Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Искусство жить. 10 стадий урожая

На даче магазина у нас нет. Зато приезжает «корова» - это выездной сельский магазинчик с конскими ценами. Женщины по утрам исправно выстраиваются в живую очередь, обсуждая, что купить необходимо, а на что деньги просто грешно тратить. А в воздухе витает тема урожая: как хорошо иметь своё хозяйство, и какое это сейчас подспорье и прямая выгода!

Ассортимент привозной «коровы» практически не меняется, зато темы для обсуждения в живой очереди соответствуют стадиям созревания урожая.


Я выделила 9 «урожайных» тем, начиная с апреля до позднего октября.


По моим скромным подсчетам, выглядит это приблизительно так:


Тема 1. Закупка или самостоятельная заготовка семян.

Тема 2. Негласный конкурс: У кого рассада краше?

Тема 3. Вопрос в стиле Шекспира: куда высаживать: в теплицу или под пленку?  

Тема 4. Чем обрабатывать растения и удобрять?

Тема 5. Когда собирать урожай? Кто успел, кто опоздал, недоглядел.

Тема 6. Как хранить? Чей погреб круче?

Тема 7. Заготовки: рецепты, технологии, семейные секреты

Тема 8. Судьба урожая: Сгноили или не съели(приелось), не хватило до мая.

Тема 9. Потчевание: включенность в меню, ежедневные разносолы, угощения.


Когда я только начинала заниматься огородом, из всех тем я могла полноценно участвовать только в последней: как угощать и потчевать сезонными заготовками?

Этот навык - моё наследие от отца и бабушки. Они умели угощать и потчевать, собирать за столом разные вкусы, приправы. У нас никогда ничего не пропадало, ни приедалось, ни обесценивалось. Все шло в прок и в охотку! В гости к нам ходили именно «на разносолы», на «разновкусие», на квашения, даже, просто на домашние «хрен» и «горчицу».

Папа всегда виртуозно угощал гостей бочковыми огурцами, как невиданным деликатесом, с разными историями и небылицами, мы слушали, затаив дыхание, хруст огурца или капусты. Учил «выпивать» бочковые помидоры как небесный нектар, к водочке». А свою кабачковую икру смело ставил в один ряд с чёрной и красной.

Гости были уверены, что наша семья – исправные огородники, что у нас большое хозяйство и много помощников, но это было совсем не так. Родители проводили на даче максимум месяц, в походах, прогулках, на огороде же была скромная грядка с деревенской зеленью. Даже огурцы мы покупали на рынке. Но так как наш папа был известный сказочник и кудесник, нам в деревне много просто отдавали, делились излишками со своих огородов. Взамен всегда просили «городских» деликатесов: грибной икры, квашеных овощей, печеных кабачков, и прочих нехитрых дачных угощений. Всё дело в том, что в нашей деревне выращивались отличные овощи, но вот готовить, сохранять и потчевать мало кто вкусно умел. Все было по –деревески просто, скупо и пересолено, без фантазии, в больших объемах. К нам ходили, как в ресторан, попробовать городские диковинки, узнать рецепты, что и с чем едят, и в какой последовательности. Папа консультировал, как заправский повар, который не одну тысячу людей исправно накормил. Он входил в роль, хорохорился и много чего выдумывал. Как потом оказывалась на проверку, очень даже в дело, это были его «кулинарные фантазии». Эти фантазии родились в его голове в трудное военное детство, в ситуации реального голода и угрозы жизни заболеть туберкулезом от истощения…

Итак, мне досталось папино умение угощать и потчевать. Он любил составлять меню, чтобы разнообразить домашний стол, у него ничего не пропадало и не залеживалось. Папа умел весело «скармливать» все, что заготовили с осени. Нам ничего не приедалось и не теряло ценности. Я считаю, это был особый талант: составлять разнообразное меню и вкусно потчевать!

