Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

Любите ли вы запреты?

Любите ли вы запреты?

Хочу обратить ваше внимание, что существует два понимания свободы: свобода без правил и свобода в рамках правил.

Первый тип свободы предполагает разрушать барьеры и расширять границы, устранять препятствия, второй – накладывает на свободное проявление воли человека запреты и ограничения как строгие правила.

Давайте подробнее рассмотрим 2 тип свободы, для которого важно:

  • соблюдать барьеры и границы
  • не передвигать и не разрушать их
  • достигать желаемого тем малым, что дано
  • принципиально не расширять ресурсы


Запрет - это сдерживающий фактор, ограничивающий, создающий препятствие. Запрет - указание на наличие определенной константы, которую следует соблюдать. И наши действия должны быть направлены не на раскачивание констант, а на обретение внутренней силы в сложившемся коридоре возможностей. То есть принципиально ограничить себя в средствах, довольствоваться малым, а не расширять арсенал возможного. Умышленно сжимать, а не расширять процессы.

Да, мы свободны, но в рамках правил (констант). Такая установка заставляет хорошо почувствовать запрет, почему и что он сдерживает? И потом происходит важная трансформация: то, что является сдерживающим фактором, становится новым центром, системообразующим фактором. Это – новое ядро, которое уже не отбирает энергию, а создает её. Формирует новое направление и разрешение.

Наша задача – превратить запрет в системосоздающее ядро. Таков путь развития разума.

Надо уметь работать с ограничениями и обременениями. Разум заключается в том, чтобы не разрушать и не нарушать. Разум умеет достигать своих целей и выгоды через ограничения.

Принимать запреты – значит, сознательно устанавливать внутри себя личную систему безопасности. Запреты учат внимательности, аккуратности, вдумчивости.

Невежественному человеку запреты только мешают, вызывают стеснение, гнев и желание порушить все границы и барьеры. Для него это является нарушением свободы воли. Творческий человек умышленно сметает многое на своем пути, чтобы создать что-то новое.

Для человека разумного свобода воли выражается в выборе «коридора и канала своего развития»

Суть запрета: использовать только то, что дано и ничего свыше. Нельзя проявлять хитрость и изворотливость. Играть только теми картами, которые вам выпали. Именно это развивает разум, а не обход правил, не краплёная колода карт и не козыри, спрятанные в рукаве.

Разум развивается, когда мы свои слабости превращаем в силу, запреты – в новые возможности.

Несомненно, в рамках ограничений мы подчас тратим времени больше, чем без правил. Но та внимательность, осторожность, продуманность, которые проявляются в работе с ограниченным ресурсом, возвращаются к нам большим сэкономленным временем в будущем, потому как мы приобретаем опыт и развиваем свой разум, создаем алгоритмы нашего успеха и продвижения.

Например, в лучших школах введена школьная форма, а не свободный стиль одежды.

Школьная форма - запрет на самовыражение через многообразие одежды. Внимание смещается на аккуратность, посадку, умение носить форму, своим поведением соответствовать данному школьному стилю, прививает дисциплинированность. Задача: не возбуждать в других детях зависть к более дорогим вещам, отличаться умом, манерами, воспитанностью, сдержанностью. Выражать внешним видом принадлежность к определенной школе, сословию, системе ценностей, то есть к чему-то более важному и направляющему. Школьная форма - это существенное ограничение во внешнем проявлении, комфорте и удобстве, но она заточена под развитие разума ребенка, а не его природных инстинктов.

Если предположить, что школьная форма тормозит развитие творчества и индивидуальности – то надо понимать, что творчество и индивидуальность – не хрупкие образования, которые можно уничтожить школьной формой. И это – не хрустальный бокал, который легко разбить.

Это совершенное другое направление развитие личности - без правил и констант, основывающееся на требовании безграничности предоставленного ресурса, хитрости, изворотливости и изменчивости, беспрепятственного прохождения всех запретов и ограничений, наличии внутренней пробивной силы, разрушении старого и создание нового.


Поэтому я и задаю свой вопрос: любите ли вы запреты?

