У меня есть мечта. Она называется – высокая культура быта. Я мечтаю, чтобы быт в нашей стране был максимально окультурен и облагорожен. Мне этого всегда не хватало. Я с сожалением отношусь к разрушению русской культуры быта после революции 1917 года. Страна на долгие годы вступила в эру безбытности и скрытой бездомности. После Великой Отечественной войны было много сделано для повышения культуры быта, я считаю этот вклад бесценным наследием советской эпохи. И здесь очень важно разобраться, что подразумевать под культурой быта.
Если человек умеет организовывать свою среду, правильно прикасаться к вещам, убирать следы своего присутствия, находить вещам наилучшее применение, согласовывать свои вкусы и пристрастия с другими членами семьи – это свидетельствует о высокой культуре быта.
Очень часто приходится идти к этому самостоятельно, опытным путем, нащупывая основные принципы и традиции.
...Небольшая предыстория.
Когда то, много лет назад, я мечтала купить домашний слайсер, или, как его сейчас называют, ломтерезку. Почему? Потому что хотела овладеть искусством тонкой и ровной нарезки колбасы, ветчины, сыра, хлеба (как это делают сейчас в больших супермаркетах, в колбасном или хлебных отделах). Ломтерезка, как известно, вещь громоздкая, я собиралась привести её из Лондона, как некую диковинку, в те далекие 90-е годы. Наверное, я мечтала, что половиной батона с тонко нарезанной московской колбасой смогу накормить в общежитии МГУ компанию голодных друзей, внезапно завалившихся ко мне «на чашечку чая». Ещё я любила сравнивать цены на сыр, взвешенный одним куском или в нарезке в вакуумной упаковке. Почему сам факт нарезки так существенно повышал стоимость сыра? Для меня это было важным секретом, который я решила разгадать.
На моё счастье в магазине в качестве продавца-консультанта мне попался настоящий английский джентльмен старых традиций, который кратко и веско объяснил мне, что искусство тонкой нарезки – это не слайсер, а острейший нож и деревянная доска. А так же отличный глазомер и твердость руки. Еще очень важно иметь внутреннее намерение сделать все превосходным образом. Он отвел меня в совсем другой отдел магазина, где продавалась кухонная утварь. Из магазина я вышла с темной узкой разделочной доской и ножом для тонкой нарезки, а также точильным камнем (мне предварительно объяснили, как им пользоваться). В дополнении я купила деревянную школьную линейку, чтобы проверить мой глазомер, и вечером того же дня я приступила к «искусству тонкой нарезки».
Я планомерно изрезала всё, что нашла в холодильнике. Я научилась отрезать тонкие ровные ломтики и в 2 и 3 мм, резать ветчину для маленьких рулетов и на бутерброд. Я постоянно подтачивала нож, проверяла его остроту. Пальцы также были слегка изрезаны, но я была горда собой, что победила в себе искус купить громоздкий дорогой слайсер, а взамен обрела новый навык. В тот момент я сформулировала для себя четкое правило: вся нарезка продуктов – только ручная (кроме терок и мясорубки). Все прочие измельчители, слайсеры были мною отвергнуты раз и навсегда. Я благодарна тому джентльмену, который объяснил мне, что нож, доска и точильный камень – это всё, что мне нужно. Ничего лишнего. Все остальное - мой личный навык.
Ничего лишнего – мой первый принцип культуры быта.
Второй принцип – нужны продвинутые личные навыки, которые заменяют множество современной кухонной техники. На кухне нужно уметь резать, подрезать, вырезать, вымешивать, размешивать, перемешивать, растирать, втирать, затирать – прочее. Я всегда воображаю себя старинным алхимиком, который готовит новую порцию волшебного зелья своими особыми движениями рук, не поручая этого никому. Я глубоко уверена, что работа с материалом – глубоко интимный процесс.
Третий принцип – иметь умного помощника.
Я очень люблю мощные миксеры, с тонкой градацией скорости. Можно взбивать и руками, но отменный результат получается именно на больших оборотах.
Мне не нужен слайсер, но я точно уверена, что уважаю мощный миксер. Миксер делает нечеловеческие движения, а слайсер – просто заменяет монотонные человеческие.
Четвертый принцип культуры быта – соблюдение традиции сервировки. Их надо постоянно изучать. Это – как начальная школа дрессировки себя на хороший вкус. Пока не освоены принципы этикета - просто не начинать на эту тему думать самой. Надо сначала изучить уже существующие коды, которые разделяет большинство людей твоего сословия, понять их точный смысл, и только потом отважиться на собственное мнение. Самые большие ошибки люди допускают при покупке предметов сервировки. Помните, что еда – это совместная трапеза, ваше личное мнение и пристрастие должно быть подчинено кодам этикета. Иначе невольно будете замечены в пошлости.
Соответственно, пятый принцип: иметь свои личные предметы пользования и сервировки. Которые вам по душе, для повседневного использования или «трапезы в одиночестве» или «особого случая». Никто не лишает вас «ресурсных вещей», так милых вашему сердцу, но просят не навязывать их другим людям, не распространять свой вкус на другого человека. Важно держать свой вкус при себе. И именно нарушением этого принципа грешат многие женщины. То, что вам нравится – покупайте строго в одном экземпляре, только для себя.
Данные примеры - результат моего осмысления принципов культуры быта. Конечно же, это не полный список, только отдельные примеры. Список принципов высокой культуры быта я тщательно дополняю, осмысляю и очень дорожу ими, как моей интеллектуальной собственностью.
