Когда я провожу семинар по Психодизайну, я всегда сама попадаю под очарование этой темы. Мне нравится сам предмет – домоводство, жизнеустройство, укладность жизни, качество вещей, кухонная утварь, убранство постели, дизайн интерьеров и декорирование, семейная атмосфера. Меня всегда привлекала повседневная жизнь, я её люблю больше, чем праздники, для меня в ней много скрытого и мудрого.
Серость будней – это мой предмет! Когда весь спектр красок сужен до монохромности и внешней невыразительности и непривлекательности, наконец-то проступает сам рисунок бытия. Первоначальный замысел, кроссворд из штрихов и намеков. Некая динамика всех процессов. В буднях нет места притчи и откровенным указателям: «Налево пойдешь – коня потеряешь». Тебе просто предписано делать «маленькие дела», из которых соткан день. И никто не стоит над душой, что ты сейчас совершаешь роковое действие, от которого зависит вся твоя жизнь. Но в этом основной секрет серых будней: роковая ошибка закрадывается именно в маленькое, повседневное, будничное действие, входит в повседневный цикл, образует привычку. Всё, что мы проигнорировали и упростили, закрепляется в матрице нашего поведения. Всё попустительство рождается в мелочах. Дьявол – он всегда рядом, но не в больших делах, а в повседневных. Дьявол – это тот, кто мешает под руку, после чего глаз перестает видеть очевидное, язык не распознает опасный привкус, а уши начинают слышать только, что им приятно. Мы становимся до шизофреничности пластичны в нашем приспособлении к упрощенному действию, санкционированному попустительству.
Ритмы и циклы
Повседневная жизнь состоит из повторяющихся ритмов и циклов, так называемой рутины, ежедневного ритуала, и мы по ошибке начинаем ощущать себя тупой прислугой в этом монотонном процессе. Очень часто эти циклы деградируют, упрощаются или рассасываются за ненадобностью. В результате мы имеем не развернутую, осмысленную, упорядоченную повседневность, а какие-то обрывочные действия, некие следы благих замыслов и правильных начинаний, оставляя за собой право лишь на тупую повторяемость бездарных действий. Початая баночка с витаминами, так ни разу и неодетая кофточка, недокупленная шапочка к новому пальто, недоразобранный шкаф, куча неиспользуемой косметики в ванной. Чужая, не отданная книга. Так и неприготовленный торт, рецепт которого так хотелось опробовать год назад. Коньки, на которых так и не научились кататься, одинокий велотренажер (вот он, кладезь надежд на похудение!), даже желтый налет на зубах свидетельствует о ежедневной недочищенности этих самых зубов по утрам и вечерам (мешает сонное состояние и торопливость).
Проблема «понедельников», с которых мы бы хотели начинать новую жизнь, повествует о том, что повседневность отвергает все наши начинания. Почему? Потому что мы пытаемся вписывать начинания в деградированный повседневный процесс. Представьте себе советскую ручную мясорубку. Когда провертываешь жесткое мясо, как часто всё у неё внутри застревает, превращается в кашу и тупо не проворачивается – не выходит наружу. Приходится разбирать мясорубку, прочищать ножи и решетки, заново собирать. Если в такую забившуюся мясорубку положить новый кусок, это не повлияет на процесс перемалывания пищи, сколько бы мы не надавливали сверху. Затор и есть затор. Причем здесь новые порции?
Есть ли у вас динамика повседневности? Работает ли мясорубка? Есть ли у вашего будничного дня «моторчик бодрости»?
Жизнь всегда или разворачивается или сворачивается.
Когда жизнь разворачивается, основные процессы обогащаются, насыщаются. Возможны новые привычки и нововведения. Действие становится расширенным и полным. Мы перестаём перекусывать на ходу, с удовольствием расправляем и взбиваем на ночь постельные принадлежности, проветриваем перед сном спальню, придирчиво относимся к чистоте и прозрачности зеркал, девственности пола, уделяем большее время макияжу и одежде, позволяем себе особые удовольствия, которые не для всех, а только для себя… К нам приходят гости, мы заводим кошку, покупаем прихотливое и капризное дерево-лимон, накрываем на стол белую кружевную скатерть, которую так сложно содержать в ослепительной чистоте и накрахмаленности. Да мало ли чего можем сделать, когда жизнь бьёт ключом, и мы чувствуем изобилие!
Когда жизнь сворачивается, мы отмечаем скудость нашего действия или его патологическую незавершенность. Скудость – не готовлю дома, не сорю, хожу на цыпочках, в гости никого не приглашаю, лишний раз ничего не пачкаю. Изучаю, как вести семейный бюджет и судорожно считаю деньги….. При первой же возможности устраиваю себе поездку за границу как заслуженный отдых от серых невыразительных дней. Как же ты живешь, если тебе постоянно хочется в Турцию?