Или, наоборот, запрет вас:

  • только провоцирует,
  • вам становится скучно, когда все разрешено
  • возникает желание сделать наоборот, если запрещено
  • создает в вас внутренний бунт и сильное сопротивление
  • и даже агрессию на введение ограничений
  • возникает желание снести все препятствия на своем пути
  • или запрет вас убивает, «схлопывает», угнетает, вгоняет в депрессию, рушит планы?

Характерная особенность: человек, признающий правила, в стрессовой ситуации может превратится в вероломного, сметающим все на своем пути, а «человек без правил» – в полного скупердяя и угнетенного, которому «дали по шапке и разрушили его манию величия.»

Вывод: ваше отношения к правилам должны быть проанализированы в спокойной обстановке, в каждодневной рутине. Например, следите ли вы за чистотой на кухне, когда готовите? Или вы «сначала творите, а потом все за собой убираете»? Именно это и будет считаться базовым подходом.

«Я изначально аккуратная?» или «потом аккуратная?»
Ваш ребенок в школьной форме изначально выглядит «помятым и слегка пожеванным», и оживает лишь дома, в своей привычной одежде или ваше чадо облагораживается и принимает достойный вид, облачаясь в школьную форму, «умнеет прямо на глазах»?

Второе: ваше поведение в стрессовых ситуациях также надо анализировать: вы переходите в свою противоположность, потому что теряете контроль или ваши качества устойчивы и прокачены вплоть до сохранения их в стрессе? То есть поведение в рутине и в стрессе одинаковое? – это также является показателем вашего отношения к запретам.



…Я всегда считала себя творческим человеком. Сначала творила, потом убирала. Умной я была в домашнем платьице, а не в школьной форме. И все было бы хорошо, если бы однажды я вдруг не устала. Устала убирать за собой. Устала от вечной внутренней паники, что мне не хватит ресурса, что я постоянно что-то нарушаю, меня все ограничивают и мешают, создают препятствия. Устала «жить по-черному», а потом все «перебелять».
И, самое главное, мне стало жалко моего времени: я все делаю быстро, а потом долго расхлебываю и разгребаю последствия моего «прорыва».
Я обнаружила в себе то, чему я была сильно удивлена: оказывается, я люблю запреты и ограничения. Люблю все то, что раньше сметала на своем пути. Потому, что я не умела обращаться с запретами и не понимала их природы.
Кстати, в стрессовых ситуациях всегда вела себя по правилам.
Запрет
– это не тупик. Это условие роста и развития. Оказывается, внутренняя трансформация происходит быстрее, если ты ограничен в ресурсах. Это дает больше возможностей. Повторюсь ещё раз: запреты развивают внимательность, аккуратность, тщательность, продуманность, осторожность. Без этих качеств никогда не построить развернутую систему внутренней безопасности и навыков сохранения своего времени. Не случайно, темой следующего семинара в новом учебном году я выбрала именно эту: «Система личной безопасности».
Запреты дают нам сжатую информацию как о мгновенной, так и об отложенной боли, беде, проблеме, будущих осложнениях. Система личной безопасности построена именно на запретах. Запретах, которые способны трансформировать нас в творческих людей, которые изначально могут жить «по-белому» , а не «по-черному».
Да, сейчас я люблю запреты. Не потому, что я выросла и устала убирать за собой или остро ценю время, я люблю запреты потому, что отгадала секрет их трансформирующей силы.

Если раньше запреты (а воспитывали меня строго), вызывали во мне лишь отторжение и сопротивление, внутреннее уныние, то сейчас я испытываю к ним искреннее любопытство, переходящее в глубокое изучение: почему это запрещено? Почему это мой оберег? Какой смысл несет в себе данный запрет?

Вывод прост: Или у меня есть 5 мин, чтобы сразу убрать за собой в процессе творчества или мне нужна горничная, чтобы разгребать накопившиеся завалы. Выбор за мной. Я больше не хочу горничных!

Я понимаю, что культура начинается с запретов. То есть с мудрости, накопленной предыдущими поколениями, традициями.