Второе. Мне достались: семейные рецепты зимних заготовок, традиция сохранения овощей и ягод, умение делать полуфабрикаты. Сам «урожай» зачастую был покупным или мы получали его в «дар» за папино красноречие и кулинарные фантазии. Наш сосед от души «платил» по ведру антоновки за каждый удачный рецепт. У бабушки были свои, строго выверенные рецепты, из её дореволюционного прошлого, она не фантазировала, а вспоминала, что включал в меню её родительский домашний стол. Так я постепенно и непротиворечиво включилась во вторую тему стояния в очереди: рецепты и заготовки.

И ещё моя тетя – Мария Павловна – мастер все сохранять. Именно от неё я усвоила все основные правила сохранения в первозданной свежести овощей и фруктов, квашений, хлеба и сдобной выпечки. И это снова было тяжелым наследием военного времени, следствием отсутствия холодильников, стесненных жизненных условий. «Горький опыт» - как не раз вздыхала она.

Вот такой букет навыков обращения с урожаем от фантазийного отца, памятливой бабушки и реалистичной тети достались мне в наследство.


Так что стоя в очереди за продуктами на даче я могла полноценно участвовать только в 3 последних пунктах: сохранение урожая, переработка (заготовки), включение заготовок в меню и потчевание. Мне вначале казалось, что все мои навыки – это лишь малая часть тяжелого крестьянского труда. Я тогда не понимала толк ни в семенах, ни в качестве рассады и сортов удобрений, мне казалось это такой важной наукой, что я чувствовала себя совершенно неопытной и нерасторопной.

Однако, наблюдая за судьбой чужого урожая, я, помню, была потрясена, как бездарно и не вкусно заготавливались на зиму овощи, как погреба к весне были по-прежнему забиты банками, потому это «никто уже не ел», это была уже опостылевшая еда. Пропадали картошка и капуста, их в огромных количествах скармливали соседской скотине…

И я поняла, где кончается собственно крестьянский труд и начинается господский. Крестьянский труд дает изобилие, многообразие, старается по-своему, если не продать, то сохранить результаты своего труда. Чтобы обеспечить сытость, запасы, выживаемость.

Господский труд – иного рода. Он обеспечивает базу жизни, качество жизни и роскошь. Акцент смещается на выверенную рецептуру, технологию, ассортимент, и конечно, же – меню. Очень важно исключить приедаемость из домашнего стола, сделать его не только сытным, но и разнообразным, полезным, объединяющим поколения в семье. Для этого нужно или кулинарное образование, или крепкие домашние традиции.

Как превратить полученный урожай в доброкачественную, свежую и вкусную еду? – это сложная, не простая задача. Вырастить хороший урожай и создать свежий вкусный домашний стол – две разные по сути задачи, но обе достойны уважения.

Как не просто сшить, (связать) красивую вещь, но и правильно её носить, включить в свой ежедневный гардероб? – это тот же вопрос, только в другом ракурсе. Есть люди, которые умеют «вкусно» одеваться, а есть те – кто мастерит и шьет. Собственно ремесленник и человек, умеющий жить и носить вещи со вкусом.

Хорошо помню, как в семье сложно и мучительно создавались для мамы красивые платья. Постоянные примерки, подгонки по фигуре, мама вставала на специальную широкую табуретку, медленно вращалась, чтобы можно было проверить платье на предмет посадки со всех сторон.

Не было понятие «красивое платье». Было понятие «хорошо сидящее платье». И навык: носить это платье. Папа до последнего дня помнил все мамины платья, они были связаны со светлой стороной жизни в нашей семье.

Еще одно воспоминание детства: в ту деревенскую очередь за продуктами (дамский клуб) мама ходила хорошо одетой (по-летнему, легко и нарядно). Женщины всегда любовались мамой, называли её артисткой и просили надевать всегда что-то новое, на предмет «посмотреть и потрогать». И все разговоры с урожая плавно переходили в обсуждение фасонов летних платьев.

