Иногда под Новый год мне приходится работать Дедом Морозом. Впрочем, частично. Скорее, новогодним почтальоном: принимать женские пожелания на Новый год в отношении их собственной судьбы. На индивидуальной консультации женщины часто просят меня разобраться с тем, как они хотели бы обустроить свою жизнь в ближайшем будущем. И я поневоле оказываюсь в роли уже не почтальона, а новогоднего цензора, который внимательно и по-детально разбирается с поступившей «заявкой»: стоит ли «выпускать» такое желание в жизнь? Какова ценность задуманного желания? И в чем заключается «цена вопроса»?
В собственных желаниях есть реальная жизненная сила, проигнорировать которую – большая оплошность. Небрежно относиться к собственным желаниям – потеря энергии, которая уже заключена, заключилась в них. Это всё равно, что не обращать внимание на собственную силу.
Но я никогда не рассматриваю сами желания «прямо в лоб». Мне важен контекст, в котором возникает такое желание, в какой среде «выстреливает первоначальный толчок». И мне важен сам человек, каким он проявляется, когда говорит о своем желании?
Давайте, для примера, возьмем яркое и поверхностное женское желание «Хочу всего и сразу!». Такое заявление одновременно и взбадривает и обжигает. В нем есть смелость, решительность и возможность грандиозного провала. И ещё: оно пахнет глупостью! Можно ли на него обрушиться заранее заготовленными формулами, что всего надо хотеть понемногу и постепенно? Что в основе исполнения желания лежит тяжкий труд, упражнение собственных способностей, «доращивание» себя до желаемого результата?
Когда вопрос о желаниях ставится столь категоричным образом: «Хочу всё и сразу и никак иначе!», я всегда настораживаюсь, потому как это может быть решающий, судьбоносный момент, к которому следует отнестись очень бережно или тайный крик о помощи.
Ситуацию «просто жадности и залипания до всего» я не рассматриваю. Жадность, к сожалению, не лечится. Жадность – это судьба. Мещанская требовательность к жизни. Но именно такие «заказчики» не случайно обходят меня стороной. Потому как сталкиваются с моей строгостью и не находят у меня утешения. Мещанскую жизнь можно организовать очень просто и быстро, но она мне не интересна. Я никогда не консультирую, как можно прожить всю жизнь сыто и безбедно. Для этого существует огромное множество других советников.
…
В детстве я всегда играла сразу в две куклы. Одну звали Матильда, другую – Изольда. Мне нравилось окончание их имен, и была уверена, что они сделаны изо льда. Они считались моими зимними куклами (летом были другие) Общим между ними было то, что обе всегда хотели от жизни всего и сразу, но так по-разному!.. Кукла Матильда изначально чувствовала себя самим совершенством, Изольда – стремилась стать совершенной.
Когда женщина хочет всего и сразу – её душа хочет совершенства. И она (женщина, душа) готова к нему. Я это поняла с огромным опозданием. Разрешите мне передать вам свой опыт восприятия этой самой запутанной женской проблемы.
Два инструмента – два образа
Так сложилось, что у меня в голове есть два излюбленных персонажа: Матильда и Изольда. Это два мои образа – два инструмента.
Матильда живет в естественной, питающей среде: она живет в своем доме, на своей земле, только на Родине. У неё правильное окружение, свой круг общения, семья, род, фамильные ценности и реликвии. Её совершенство строится на принципиальном объединение с тем, что ей близко (высокое) и строгой дистанцированности со всем плебейским (низким). Матильде присуще строгая избирательность, формирование и сохранение ценностей. Для неё главное – принадлежать своей среде и не выпадать из неё. Вкладывать все усилия в формировании культурной среды там, где ты живешь, а не бегать по всему миру в поисках лучшей доли. Человек, выращенный в культурной среде сам умеет создавать эту среду, а не ищет место, где бы себя пристроить. У Матильды естественная простая выразительная жизнь, любовь к тому, что находится рядом с тобой. Матильда хочет всего и сразу в силу того, что все рядом и доступно, стоит только протянуть руку. Она чувствует себя совершенной и сильной.
Изольда – изначально чувствует себя «не в своей тарелке». Вернее, изначально чужаком, как сказочный Гадкий Утенок, на скотном дворе. Её душа жаждет совершенства, но окружающая её среда отнюдь не питающая, а просто нейтральная или, вообще вредная и ядовитая. Изольда растет не через наружные проявления, а внутри себя. Растит свой внутренний мир. Замкнута, молчалива, много читает. Живет в себе, любит всё сложное, труднодоступное, заумное (самый плохой результат детства). Когда Изольда заявляет, что она хочет всё и сразу – это крик её души о помощи, потребность жить в совершенной среде и достойном окружении. Изольда принимает твердое решение быть совершенной. Только как?
Потребность в совершенстве – женское чувство. Оно передается от женщины к женщине, оно заразительно и притягательно. И именно женщины убивают это чувство друг в друге. Например, мама в своей дочке. Или подруги.
Для меня Матильда – аристократична. Изольда - интеллигентна. И между ними – целая пропасть, которую должна преодолеть….да, именно Изольда! Матильда уже заняла своё место, Изольда – пока в пути.
Женская дружба
Изольда, разбираясь со своим заветным желанием «Хочу всего и сразу!» должна правильно выбрать себе подругу. И пусть это будет Матильда. «Матильда» - это не внутренний образ, а настоящий, живой. Матильда – идеальная подруга для Изольды. Именно она может научить Изольду правильно и смело желать.
