛА САМОУВЕРЕННО МЫТЬ ПОЛ, КАК ОНА САМА ЗАДУМАЛА, после чего была раздавлена обрушившейся на ней критикой. На выходе – нелюбовь к домашней работе, презрение к быту.
Однажды, не выдержав поток жалоб моей клиентки, я попросила помыть у меня дома пол. Я хотела сама посмотреть на то, как она это делает. В итоге я убедилась, что она делает это очень неумело, хлопотно и затратно по усилиям. Эта молодая женщина реально не умеет быстро и чисто мыть пол! Она всё время выдумывает, как это следует делать! Она этому никогда не училась. Не подсматривала за другими, не любопытничала. Но у неё в голове созрела собственное мифология, как следует убираться дома! Оказалась, что выйдя замуж, женщина самостоятельно выдумала все простейшие базовые домашние умения, экспериментировала, а потом сама же и возненавидела всё это! Потому как сильно уставала и выматывалась!
Всё закончилось тривиально!
На следующей неделе она пришла как помощница на мою генеральную уборку. Я учила её, как правильно мыть пол, окна, стены и двери. И – ей понравилось! Она поняла, что всё это просто и легко, не надо ничего выдумывать, надо во время обучиться базовым действиям и не быть упрямой и самоуверенной. Хотя изначально, она старалась действовать со мной на равных, как будто мы партнеры или подруги, это было ужасно и неуместно! Пришлось её резко остановить! Она совершала типичную ошибку плохого помощника: занижала ранг того человека, который её обучал. Её ложная гордыня не позволяла ей быть просто помощницей и она постоянно стирала это различие.
Да, иногда между мамой и дочерью-подростком может быть вбит клин в отношении домашних дел. И механизм послушания у дочери не складывается. Дочь упрямится, обижается, а мать излишне давит, доминирует в отношениях. В таких случаях и надо на время отправлять дочь «в люди»!
Ни коем образом не объявлять это заработком или подработкой, а просто помощью по просьбе той женщины, которая к ней обратилась. Подталкивать дочь помогать другим. Говорить, что там её научат, будут ей очень признательны и благодарны. Я знаю, как многие мамы на даче обменивались своими дочками для помощи дома и на участке. И обучали, и хвалили и критиковали и ругали, если что-то шло не так.
Тимуровец и дворянка
В моем детстве было проще: мы были Тимуровцы и учились помогать одиноким престарелым людям, особенно во время летних каникул. Списки в школу поступали из ЖЕКа. К сожалению, мне попалась одна очень критичная особа, которая на мою бескорыстную помощь и искреннюю симпатию всегда фыркала, как породистая лошадь и уклонялась от моих предложений. Она называла меня «деточка», дальше порога не пускала и говорила, что ей не нравятся ни пионеры, ни комсомольцы, потому как они понятия не имеют, как следует управляться с домашними делами. Они хороши на демонстрациях и собраниях, но не в быту. «Помогать надо уметь!» – часто говорила мне Любовь Ивановна и ласково называла меня уже не деточкой, а бестолковкой.
Как я на неё сердилась! Я БЫЛА УВЕРЕНА, ЧТО МОЕГО ИСКРЕННЕГО ЖЕЛАНИЯ ПОМОЧЬ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ МОЮ ПОМОЩЬ! Однако, ЛЮБОВЬ Ивановна снова повторяла, что абы какая помощь ей не нужна, а другого я просто не умею. Она не хотела себя вести как «прикрепленная к тимуровцу старушенция». Вредничала и всячески уклонялась от опеки.
Любовь Ивановна была блокадница, дворянского происхождения, у которой расстреляли всю семью. Дома у неё было исключительно чисто, налажено и всегда вкусно пахло. Я вдруг поняла, что это я нуждалась в помощи, а не она! И тогда я, наконец, выбрала правильную с ней тактику: я вежливо попросила её обучить меня, как содержать дом в чистоте и порядке, потому как у меня в семье был вечный конфликт по поводу моей уборки. Также я попросила ее научить меня печь то самое вкусное печенье, запах которого меня пленил с первого раза. Только это моё обращение и послужило пропуском в её квартиру и мне позволили переступить порог её дома.
Именно Любовь Ивановна и открыла мне секреты, как быть умной помощницей: ни прислугой, ни наемным персоналом, ни тимуровцем, ни социальной работницей, а именной личной помощницей. Это был бесценный опыт. С тех пор я больше ни на кого не работала, я сразу становилась помощницей. И это давало поразительные результаты! Любовь Ивановка была права: только умный помощник быстро становится доверенным лицом своего учителя и получает разрешения переступить порог той территории, на которую мало кого пускают. Искусство подчинять себя чужим интересам является обратной стороной искусства управления. Не случайно умная помощница быстро идет «в дамки» - то есть совершает сильный ход: она обучается власти и организации процессов.
Спустя некоторое время, я вдруг ощутила себя желанной и очень востребованной в доме Любови Ивановны. И это произошло не просто так, «не за красивые глазки» или из-за её особого расположения ко мне, а потому, что я освоила от неё много сложных навыков и смогла быть ей нужной и полезной на её правилах и условиях. И строго в той мере, которую она для меня установила. Тот факт, что я была нужна не «целиком», не такая, «как я есть», а в определенном качестве и количестве, которые определяет другой человек для выполнения конкретного дела, был очень тяжел для моего понимания, но это был крайне ценный опыт. Я осознала, что моя дружелюбность и искреннее желание помочь не могут заслужить доверия до тех пор, пока я не научусь хорошо делать многие вещи.
Итак, впереди – лето! От вас, как от родителей, зависит, как ваша дочь проведет лето:
- модные уроки вокала, хореографии, рисования, престижный отпуск за границей?
- или отправить помощницей (на некоторое время) в чужую семью, чтобы научить девочку искусству управления? Найти подходящих для этой цели людей, договориться с ними особым образом, заинтересовать ее желанием быть умной помощницей – это интересная и непростая задача! И, конечно же, очень важно беречь в девочке именно домашние деликатные навыки, правильно поставленную руку, любовь к белым работам.
Решать только вам! Это ход совершают взрослые, а не ребенок. Итак, как вы распорядитесь этим летом?
- #
- Елена
- #
- Елена
- #
- Мария Флеро