… В советские времена культура высокого быта, в том числе, держалась на очень развитых навыках наших бабушек и прабабушек. Как правило, в быту не было ничего лишнего, Однажды я устроила соревнование между моим первым недорогим миксером и моей тетей – профессиональным химиком - лаборантом. Тетя и миксер одновременно взбивали белки на безе. Победила моя тетя. И по времени и по качеству взбивания. Моей тете было тогда 85 лет.
В советском быте было много оскорбительного и некомфортного, озлобляющего. Продукты надо было доставать, дружить с мясником на рынке и с сапожником, иметь блат при покупке престижных вещей, раздражало вещевое однообразие. Но этот, как сейчас модно говорить, минимализм советского быта компенсировали высокие навыки ведения хозяйства, домашней экономии, здорового уклада, умения делать запасы.
Сейчас перед нами стоит другая проблема в создании высокой культуры быта: захламленность и одновременно, вопиющая недостача нужных полезных вещей, полное отсутствие навыков ведения хозяйства, забвение этикета и общая отсебятина. И ещё: недостаток навыков в организации пространства. Кучи, свалки вещей, общая распиханность, отсутствие у вещи своего места их блуждаемость по квартире. Неумение складировать и оформлять витрины (открытые шкафы, полки и горки) И ещё появился какой-то эстетический минимализм (как огрызок) в оформлении пространства дома - в русле «скандинавского стиля».
Культура быта – это развитое чувство обращения с окружающим миром. Важно уметь вовремя почистить хрустальную люстру, ловко разделать курицу на порции, подмести пол, не поднимая пыли, не хлопать громко дверью, не наследить на полу грязной обувью, соблюдать порядок в шкафах и ящиках, вовремя выносить мусор, держать раковины сухими и чистыми, не забыть с собой взять зонтик в дождливую погоду. Это очень сложное отлаженное поведение, недооценивать которое просто невозможно.
Удобство, удовольствие, полезность, этикет, эстетика, общая продуманность – к этим принципам должна стремиться организация элементов среды для проживания, такова культура высокого быта.
Быт может существенно оскорблять и озлоблять, лишать сил. Не случайно так важна культура в отношении всего, что окружает человека дома. Культура быта должна взывать тепло, уют и добрые чувства.
Культура и быт – это не противоречие, эти понятия не лежат в разных плоскостях. Культура должна пронизывать быт, насыщать его принципами.
Свой собственный быт неуловим, он как воздух. Он окружает и сопровождает. Наш быт – это просто наша жизнь. Но когда быт портится или изначально не налажен, он заявляет о себе общим чувством неустроенности и ненормальности. Хорошо заметен чужой быт, именно по нему мы и определяем «чужака». Хорошо налаженный быт – невидимка. Как будто, так и должно быть. Это базовое состояние, точка отсчета и опора.
Существует некая иллюзия, которую навязывают нам ученые и маркетологи, что в будущем всю бытовую нагрузку возьмут на себя роботы и умные дорогие устройства. Принято считать, что быт тяготит и мешает личностному развитию, не дает приносить пользу обществу, сжирает личное время.
Ещё двадцать лет назад многие из нас верили, что достаточно отремонтировать квартиру, купить современную удобную мебель и жизнь сразу станет лучше, удобнее, счастливее. Оказалось, что – нет. Тогда акцент сместился на различную бытовую технику, умные вещи – вплоть до роботизации – и снова – нет надежных ключей от счастья.
Да, сейчас жилье и интерьеры, бытовая техника стали очень дорогими и красивыми, но ожидаемого прорыва не принесли. И все потому, что в этих домах живут конкретные люди, которые своими привычками, укладами видоизменяют жизнь новой квартиры «с иголочки» на нечто невразумительное, захламленное, неуютное и даже не совсем чистое.
С моей точки зрения – культура быта первична. На втором месте по значимости – стоит сам ремонт и архитектура. На третьем – интерьер. На четвертом – умная техника.
Известно мнение, что быт – не следует трогать и выносить на обсуждение, оценивать его серьезно. Это – глубоко интимный пласт жизни. Я живу, как получается, по моим возможностям и способностям, по остаточному принципу: все лучшее я отдаю в общество (учеба, работа), а дома восстанавливаюсь и отдыхаю. Я стараюсь, я искренне хочу жить лучше, а пока у меня есть то, что есть, плюс мои благие намерения.
Согласно этому мнению, говоря о высокой культуре быта, мы как бы вторгаемся в личное пространство человека, куда нам вход изначально запрещен.
Я не согласна с данным мнением. Быт – он не вне культуры. То, как налажен быт, существенно определяет уровень и стиль жизни, является нашей характеристикой. Многие люди просто пытаются избавиться от быта, сводя его к минимуму. Но тогда в разы возрастает нагрузка на финансовое обеспечение своего образа жизни. И образ жизни становится очень шаткий, так как напрямую зависит от того, сколько у вас в данный момент есть денег.
Быт-невидимка создается годами, усилиями всех членов семьи. Общая тенденция развития русского общества ведет вовсе не к упразднению быта, а, наоборот, к созданию высокой культуры быта. У нас есть богатые традиции, на которые можно смело опираться.
Желаю вам развитого, умного, невидимого быта, чтобы он стал разумной основой семейного образа жизни. Пусть сбудется моя мечта о высокой культуре быта в нашей стране.
Ваша Мария Флеро
Дополнительно по теме: