Вопрос этот для меня отнюдь не случаен, он затрагивает коренную и главную черту городского жителя. Вопрос, собственно, заключается в том, произошло ли глубинное отторжение человека от земли, от естественных циклов природы, способности выращивать растения и содержать животных? Что мы понимаем под нашей жизненной средой: современную городскую культуру или нашу биологическую принадлежность к природе?
Я всегда обращаю внимание на то, умеет ли человек обращаться с землей, возделывать её, обрабатывать, выполнять простые и четкие движения: вскопать, взрыхлить, прополоть, вовремя снять урожай, сохранить его. Для меня навык умелого обращения с землей совпадает с умением организовывать свой собственный психический мир, обеспечить себе наилучшие условия самореализации.
Я много раз замечала, что невротичные люди не могут контактировать с землей, не хватает терпения, элементарных знаний о живом, желания соприкоснуться с гумусом. Боязнь испачкать руки, трудность контакта с землей в «согбенной позе», неумение отличить сорняки от полезных растений отвращают людей от этого «непрестижного вида деятельности», как будто жизнь – это что-то чистое и удобное.
Это целое искусство – посадить дерево. Вы умеете?
Для меня дача – не бездумное выращивания урожая, когда все участники дачных баталий насилуют друг друга тяжелым трудом на грядках, обвиняя друг друга в отсутствии помощи. Не примитивное «огородничество», где основной вопрос: это съедобно или нет? Я говорю о глубинной потребности взаимодействия с землей как способ восстановления внутреннего равновесия. Если Вы чувствуете землю, помогаете ей, расширяете её возможности, Вы также можете самостоятельно справиться с недугами личной жизни. Для меня земля – самый лучший психотерапевт. Земля обладает огромной способностью к самовосстановлению и самообновлению, свойством изобилия из малого и постоянной новизной, естественными циклами умирания и рождения. Присоединение к этим циклам живительно само по себе, сонастраивает психику на естественный ритм, обеспечивает мощную подпитку от всего живого.
...на Пасхальной неделе переехали на дачу. В первый же день все внимание было привлечено к небывалому разливу нашей маленькой деревенской речушки: несколько раз в день ставили метки, замеряли глубину, катались на лодке, мысленно прощались со старой огородной изгородью: затоплена по верхнюю жердь, вся покосилась. Ездили в лес, проверяли таяние снега на лесных дорожках. В одном месте обнаружили настоящие «янтарные реки» - талые торфяные воды, бурным потоком стекающие в лесные овраги.
Стою посредине затопленного огорода и прошу речку отдать мне назад скрытые под водой грядки.
В воскресенье вернулись в город под дикие вопли нашего очумелого от весны кота. Дай Бог «продержаться» несколько дней в городе, а потом снова – на свободу!!!
В других случаях, лень оказывается нерадивостью. «Нерадивость» - очень русское слово. Эдакая гремучая смесь неохотности, недобросовестности, халатности, небрежности, неряшливости. В основе нерадивости лежит общее пренебрежение к самому себе и окружающему пространству. Нерадивость – это чудовищное отставание от жизненных ритмов, потеря преимущества и удачи, постоянное вышвыривание тебя на обочину жизни.
Быть ленивым – это жить как зомби, бездумно и механически. Все наши действия заранее поделены на правильные и неправильные, хорошие и плохие. Только вот следовать этому правильному и хорошему у нас почему – то не получается, не хватает стимула и всё! Более того, мы чувствуем, как наша душа отворачивается от этого «хорошего» и более не хочет его.
В этом смысле лени противоположна осмысленность. Осмысленность и есть поспевание за жизнью, вписывание во все повороты судьбы, своевременный отклик на внешний вызов. Не важно, что мы делаем, главное – как. Когда мы занимаемся уборкой, мы должны фиксировать наше внимание не на порядке как таковом, а на том, что мы сами приобретаем в результате: укрепляем себя или разрушаем. Можно навести порядок, и при этом смертельно устать, а можно укрепить себя в точном и своевременном действии, тренируя ум и тело. Если ты вкладываешь всё свое внимание и душу в то, как ты организуешь действие, например, выбирая лучшее решение, ты постепенно выстраиваешь самого себя, отвечаешь на вопрос «что я могу?», «какой навык я приобрел?», «каковы мои возможности?».
Как побороть лень? Перенесите внимание с того, что Вы делаете, на то, как Вы это делаете.
Вы очень многое поймете про самого себя. Очень важно напрямую столкнуться с отсутствием заботы о самом себе, попустительством и нерадивостью. Совершенно верно, как Вы пишите,: «из всего этого получаются неухоженные дома, огороды, мужья и дети.» Но ведь дело в том, что эта внешняя ухоженность не может являться для нас сильно мотивирующим фактором, это очередная «правильность»! Нам интересны мы сами. Наши потребности, возможности, способности, ограничения. Мы, по сути, можем заниматься другими, если при этом развиваемся мы сами, становимся сильнее, умнее, обретая гармонию с внешним миром. Достичь этой гармонии – огромная внутренняя работа. Лень помогает нам избавиться от лишних бессмысленных действий в пользу другого, но при этом не приближает нас к самим себе.