Незавершенность действия проявляется, например, в том, что вечерний добротный ужин, заканчивается именно десертом, а не точкой нулевого цикла (когда всё убрано и помыто, кухня и столовая зона готова к новому приему пищи). Как часто женщина заводит правило: «Всё, что после десерта – ко мне не имеет никакого отношения: «Я готовлю, а вы (кто эти ВЫ?) – убираете». Вот в этой незавершенности действия и сознательного отказа от самообслуживания и появляется вакансия «Прислуги» - не престижной роли, которая доделывает «скучное» за сытыми «Господами».
Как появились «Господа» в подобной ситуации? Из принципа удовольствия! Из всего цикла как цепочки последовательных действий выбирается только то, которое приносит нам непосредственное удовлетворение. Господа только едят! Готовят, прислуживают, и убирают – прислуга. Господа только сладко спят! Следить за постелью - не царское дело!
Господа только красиво одеты и причесаны – всё остальное (например, салоны красоты, – как прислуга на аутсортинге).
Это и есть общественное разделение труда? Каждый занят своим делом?
Нет, это просто барское отношение к жизни.
Любишь кататься, люби и саночки возить
Есть такая поговорка и она, с моей точки зрения, содержит великий принцип жизни! Мы должны понимать единство действия, а не прятать концы в воду (мы не знаем, с чего начинается качество жизни и к каким результатом это приводит)
Я подметила, что в моем последнем семинаре по Психодизайну я мало обратила внимания на такое наше ролевое поведение дома как «Прислуга». И сейчас хотела бы немного добавить для полноты восприятия прочитанного материала.
«Прислуга», в отличие от других наших домашних ролей (или функций) «Хозяйки», «Госпожи» и «Жены» - кажется существом подневольным, на ней – вся грязь и хлопоты по дому, непрестижное времяпровождение, те дела, которые никогда не переделаешь. Потому как они называются повседневными, рутинными, обязательными и относятся к категории жизнеобеспечения. Никого нельзя накормить досыта и отмыть раз и навсегда, хлеб должен быть свежим каждое утро, молоко неминуемо скисает, а пыль вообще берется из ниоткуда! Дома мы постоянно боремся с энтропией и деградацией всех процессов, и тут-то нам и нужна наша «Прислуга», чтобы мы не заросли грязью по самые уши и не заказывали бы дурацкие роллы и пиццу на дом, называя «это» ужином. Неважно, кто убирается у вас дома: вы сами или прислуга. Всё дело в том, что ваша внешняя наёмная прислуга, если, конечно, она у вас имеется, в точности воспроизводит ваше собственное отношение к повседневной рутинной работе. И, если у вас самих в голове в этом деле произошло разделение на «слуг» и «господ», вам тупо лень убираться самой, то, почему-то, и наемная прислуга у вас оказывается нерадивой и строптивой, работает «через силу» и явно не горит желанием все помыть и красиво сделать. Чище самой хозяйки дома всё равно никто не помоет, не уберет и не приготовит. Качество жизни создает дома женщина, исходя из полной развернутости процесса, его осмысленности и тщательного исполнения мелочей, знания начала и конца предполагаемого действия.
Тупая прислуга
Такая прислуга, образованная незамысловатым разделением нормальной женщины на «Прислугу» и «Госпожу», (как и дихотомия: черное-белое, грязное-чистое) всегда – дитя энтропии:
«Прислуга» (вслед за своей капризной «Госпожой») всё упрощает: от классического выбраковывания «А ну его на х..й», до быдло-принципа «Наср---ть», и более цивилизованного выражения «И так сойдет!» - всё это звучит в её устах как отклик на барские пожелания навести в доме порядок.
И это не стремление к простоте и изысканной чистоте, не толстовское аристократическое упрощение, а месть хозяевам жизни, которые берут из жизни самое беленькое и вкусненькое, а другому оставляют только черненькое и несъедобное. «Прислуга» бывает пассивно мстительна. Она или подчеркивает, что она «чище» господ, или господа по её определению попадают в категорию самодуров, которые требуют невесть что.
«Тупая прислуга» не понимает принципа, что чисто должно быть не только снаружи, но, прежде всего внутри. Иначе поверхностная чистота не держится, облезает, её держать надо изнутри как сам принцип, а не придирчивостью глаза и боязнью штрафа или грубого окрика.
