Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Заурядность и бездарность

Заурядность и бездарность

Мне всегда было интересно, как и кого обзывали в детстве. Нет, не в детском саду или во дворе. Нет, не когда обижали, задевали, а именно обзывали. Обзаводили новым именем-пугалом, чтобы было неповадно ходить в эту сторону. Всё равно детская память так или иначе хранит, как нас называли дома, родные и любимые люди. Давайте попробуем с этим немного разобраться! Можно долго пестовать в душе детскую обиду (но меня это мало интересует), а лучше и занимательнее вспоминать – детскую семейную обзывалку-оберег. Обзывалки часто были частью воспитательного процесса, и использовались для пущей прямоты и доходчивости. Копуша, торопыга, грязнуля, обезьянка, жирафа, любопытная ворона – да мало ли чего для красочности и образности могли привлечь наши родители! Я всегда запоминала, прежде всего, тщательно подобранные именно для меня «воспитательные» обзывалки, в которых было много родительского презрения! А всё хлесткое, несправедливое, сказанное родителями в гневе и раздражении, смело пропускала мимо ушей. Помнить это глупо и просто нелепо, родители имеют право на гнев, как старшие.

Помню, меня через обзывалки воспитывали на: «Да ты у нас дурочка!» и «Бездарность». Иногда вставляли едкое – «Заурядность» - но это было больше было похоже на полную выбраковку меня из семейной компании, чем на: «Мы тебя сейчас поставим на место, но ты останешься с нами!».

«Дурочка» – это легкая прелюдия, первое беззлобное предупреждение, что я не пользуюсь своими сильным навыками. «Бездарность» в устах родителей – уже суровый приговор. Это слово витало в воздухе, когда мне что-то очень важное объясняли и втолковывали, требовали понимания и прямого действия. Увернуться от получаемого знания было нельзя. Что я хорошо усвоила в семье с детства: «Бездарность» не покидает семью, чтобы родные потом посмотрели, что с ней случится в будущем, авось сама всё поймет, израстётся и станет человеком! «Бездарность» не ставили в угол, ей не разрешали реветь под кроватью. «Бездарность» должна была оставаться на месте, здесь и теперь, и ей предстояло как-то модифицироваться, разрушиться, превратиться во что-то более сносное и достойное. На мою «Бездарность» всегда смотрели особым образом, вернее, испепеляли суровыми взглядами. Требовательно доставали мой дар наружу, публично, на виду у всех, а не в потайном углу. Что же это было такое – достать свой дар наружу? Это был вопрос моих личных усилий. Не просто подумать. Не просто вникнуть, разобраться, попробовать, ошибиться и исправить. А сделать с первого раза, набело, так, как полагается. Усвоить. Поймать суть дела. Мне терпеливо объяснили, я поняла – и дело сделано! Всего-то! Но как это подчас трудно!

Ох уж, эти личные усилия! Меня с детства этим мучил папа. Можно всё делать как все, или по шаблону, инструкции, а можно – приложить личные усилия. Заурядный человек в принципе не понимает, что такое личные усилия. Для него совершенство, счастье, благодать и красота существует как бы само собой, он не видит за этим личных усилий талантливых людей. Заурядные люди не понимают, что это не только создается, но и поддерживается личными усилиями, и что без этих усилий всё совершенство и изящество немедленно рассыпается, само по себе не держится, не существует.

Да, совершенство держится на личных усилиях. Это не просто копирование, подражание. Это особое состояние, когда ты ощущаешь, что для тебя существует что-то недоступное, заветное, ужасно привлекательное, но всё это – вовсе не под рукой, «туда» надо шагнуть, нужна смелость, идущая от сердца. Это душевная энергия действовать правильно в настоящий момент. Не просто стараться или пытаться что-то сделать. А сделать так, чтобы получилось. Главное правило здесь: «Настоящее имеет большую силу, чем прошлое или будущее.» Настоящим мы преобразуем обстоятельства жизни. Через личные усилия. Под правильным руководством.

Заурядность и бездарность

Результат действий зависит от личных усилий. Собственными усилиями мы должны дойти до сути, понять её, а потом уже хранить её у самого сердца, а не далеко – где-то в кармане.