Еще один пример: есть строители, которые быстро и качественно делаю ремонт, а есть люди, которые получают ежедневный кайф и некие внутренние подтверждения своим ценностям, живя в хорошо обустроенном доме. Бывает, что после хорошо сделанного ремонта «вкусно жизнь», как ни странно, не получается. Да, наверное, и не было этого навыка никогда. Думалось, что мешает необустроенность. А, оказывается, мешает что-то другое. Вернее, чего-то существенного не хватает.


Искусство жить

Для меня искусство жить всегда состояло из 2 частей:

Первое: уметь самой сделать то, что тебе существенно важно, не передавать эти функции никому (вырастить урожай, приготовить, сшить, обустроить, отремонтировать, отреставрировать, заказать и приобрести качественную вещи или сырье, сделать удачную покупку). Это, прежде всего, созидательный труд, отличные навыки и умения.

Второе: уметь превращать ресурс в ощущение счастья. Уметь составлять меню, потчевать, уметь одеваться, чувствовать вкус, располагаться в пространстве, создавать особую атмосферу. Приглашать и развлекать гостей. Умение играть и многое другое. То есть умение обращаться уже не с ресурсом, а с готовым предметом, включать его в свою жизнь.

Это - не вереница наслаждения и потребления, это дело, доведенное до состояния наслаждения, услады всем нашим чувствам. Голландские сорта помидор, самостоятельно пророщенные, выращенные и доведенные до состояния изысканного летнего салата. Такого больше нигде не попробуешь!

Что в искусстве жить первично: семена или сам салат? Для меня – вкус салата. Сначала я определяю для себя нужный мне салатный сорт помидор, а потом уже ищу семена и делаю все необходимые работы.

Многие поступают противоположным образом: выращивают понравившиеся семена (как на картинке или по рекомендации), а потом уже думают, что из него приготовить. В данном случае, сырье – первично, замысел - вторичен, Принцип прост: было бы сырье, ресурс, а применение мы сами найдем!

Искусство жизни говорит нам о том, что нет. Не найдем! Надо идти всегда от обратного: от твоей собственной нужды, потребности, точного знания того, что доставит тебе особое удовольствие. От чего ты расцветёшь, станешь красивой, довольной, легкой. Это не так просто разгадать! Вернее, мало кто обращает на это внимание.

Принцип: ешь и носи, что дали, что есть в наличии, в гардеробе или в холодильнике, на самом деле, убивает жизнь!

В каком смысле? Это принцип выживания, он не доводит замысел до совершенства, до услады всех чувств. Он обеспечивает выживание, сытость и тепло, но – не острое чувство счастья.

Почему зимние заготовки приедаются? Потому что в них не заложен принцип счастья. Только принцип изобилия.

Они не делают меня счастливой, раскрепощенной, балованной, обласканной вниманием.

…Когда моя тетя Мария Павловна на мой день рождения всегда дарила мне маленькую баночку абрикосового конфитюра с миндальными орешками, она точно знала, что я буду урчать от удовольствия. Совала в карман денежку, чтобы я купила ни абы что, а самое заветное. И была подчеркнуто ласкова со мной (не более 15 -20 мин) на фоне всегдашней строгости и взыскательности. Она знала мои нужды и потребности: нет, ни желания, ни мечты. Она знала то, от чего я начинала урчать и мягко таять. В такие моменты я становилась, как она говорила, «воспитуемой», то есть готовой слушать и внимать (не быть упрямым бараном). И она всегда мне говорила в эти моменты важные вещи: помирись с сестрой, исправь оценку по английскому, будь опрятной. Совсем немного, чуть-чуть. Мое растаявшее нутро непротиворечиво впитывало её слова, потому что счастливый человек не сопротивляется. Он чувствует свою силу и возможности. Я точно знаю: меня – любили. Любить – это растить в нужном для меня направлении, делать меня счастливой.