«Тупая прислуга» склонна к избыточному декораторству, пасхальной народной роскоши (смесь кладбища – искусственные цветы и вещички в убогой комнатушке), подчеркнутой плотности украшений на квадратный метр. Менталитет «Прислуги» - не заменить отслужившую или изначально плохую некачественную вещь на новую и добротную, а «отдекорировать» её. Придумать её вторую жизнь. Все эти оборочки и воланы, патина и милые глазу вещички маскируют отсутствие в помещении новизны вещей, подчеркнутую чистоту и свежесть стен.
Налицо – некая «домовитость» и изобретательность, пронырливость и хитреца (перелицевали, и незаметно) «Тупой прислуги»! Дырку кое-как зашили и прикрыли!). А должно быть качество жизни. Тогда вещи носятся и используются по-честному, вовремя подлежат основательному ремонту или чистке. И, если вещь послужила вам верой и правдой, с ней надо попрощаться и отпустить в мир иной. Не надо продлевать жизнь некачественной или ненужной вещи.
Мне нравится принцип, когда вещи и мебель стареют вместе с домом. Тогда сохраняется атмосфера «уходящего времени», только тогда имеет смысл их реставрировать и маскировать избыточной декоративностью. Ретро – это память, память – атрибут разумной жизни.
Настоящая прислуга служит не господам, а дому, и подчиняется не «Госпоже», а «Хозяйке». У дома есть домовой (дух дома) и слуга (прислуга). Они охраняют дом и содержат его по своим «домовым» законам. Сначала настоящий слуга делает в доме то, что положено, что должно, заводит домовой порядок, а потом демонстрирует это своему хозяину и хозяйке. Они могут внести изменения на свой лад, как правило, небольшие. Настоящий хозяин никогда не нарушит «бытийного порядка вещей». И отныне это становится своеобразным уставом этого дома, который прислуга нарушать не в праве. Иначе – это плохая прислуга и подлежит безжалостному увольнению, так как дом не терпит вольностей в порядке. Дом - это очень ригидная, уставная культура.
Приличный дом
Приличный дом буквально соткан из правил и предписаний. И это – не этикетный выпендреж, а основы бытия. В доме должно быть чисто, сытно, сухо, с постоянным температурным режимом, со стратегическими запасами самых необходимых вещей. Спокойно, уютно, защищенно (солидность входных дверей и окон), воздух должен быть свежим, все механизмы – работающими (часы не отстают и показывают одно и тоже время в разных комнатах), все краны и канализация – в исправности, у каждой вещи - своё место, нет посторонних запахов, шумов, пришлых насекомых. Цветы должны полноценно расти, не хиреть, животные - разумно одомашниваться. Нет присутствия каких-то духов и сущностей, следов остатков чьего-либо пребывания тут и, желательно, без привидений! Дом принадлежит только хозяевам и никому больше. В воздухе чувствуется порядок и размеренность всех домашних процессов.
Порядок предполагает пространственное и временное выражение. Пространственное – когда вещи мебель расположены правильно по отношению друг к другу, сподручно для их хозяев. Скрытным или обозримо – витринным образом. «Воздуху» (как незаполненному пространству») в помещении должно быть больше, чем мебели. Мебели – больше, чем вещей (по объему)
Порядок во временном измерении предполагает отрегулированность и завершенность всех домашних линейных процессов и циклов. Я всегда проверяю дом на наличие выстроенных в нём жестких циклов: цикл питания, цикл сна и отдыха, цикл досуга, цикл работы, цикл уборки, цикл личной гигиены, цикл ухода за детьми, цикл ухода за мужем, цикл ухода за растениями и животными, цикл обучения. А также цикл и менеджмент гардероба, воспроизведение запасов, свежей воды, удаление отходов, профилактика здоровья. Продуманы ли принципы гостеприимства, правила поведения в праздничные и будничные дни?
Порядок также включает домашнюю иерархию: кто в доме старший, равный, младший? Кто может быть гостем? Кто просто вхож в дом, а кому от дома отказано? Кого встречают и держат только у порога, к кому выходит хозяин, а с кем встречаться положено только за дверью или за воротами? Обязательно должны быть продуманы такие вопросы, как выделение привилегий и наказаний. Определить ответственных и помощников. Строго разделить все домашние обязанности на мужские и женские в их чистоте (никакого демократизма: все делаем вместе: 50 на 50) – это не придурь, а очень точный и выверенный принцип.