Мне в детстве не разрешали играть в карты. Да мне и не хотелось! Переживать из-за того, что тебе досталась не та карта? Вот ещё! Карт в руке должно быть много, - была я свято убеждена.

Сейчас я придерживаюсь другого мнения. Играть надо с тем малым, что досталось. И свою силу наращивать именно в этом, без жульничества, подтасовок и крапленых карт.

…Помню, в детстве во дворе стояла старая безобразная лавочка, пользующая успехом у местных бабушек. Однажды ЖЭК занялся благоустройством территории и починил её, покрасил в свежий зеленый цвет. На лавочке висела предупредительная записка: Осторожно, окрашено!

Я весело наблюдала из окна, как бабушки по очереди пытались сесть на ту скамейку. Но краска ещё не до конца высохла. Выход был найден: если постелить газету, то не испачкаешься! Присели вчетвером, поболтали, поохали, как обычно, собирались уйти, но вот незадача: газета прилипла к краске и не отдиралась! А ещё краска отпечаталась полосками на их спинах, о чем они не подумали, вероятно, решив «держать спину» до победного. К сожалению, их застиг дворник, и велел на следующий день перекрашивать скамейку за свой счет. На следующий день проверил результат, остался доволен, быстро переоделся в каптерке и предложил бабушкам отправиться с ним на прогулку, пока лавочка сохнет. Он галантно подставил обе руки, чтобы женщины могли на него опираться и медленным солидным шагом увел их в сторону парка. Я слышала их довольный смех и шутки, их голоса стали молодыми и звонкими. Не правда ли: прогулка лучше испачканной спины и нареканий дворника?

Запрет – это константа, которая отвечает за безопасность. Жить поверх запретов очень хлопотно и затратно. И каждый запрет содержит свою трансформацию, чтобы открыть новые горизонты и разрешения.

Итак,

  • Любите ли вы запреты и ограничения?
  • Изучаете ли вы запреты, их смысл?
  • Способны ли вы рассмотреть в запретах вашу личную систему безопасности или для вас это очередной досадный тупик?
  • Умеете ли трансформировать их в новые решения?

Дополнительно семинар по теме:

«Как расширить свои возможности? Простая и ясная жизнь»
Комментарии  
Маша, привет! Такая чудесная статья про запреты! Спасибо тебе за неё. И особенно радостно, что эта тема будет продолжена в новом учебном году.
Мне очень захотелось написать про запреты.
Меня воспитывали… точнее, меня не воспитывали. Я сама как-то воспитывалась. И запретов в моей семье не было. Папа пытался что-то детям передать. По-мужски, из соображений безопасности. Но мама на него шикала. И мы воспоминали его слова как бред сумасшедшего.
Все запреты в семье осуждались. Можно все. Что-то больше. Что-то чуть чуть. Как нельзя???? Что значит нельзя? - говорила моя мама. Ну вот ещё! А я хочу!
Я не виню ее. Она поздний ребёнок. Она избалована.
Ну и мне досталось.
Я к запретам относилась всегда также. Что значит нельзя, если я хочу!!!! Можно все! Я же этого хочу!!
В этом тоже есть своя сила. Но……
К 40 годам случилось самое интересное. Мне стали нравиться запреты. Они стабилизируют. Они выравнивают жизнь. Они экономят ресурс.
Много запретов я слышу от мужа. Когда он что-то запрещает детям, я внутри сначала сжимаюсь. А потом дослушиваю его. И понимаю, насколько же он прав. Он все-все делает из соображений безопасности сейчас и развития в будущем. И все запреты очень правильные.
И так случалось не раз. Не два. А постоянно. Я постоянно слышу его запреты, сначала пугаюсь немного, боясь, что он перегнёт. А потом мысленно восхищаюсь. И думаю: ну надо же… почему же мне в детстве так никто не говорил.
И я как-то ещё больше стала любить запреты.
И в свою жизнь их пускать стала. И мне нравится.
Я замечаю, что они освобождают время. Замечаю в них силу.

Спасибо тебе за очередное структурирование мыслей, которые во мне где-то зарождаются. И очень хочется их достать и прислушаться получше.
Добавить комментарий