Практическая философия, Женское воспитание, Мудрая жизнь

10 уровней гостеприимства

10 уровней гостеприимства

Мне часто задают вопросы о правилах и формах гостеприимства. Как поступать с непрошеными гостями, их затяжным присутствием или скупостью и строгостью хозяина дома? Как сделать так, чтобы гости не утомляли, не разоряли, не напрягали? Сейчас многие от гостеприимства готовы всерьез отказаться. Основная причина – хлопотно, невыгодно, утомительно, дорого, нет времени. Общение плавно перемешается в кафе и рестораны, где каждый платит сам за себя. Исчезает понятие общего стола, многообразия угощений, потчевания, тонкой задушевной беседы. Давайте на «прощание» вспомним, какое бывает гостеприимство и каковы его правила. Я выделила 10 уровней. Безусловно, их существует значительно больше, я не затрагиваю дипломатические приемы и бизнес-церемонии. Жанр гостеприимства достаточно широк. Давайте начнем от самого высшего уровня и закончим утилитарно – бытовым. Пожалуйста, протестируйте себя, свойственен ли вам тот или иной уровень гостеприимства, на что вы легко отзываетесь, а что дается с трудом или вовсе не приемлемо?

  1. Высший уровень гостеприимства – это щедрость. Щедрость – ты приглашаешь гостей и ничего от них не ожидаешь в ответ. В том числе от их поведения и отношения к тебе. Правило таково: щедрым может быть только сильный. У него есть и материальный ресурс, и внутренняя сила вытерпеть любого человека (даже с запасом), предложить ему лучшее или разделить вместе последнее. Такая щедрость приносит удачу, это серьезный показатель уровня личной силы и влиятельности. Не все дорастают до уровня щедрости. Поэтому начинать можно всегда с малого: подкормить брошенного щенка, пристроить его, пригласить на чаепитие с вареньем и баранками не очень приятную соседку по даче. Учитесь быть щедрыми хотя бы 5 минут в день. И запоминайте своё внутреннее состояние.
    Щедрость простирается от 5 минут до понятия расширенной семьи, когда она непротиворечиво может присоединять к себе чужих людей (няню, прислугу, компаньонов, дальних родственников, близких друзей, учителей, заслуженных людей, нуждающихся в помощи и защите, путешественников). Щедрость не зависит от наличия ресурса. Это просто показатель вашей силы, а вовсе не богатства. Всегда задавайте себе вопрос: сколько времени вы готовы быть щедрыми? Здесь как с Золушкой и предостережением Феи... Превышение лимита времени превратит ваше расположение в раздражение. Щедрость – это всегда строгий тайм-менеджмент. Это всегда должны помнить и гости, и хозяева. Щедрость отражает ваши лимиты. И это – нормально!
  2. Второй уровень гостеприимства – высокий энергообмен между 2 сторонами (приглашающей и приглашенной). Да, я предоставлю тебе лучшее, разделю с тобой последнее, но в ответ ты должен пригласить меня к себе и сделать то же самое. Так мы обмениваемся энергией гостеприимства, подчеркивая тем самым, что это – взаимное чувство. Если ответного приглашения не последует или 2 сторона будет менее щедра, то гармония таких отношений будет нарушена. Интенсивный энергообмен включает в себя встроенный калькулятор. Он всегда находится в рабочем положении: ты – мне, я – тебе. В таких отношениях важно в ответ сделать чуть больше, но не меньше. Иначе отношения развалятся. Другая крайность – они станут очень обременительными и соревновательными. Их придется время от времени принудительно «упрощать». В отличие от щедрости, приглашающая сторона крайне чувствительна к взаимности. Личной силы и влияния не хватит переварить обиду, если тебя в ответ встретили более скупо или с явным опозданием.
    На данном уровне гостеприимства также важно, чтобы все гости и хозяева «правильно себя вели». Так, маленькая девочка рассаживает за столом свои куклы Барби и объясняет правила этикета. Только Щедрость способна выдержать пьяного Кена.
  3. Третий уровень гостеприимства: выгодная встреча. Я приглашаю домой важного и влиятельного человека и неявно заставляю его обслуживать свои проблемы. Этот человек должен помочь их решить. Или можно заручиться его помощью на будущее. Здесь уже явная выгода хозяев дома. Гость за «хавчик» и «особое обхождение», «почести» обязан оказать некую услугу. Есть категория гостей, которые охотно отзываются на подобное «кормление», к взаимному удовольствию каждой из сторон.
  4. Четвертый уровень гостеприимства: договорной. Я варю суп, а ты приносишь салат. Третий гость отвечает за тортик, четвертый – за выпивку. Ещё его называют «в складчину» или «дешево и сердито».
  5. Пятый уровень гостеприимства - сохранение точки неубыточности: в доме есть ресурс, например, воскресный обед, который можно разделить с друзьями, чтобы нескучно было. Но хозяева стараются прежде всего для себя, гости здесь вторичны, они – просто для настроения и украшения вечера. Есть люди, которые действительно умеют украшать семейные вечера!
  6. Шестой уровень гостеприимства – манипуляторский: пригласить в гости, чтобы сделать человека должным. Приблизить его к себе, расположить и ждать «отдарка». Так втираются в доверие, проникают в те круги, в которые вас пока никто не приглашал. Таким образом образуется «малый социальный лифт».
  7. Седьмой уровень гостеприимства: людоедский. В гости приглашают, чтобы «полакомиться» гостями. Здесь гость – заведомая жертва. Его пригласили, чтобы перед ним похвастаться и пустить в глаза пыль. Он должен отдать хозяевам свою энергию и почувствовать себя, хотя бы временно, проигравшим или обделенным на вашем фоне. Расклад подобной игры таков: хозяин входит в роль высокорангового существа, гость – изображает низкорангового.
  8. Восьмой уровень гостеприимства - нищебродский. Особенно распространен в столицах и курортных городах: в гости люди сами напрашиваются, приезжают и остаются ночевать, потому что им негде жить. Вернее, они не хотят тратиться на гостиницу и на рестораны. Это легко сходит с рук в детстве и студенчестве. Люди, кому за 30 лет, не должны этим пользоваться более 1 дня (сопоставимо с тратами на недорогую гостиницу за сутки), и то - быть благодарными.