Собранный и отточенный человек требует собранного и отточенного пространства. «Баре» ведут себя дома всегда по-свински, что их левая пятка хочет. И прислуга у барина всегда распущенная и придурковатая, невоспитанная и вороватая. Помыла, и ладно! В качестве такой прислуги любая деревенская девка сгодится. Или вычурная Фрекен Бок (прислуга со своими «долбанутыми» правилами)
«Прислуга» соотносится с понятием «Хозяйка», а не «Госпожа». Соответственно. «Прислуга» выполняет не грязные работы, а интеллектуально-хозяйственные: она обслуживает повседневные циклы и ритуалы в направлении расширения и углубления этих процессов. Она тупо не сокращает цикл, а рационализирует его: точными своевременными действиями, умной заботой, профилактическими работами, использованием современной умной техники, применением эффективных химических средств и приспособлений. Да и дело даже не в техническом прогрессе домашних помощников, а в осознании, что повседневные домашние дела – не бездумное поддержание жизнедеятельности на заранее заведенном уровне, а творческий, расширяющийся процесс по созданию качества жизни. Или же ваша повседневная рутина - тупость, которая растворяет все начинания.
Критерием такого качества жизни является возможность «понедельников» - введение новых привычек и ритуалов в повседневную жизнь. Расширяющийся процесс естественным образом подхватит их, включит в циклы и ритмы, а затухающий – поглотит с аппетитом.
Серость будней - коварный процесс. В нем всегда содержится скрытая динамика. Нам не видно и не всегда понятно, что происходит в СЕРОМ, как смешаны ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ. Для этого нужен точный глаз. Просто полюбите серое. И будничное.
Тогда ваша повседневность обретет заветный «моторчик бодрости». А «понедельник» подружится со «вторником»!
1. какие отличия в функциях «госпожа», «хозяйка» и «жена»?
2. что Вы подразумеваете под понятиями «мужские и женские обязанности»? Что-то мне подсказывает, что они как-то разнятся с общепринятыми значениями.
«Жена», «Госпожа», «Хозяйка», «Прислуга» - это основные понятия, с помощью которого я веду семинар по Психодизайну. Основное изложение материала – на наших занятиях, в данной статье я лишь коснулась этой темы. Эти роли или функции замужней женщины, которая ставит себе задачей создать «приличный дом» - так до революции называли дом, в котором живут люди с безупречной репутацией, следуют своим обязанностям, и чей дом открыт по законам гостеприимства. Поэтому и функции эти являются не только некой шпаргалкой повседневного поведения, а именно долгом и обязанностью. Обязанность «Жены» – создавать семейные отношения, поддерживать атмосферу спокойствия (дом как «покои»), доверия ко всем членам семьи, адаптивность – и так далее (всего около 20 пунктов)
Обязанность «Хозяйки» – сытость, уют, чистота, уход, все циклические процессы, по поддержанию жизнеобеспечения в доме (список - более 40 пунктов)
«Прислуга» – её помощница, непосредственный исполнитель предписаний, «заведенный на неделю будильник». Борется с энтропией повседневной жизни. Задача – победить равнодушие к повседневным процессам.
Обязанность «Госпожи» – социализация, создание своего социального окружения, служение обществу. Её основная обязанность – накапливать, сохранять и передавать культурные ценности. Контроль зажиточности своей «Хозяйки», преодоление праздности и сильной приверженности к материальным ценностям всех членов семьи.
У «Хозяйки» окружение – это близкие люди, соседи, поставщики, различные службы, у «Госпожи» – свой круг общения. «Хозяйка» ведет «Гроссбух» и другие хозяйственные записи, «Госпожа» - личный дневник, совершенствуется в написании писем, отвечает за семейные хроники и летописи.
Далее, «мужские и женские обязанности» является производным от понятий «Мужское» и «Женское» в каждой конкретной культуре. Повседневная жизнь в силу близости друг к другу не должна нарушать этого различения, а, наоборот, сохранять его и подчеркивать.. Разницу стирает, как правило, неправильно понятая взаимопомощь. У нас могут быть помощники, тот же муж может нам иногда помочь готовить или помыть посуду. Но он - наш помощник, а не ответственный за чистоту в дому. За чистоту и завершенность всех процессов в семье отвечает женщина! Со всеми вытекающими из этого последствиями. И беда той женщине, чей муж чистоплотнее, чем она сама. Тот брак, в котором четко сохраняется разделение мужского и женского, сохраняет «Семейное достоинство» - ещё одно определение, котороё я использую на Психодизайне.
«Семейное достоинство» - часть «приличного дома».
Наталья, если вы заинтересуетесь семинаром по Психодизайну, напишите мне на почту, и я вам обязательно отвечу. Следующий семинар будет только следующей осенью, я написала на эту тему только потому, что реально очень люблю этот предмет!