Я всегда с очень большой настороженностью отношусь к решению женщины первой подать на развод. Тщательно изучаю причины, мотивы такого ответственного шага, и как правило, не нахожу никаких серьезных доводов, кроме желания доминировать над мужчиной. Есть пять причин, по которым развод предпочтительнее, чем сохранять отношения, когда мужчина находится под влиянием сил, превосходящих возможности женщины (мы это подробно изучаем на консультациях). Но в большинстве случаев разводы со стороны женщины легковесны, глупы, случайны и не дальновидны. Это беспроигрышный способ проявить свою власть: встать и уйти! Как будто ничего другого мы в принципе не умеем делать.
На последнем мастер-классе «Принципы семейной жизни» присутствовало всего три человека.
Я знала заранее, что эта тема оттолкнет многих моих слушателей или вызовет показное равнодушие. Такое впечатление, что можно приятно беседовать о чем угодно, только не касаясь «священных коров» нашего семейного существования. И, тем не менее, желанию быть приятной и занятной, я предпочту серьезный разговор о женовластии (современному скрытому матриархату).
С другой стороны, за последнюю неделю я получила более 15 писем с просьбой помочь разобраться в предразводной семейной ситуации. Когда муж выбрал уже другую «даму сердца» и намерен покинуть свою семью с наилучшими пожеланиями в адрес своей супруги. Он «желает мне счастья и полон надеж на новую жизнь» - пишет мне одна знакомая, - Как будто подсознательно просит у меня благословения на новый брак!»
Иногда мне бывает очень сложно подобрать названия для новых выступлений. Я чувствую, как внутри меня накапливаются определенные наблюдения, подыскиваются удачные образы, примеры, и рождается новая тема, которая просится на разговор, на осмысление. Иногда хочется в совместном расследовании «разложить пасьянс», просчитать ходы, увидеть через определенные знаки разные пути - дороги.
Случается, что для названия темы мне просто не хватает слов. Из культурного наследия, а не научных терминов. Вот и сейчас, я ищу слова, чтобы описать конкретное наблюдение: встречаясь с семейной парой, все мы сразу бессознательно схватываем взглядом, нюхом, шестым чувством – не только их союз, но и иерархию, которая установлена в данной паре. Мы достаточно быстро определяем, кто из них двоих главный, кто ведущий – а кто ведомый, кто кого слушается, кто кого подчиняет. Иногда мы видим и чувствуем лишь влюбленность – сильное притяжение между мужчиной и женщиной с не выявленной иерархией. Мы наблюдаем их тягу друг к другу. Но так бывает только в начале отношений. В устоявшейся паре я всегда замечаю иерархию. В семье вопрос власти выражен отчетливо, он не преодолевается, власть как управление и подчинение присутствует в семейных отношений. Если бы это была не семья, а общество с ограниченной ответственностью, то можно было бы говорить о том, каково долевое участие каждого из партнеров. Но в семье даже в самых «голубиных парах», где супруги, казалось бы, мило воркуют друг с другом, всегда чувствуется субординация, независимая «от доли участия». Кто-то ведь задает этот «голубиный стиль», и, как вы думаете, кто?
Сколько раз я задавала себе вопрос: почему одним женщинам их мужья легко и с удовольствием оплачивают все их прихоти и желания по декорированию дома, а другие честно скрывают стоимость наших услуг от мужей и расплачиваются из собственного кармана – немного воровато и скрытно? В моей работе декоратора, наверное, это был основной вопрос: каковы отношения в данной семейной паре? Относится ли муж благожелательно к желанию своей женщины создавать дома уют, или же упорно доказывает, что и «так все неплохо» - и не надо ничего менять, а, в крайнем случае, можно обойтись чем-нибудь дешевеньким и незамысловатым. «Всё равно я в этом ничего не понимаю - и, следовательно, нечего за это и платить….»
Когда много лет назад я создавала своё дело, многие отговаривали меня от декораторской деятельности. Аргументы уважаемых бизнес-консультантов были следующие: моими клиентами будут в основном женщины, а деньги в семье зарабатывает и аккумулирует муж. Мужчин раздражают все виды трат на «уют и дизайн, особенно, если в семье нет лишних денег. Кроме того, домашнее потребление рассчитано, прежде всего, на замкнутый круг семьи, а не на внешнее проявление престижности, как, например, автомобиль или одежда для «выхода в люди» и к ежедневному демонстративному поведению не относится. Следовательно, я должна понимать, что моя целевая аудитория - очень ограниченное количество «продвинутых» клиентов, которым будут интересны данные услуги. «И то, если к тебе обратится настоящая женщина, а не очередная простолюдинка…» - было добавлено в конце в качестве обобщающего тезиса. Я тогда не понимала всей загадочности последней фразы, и сочла это мерами предосторожности со стороны моего советника…
Впервые этот семинар прошел осенью прошлого года. Мне захотелось собрать воедино концепцию семейных отношений, описать те законы, которые лежат в основе счастливых, удовлетворяющих потребности и мужчины и женщины, взаимодействиях. Как часто наши отношения с мужем напоминают «полурозвальни» - плохую повозку, которая кое-как тащит двух постоянно сомневающихся друг в друге партнеров. В таком путешествии всё оказывается не тем, как задумывалось: и партнер, по-прежнему «НЕ ТОТ», и едем непонятно куда, и само транспортное средство (наш брак) так не похож на шикарный «Мерседес», на котором с ветерком катаются другие, более удачливые пары.