  9. Хозяева их терпят, особенно не церемонятся, как с низкоранговыми, а через несколько дней вообще могут проявить недовольство и отказать от дома. У хозяев просто «лопается терпение»! Тушите свет, гостеприимство закончилось. Над каждым нищебродским гостем незримо висит «дамоклов меч». И он об этом прекрасно осведомлен. Каждый нищеброд – непревзойденный мастер риска. Помните: гостеприимство очень чувствительно ко времени, старайтесь придерживаться временных рамок и не напрягать собой!

  10. Девятый уровень гостеприимства: к вам обратились открыто за помощью, например, человек приезжает на пару дней в Москву на серьезную консультацию по состоянию здоровья. Тогда со стороны хозяев следует проявить посильную помощь (а не бросить всё), можно настаивать на своих правилах и ограничениях. То есть находить здоровый компромисс между своей жизнью и помощью нуждающемуся, но такой, даже посильной, помощью злоупотреблять нельзя. Лучше воспользоваться только один раз.
  11. Десятый уровень гостеприимства: наглый. Или хозяева приглашают, но стол почти пуст, они сами в домашнем, дом к приходу гостей не убран: им просто захотелось встретиться, без всяких условий (в стиле «пижамная вечеринка»). Или гость сам может вломиться, без предварительного оповещения. Здесь и гости, и хозяин имеют право проявлять наглость и изворотливость. «Нежданчик» - всегда в русле гостеприимства. К нему надо быть внутренне готовым.

Таковы 10 уровней гостеприимства. Они все нужны и важны. В зависимости от ситуации надо уметь виртуозно разыгрывать тот или иной жанр.


Сейчас, к сожалению, гостеприимство не в моде. Люди разучились различать хороших хозяев и гостей, ценить именно домашние встречи.
В искусстве гостеприимства важно уметь быть и гостем, и хозяином. Каждый из нас в душе предпочитает быть тем или иным персонажем: кому-то лучше удается роль хозяина, кому-то – гостя. Сейчас хорошего гостя днем с огнем не сыскать! Я очень люблю хороших гостей! И щедрых хозяев!
И, тем не менее, не спешите хоронить домашние встречи. Гостеприимство – свойство аристократизма, это вечная тема.
Для меня встреча в кафе или ресторане - всегда плебейское, вынужденное мероприятие. Я предпочту быть или гостем, или хозяином. Во всем многообразии гостеприимства. Даже наглого гостя я приму дома радушнее, чем сотрапезника по ресторану. Или сама дерзко напрошусь в гости. Я сумею определить тот или иной уровень гостеприимства, подходящий для данной ситуации, и разыграю данную «пьесу» по нотам.
И мне важен весь диапазон гостеприимства – от щедрости до наглости. Ни от чего я не собираюсь отказываться. Чего и вам искренне желаю! Попробуйте себя на каждом из 10 уровней, войдите во вкус, это увлекательное приключение!
Оставим рестораны для встреч с чужими людьми. А для своих - найдем время и средства для домашней трапезы. Предложим лучшее и разделим последнее. Таково правило аристократизма.


Комментарии  
Прочитала статью "10 уровней гостеприимства". Замечательный тест! Мне всегда было обидно, что гостеприимство сегодня не в моде. Очень хочется его противопоставить кафе и ресторанам, как и домашний десерт всем магазинным кондитерским изделиям! Посмотрела на себя со стороны, главное, что отметила для себя: щедрость, которую я уважаю и ценю, требует ограничения по времени (!) - мне нужно это всегда учитывать. Спасибо тебе большое за этот текст!
Добавить комментарий