Сегодня, стоя в очереди на даче за продуктами, я открыла новую, 10 тему для обсуждения. Она звучит так: Как превратить свой урожай в счастье?

Ответ пришел сразу, хором и гулом, не задумываясь: тогда сажать надо не картошку, а викторию!

Вот он, самый главный ответ! И даже пропорция нашлась: на каждое ведро картошки вырастить ведро виктории! В наших северных краях эта ягода растет долго и мучительно. И сорт, конечно же, «гигантелла»! И сажать – строго – в теплицу, иначе ягода будет кислой и скудной. А сделать надо потом – пирожное «Павлова», аж целых 3 раза за клубничный сезон, чтобы счастье было тут же с тобой: РЯДОМ, СТОИТ ТОЛЬКО ПРОТЯНУТЬ РУКУ.

А для полного счастья – добавьте ещё:

МАЛЕНЬКОЕ ВЕДЕРКО ДУШИСТОЙ земляники, поданное или с парным молоком, или растертое с сахаром, замороженное на зиму.

И стакана три – черники, так, для вкуса и йогурта. Не более. Иначе комары искусают и испортят вкус черники. Пропорция между комарами и количеством собранной ягоды в нашем климате всегда в пользу комаров.

Искусство жить – это не многообразие сырья и ресурса, денег, своих умений и щедрости.

Оно предполагает знание того, что делает тебя счастливой, сопряженное с твоими высшими нуждами и доводящее любое начинание до острого наслаждения и удовлетворения всех чувств. Это превращает тебя из «упертого барана» в «воспитуемого», способного слышать и внимать, учитывать интересы другого человека. Несчастные люди, как правило, невосприимчивы к другому человеку на повседневном, обыденном уровне.

А сколько я знаю ремесленников, мастеров, которые делают прекрасные, но никому не нужные вещи: красивые и ненужные товары, которые никого не сделали счастливыми, потому что так и не нашли своего хозяина. Гордость ремесленника как «пустой выхлоп».

…. От установленной пропорции между клубникой и картошкой очередь сразу затихла. Своим прямым вопросом я сразу сократила их священные труды до вполне ощущаемого объема счастья:

- да, картошки надо меньше, но только лучших сортов, и ранних и поздних;

- место в теплице вначале надо выделить всего под 5 кустов сортовой клубники;

- вдогонку научиться делать швейцарскую меренгу и правильно стабилизировать сливки;

- не проморгать сбор земляники и черники, ловко увернуться от полчища комаров;

- густой йогурт из летнего молока со свежей черникой превратить в любимый завтрак, после которого захочется подвигов.

И ещё мы решили создать в деревне общий фонд лучшей сортовой картошки, изучить и сажать только самое вкусное! В картошке главное не количество, а качество, не так ли?

Деньги, ресурсы, сырье – на самом деле очень сложно превратить в устойчивое счастье. В мимолетное счастье – без проблем. Но это очень дорогое и хлопотное удовольствие.

Давайте лучше начнем с искусства жить! Оно сохранит наши труды и силы, отметет все лишнее, сделает нас устойчиво счастливыми.

….Мария Павловна была очень наблюдательным человеком. Она всегда сначала изучала меня, прежде, чем что-то сказать. Когда она что-то для меня делала – это было попадание в цель. Все её подарки, слова, требования – они были заточены строго под меня. Не было никакой общей морали, морализаторства. Была живая я и мое счастье – вот что она пристально изучала и соединяла это во мне.. И всегда говорила: какое это удовольствие жить среди счастливых людей! И это не было баловством с её стороны. Это было на первейшим условием наших с ней частых встреч! Это она преподала мне важнейший жизненный урок: счастье всегда рядом.


И, снова: основной вопрос:

• Сколько вам надо картошки, денег и непосильных трудов, чтобы быть мимолетно счастливой?

• В чем заключается ваше искусство жить?



Добавить комментарий