Бездарность и есть неспособность в своем деле доходить до сути, соглашаться на поверхностное отношение, слабую догадку, авось и небось. Бездарность не есть отсутствие какого-то отдельного дара – например, неумения рисовать, танцевать или декламировать. Нет, бездарность – это любое дело превращать в стандартное действие, которое не дает никаких результатов, истощает, опускает руки. Решать всё с наскока, или, наоборот, замирать и долго раскачиваться, тратить много сил и времени. За бездарностью всегда кроется нежелание думать, разрешение совершать бессмысленные действия, тыкаться, неспособность решать сложные задачи, общая непонятливость, небрежность и невникаемость, бестолковость и даже – тупость. Но! Меня никогда не называли в семье тупой. Строго - только бездарной. Вот такой отрицательный, но почти – комплимент моим способностям. Потому что ругали не за пустяк, а за неразвитые высшие способности, то есть ругали «по большому счету». Учили особым состояниям ума, особым чувствам и особым эмоциям. Заурядность – делать, что тебе полагается, но через большие усилия и неизживаемое внутреннее сопротивление. С тайной подспудной мыслью «А оно мне надо?!» Вот именно так - жить нельзя! Вот он: строгий оберег, родительское напутствие.

Надо ли с детства мучить себя и других призраком бездарности? Нет, это не для всех и не может быть общим правилом. Да, это основа строгой требовательности к себе. Если себе потакать, то станешь просто заурядным человеком. Заурядный человек предпочитает обычную спокойную жизнь со всеми взлетами и падениями. При первых трудностях резко охладевает к своему замыслу и делу, подменяет его другим порывом. МЕЧТАЕТ, НО НЕ ДЕЛАЕТ. Начинает делать, но у него ничего не получается. Заурядный человек не умеет вынашивать в своей душе таланты, пестовать своё преимущество, создавать своё дело. Его задача – взлетать и падать, в зависимости от случая и обстоятельств, суетиться по делу или просто так. Тупить заурядному человеку также не возбраняется, потому как его система «отношение к делу» изначально не создана и работает через раз. Заурядный человек всегда следит за тем, чтобы к нему было «щадящее отношение» со стороны других людей.

Можно мучить себя в детстве тем, что ты – глупая, страшная или толстая. Все эти страшилки – в рамках заурядности. Бездарность, заурядность – в принципе, простительна и даже незаметна в современной культуре, а вот страшность, глупость и толщина – нет.

Мне ближе другой подход. Николай Бердяев писал, что бездарность есть грех, неверное определение своего места и призвания. Грех - это уже серьезно….

К сожалению, трудолюбие не исправит бездарность. Это всегда – вопрос личных усилий. Это – сложнее трудолюбия. Трудолюбие может заставлять человека ходить по кругу, поощряя его прикладывать много усилий. Много стандартных усилий не есть личные усилия. Мы должны превзойти самого себя прежде, чем что-то понять и разобраться. И благородные порывы, и благие намерения также не меняют ситуацию к лучшему. Только прямое правильное действие. Ты или можешь – или нет.

Есть ещё одна сложность. Личные усилия должны быть скрыты, это глубоко интимный процесс. Внешне, к досмотру мы предъявляем легкую импровизацию, естественные движения и непринужденность, жизнерадостность и добродушие.

Заурядность и бездарность

Правильные действия в настоящем – вот что противоположно бездарности. Мои родители много обучали меня, и я была под постоянным контролем. Они давали мне много знаний и прямых указаний, как делать и поступать правильно в конкретных жизненных обстоятельствах. Никогда не отказывали в объяснении и поучении, наставлениях Но! За это всегда требовали от меня личных усилий: вникать в суть, добиваться понимания, концентрировать внимание, включать наблюдение, учиться видеть и слышать, самостоятельно размышлять. И, если я не выдерживала этого напряжения, соскальзывала в более простые, поверхностные, самоуверенные, непродуманные действия, хлесткое слово «Бездарность!» снова возвращало меня в особое чувство. Я понимала своим детским чутьем, что это – серьезная претензия ко мне со стороны взрослых. Что меня поймали, подловили на какой-то внутренней расхлябанности и несобранности. Что нужно, прежде всего, нет, не трудолюбие и усидчивость, не просто уважение старших, не только моё страстное желание и благое намерение, а нечто большее - моё прямое движение навстречу мудрому наставлению и благословению со стороны родителей. Это даже не дочернее послушание, а взаимное движение навстречу: от мудрого наставника ко мне и от меня к наставнику. Я зову это – свою часть пути – личным усилием. И это – не моя воля. Это я сама, которая смело делает шаг навстречу собственной мудрости. Личное усилие лишено внутреннего сопротивления.

Иногда, ведя личную консультацию, я вдруг ловлю себя на мысли, что данную женщину в детстве тоже воспитывали на значении слова «Бездарность». И мне очень дороги эти моменты. Возникает острое чувство своего и родного. Я понимаю, что легко могу говорить с ней о личных усилиях, и эта уже выработанная в детстве способность открывает нам много возможностей для решения её проблем. Мне уже есть, на что опираться. Мы сразу можем определить, что такое бездарное или заурядное действие. Я знаю, что этот человек может идти мне навстречу…

Да, родительские обзывалки-обереги бывают подчас хлесткими, но, как правило – всегда по делу. Они нас учат. Учат не увиливать от правильного понимания вещей. Не всегда расплачиваются с нами похвалой и одобрением. Что ж, я не против таких «подбадриваний» от старших – главное, побыстрей пройти уровень заурядных родительских требований по преодолению бестолковости и соприкоснуться с более достойными задачами!

Надеюсь, моя семейная презрительная обзывалка-оберег «Бездарность» и «Заурядность» останутся со мной ещё надолго. Как яркое и живое напоминание мне, куда следует стремиться и чего следует избегать!


Я уже на даче. Обосновались, обжились, наладили понемногу нашу беспокойную дачную жизнь. Я снова готова к встрече с вами. Если срочно нужна консультация – смело приезжайте в гости! Консультации возможны также по телефону или по скайпу (скайп налажен, поставлен новый усилитель сигнала).

Не забывайте, что летом очень полезно загрузить себя новыми знаниями и поработать над собой. Жду от вас заявок на приобретение аудиозаписей прошедших семинаров и мастер-классов. Наша учеба продолжается!

До скорой встречи!

Ваша Мария Флеро

Заурядность и бездарность
Комментарии  
Здравствуйте,дорогая Мария! Давно не заглядывала на Ваш сайт, а заглянув, задержалась надолго. Эта статья «Заурядность и бездарность» вызвала во мне целый ряд воспоминаний, детских, не всегда приятных. В моей семье не особо принято было хвалить детей. Каждый результат любой моей деятельности разбирался и всегда находилось что-то, что можно было сделать лучше. Иногда это обижало. Но всегда заставляло прикладывать максимум усилий в следующий раз. Помню, я приготовила подарок на мамин День рождения, мне было пять или шесть лет. Я смастерила небольшую книжицу с наспех нарисованными картинками, неровно склеенными страничками. Мама взяла книжку в руки, внимательно её просмотрела, а потом сказала, что не может принять от меня такой подарок, т.к. он сделан небрежно. Мне было очень стыдно, потому что я знала,что это правда. Мама отложила свои приготовления к встрече гостей, села со мной за стол и добилась от меня наилучшего исполнения моей задумки. Вот так эта небрежность выбивалась из меня всё моё детство. Бездарность и заурядность звучали в нашей семье как посредственность и примитивность. Страшно было получить такую оценку от родителей, ещё страшнее было поставить её себе самой. И приходилось стараться, соображать, вынашивать... - прикладывать личные усилия)). Ещё у меня отложилось из детства, что раз мы созданы Творцом по Его образу и подобию, то и мы призваны к тому, чтобы быть творцами. Себя, своего маленького мира, а через это и сотворцами того великого и прекрасного мира, что сотворил Всевышний.
Ещё очень зацепило про «щадящее отношение» со стороны других людей. Вот прямо поймала себя на этом. Самоизвинение и ожидание от окружающих некой снисходительности к своей персоне, демонстрация извиняющих обстоятельств. И снова вспоминаешь мамино строгое требование быть обязательным человеком, её выражение «кровь из носа», сделать своё дело во что бы то ни стало, любой ценой и безо всяких извинений. А ещё одна мамина «обзывалка» в мой адрес из детства - «Квашня!» - касалось любого проявления безрукости, неумелости, нерасторопности, медлительности. И вот, читая современных психологов, часто встречала, что нельзя детям ярлыки клеить и так называть и эдак обзывать, и как трагически непоправимо это отразится на дальнейшей судьбе дитяти. А получается, что можно, и даже нужно, чтобы включались некие рефлекторные механизмы, а протест и нежелание быть «квашнёй» и «бездарностью» запускали шевеление мозгами и работу над собой.
Отличный комментарий, спасибо!
Добавить комментарий