С моей точки зрения, качественная женская дружба – всегда иерархична. В ней есть принципиальное неравенство, вызов, снисхождение одной подруги и обожание и подражание - другой. Это не отношение «старшая-младшая» - а «совершенная» и «хочу быть такой, как она!»
Изольда в такой дружбе служит Матильде, благодарно принимает её внимание, ценит её естественную строгость, впитывает её женский способ организовывать свою жизнь. Преодолевает «эффект бревна» - собственную скованность и невыразительность, когда жить «внутри себя» намного комфортнее, чем « снаружи».
Изольда должна отложить в сторону свою «свирепость» в отношении собственного саморазвития, и учиться у Матильды изящности и непринужденности. Выдерживать её критику. И, поверьте мне на слово, в такой дружбе Матильда будет очень критична к Изольде и даже бесцеремонна. Она просто поведет за собой, заставит слушаться. И, если, вы оказались вдруг на месте Изольды, то должны заранее знать, что она не потерпит ваших возражений. И ваше лучшее чувство обиды и нежной чувствительности, тайное желание равноправия в утонченной женской дружбе, она отправит на помойку. Изольда должна научиться слушаться Матильду, терпеть её «выходки» и «бесцеремонность», которая будет круче, чем ваша мама в детстве, объясняющая вам, что вы «плохо кончите» и у вас «руки растут не из того места».. Такая решительная подруга заставит забыть вас о детских обидах на маму, потому как трезвый взгляд Матильды на взрослую Изольду ещё более безжалостен, чем «любящий» взгляд мамы на маленькую вас. Она научит вас растить себя через критику и быть сильной.
Матильда закалит женское сердце от ложной ранимости и глупой сентиментальности и заставит интеллигентного «моллюска» жить наружной жизнью. Изольда может с удивлением обнаружить, что только точка зрения подруги оказывается верной. Матильда не утруждает себя аргументами, она может пренебрежительно относиться к чувствам Изольды. Может не отвечать на вопросы и ничего не объяснять. Изольда часто замечает, как на неё направлены насмешки и легкое презрение за определенные оплошности, к которым Матильда просто безжалостна. У Изольды не раз будет повод думать, что она часто бессознательно старается угодить Матильде, бояться её рассердить своими глупостями. Да, придется всё это терпеть, и только потому, что всё происходит именно так, как говорит Матильда. А это – дорогого стоит! Матильда – обучает, как устроена жизнь, по каким законам, без сладкой пилюли, никакого подслащения и утешения она принципиально не дает. Она учит совершенству. Безжалостность – существенная часть совершенства.
И ещё: именно своей жизненностью и естественностью Матильда делает Изольду более живой и естественной. И это преимущество следует ценить, и никогда не свергать и не принижать достоинства Матильды.
Именно Матильда знает момент изобильности, когда возможно «всё и сразу». Она знает волшебные поля, где царит истинная благодать, а не банковский кредит или тяжелый труд (как залог исполнения желаний). Она знает цепочки, по которым происходит развитие навыков и умений. Она умеет быть принципиально разносторонней, без идиотского перфекционизма: копать только в одном направлении. Она может нарисовать всего одну картину, сшить три платья, приготовить кулинарный шедевр и дальше никогда не прикасаться к этому. Она умеет оставить после себя значимый след, правильную память, и не утруждать себя самоиндентификацией, превращением умения в отточенный навык или, упаси Боже, в профессию. Матильда как бы сканирует жизнь, не задерживаясь на «отягощающих деталях» и интересуясь только совершенством и свободой действия. Она создает условия, при которых «возможно всё», следует лишь тщательно разобраться со своими желаниями. У неё нет начатых или неоконченных дел. Они – эти дела принципиально начаты и окончены. Она – свободна от собственной заинтересованности. Она делает ровно столько, сколько нужно именно ей, в её собственной мере и пропорции.
…Моя кукла Матильда, несмотря на её решительность, иногда болела. И мне приходилось её лечить, восстанавливать её чудесную способность, когда «всё возможно». В такие моменты Матильда чувствовала себя очень поверхностной, невнимательной к людям, самовлюбленной дурой, готовой просить прощения за самоуверенность. Тогда я прижимала куклу к своему сердцу, и клялась своей мамой, что она – само совершенство….
Когда я встречаю живую «Матильду», я всегда очень бережно отношусь к ней, к её запросам и желаниям. К сожалению, Матильды часто болеют, а Изольды – свирепеют в своем самосовершенствовании. И в правильное чувство надо приводить и тех, и других…. Женские желания и чувство совершенства игнорировать нельзя…..
Именно Матильды требую бережного к себе отношения, они от этого не портятся, а укрепляются духом, а Изольды должны позволить себе нежную дружбу с Матильдой, пережить критичность своих родителей на взрослом примере совершенной подруги, стать сильными сердцем и разрешить себе жить и развиваться, прежде всего, в питающей среде. Но эту культурную питающую среду они должны научиться создавать сами, а не брать чужого.
Матильда появляется в жизни Изольды ненадолго, не навсегда. Она оставляет после себя правильную память, неизгладимый след женской дружбы. Именно Матильда является хранителем секрета, как хотеть всего и сразу.
Есть ли у вас подруга? Есть ли у вас Матильда? Есть ли у вас Изольда?
Женское совершенство передается тайными тропами: через реальное соприкосновение с той, которую вы считаете совершенной женщиной. Через прямое родство и элитную женскую дружбу.
Очень важно найти для себя реальную Матильду и предложить свою дружбу и восхищение. И. не менее важно, с уважением принять в свою жизнь ту женщину, которая восхищается вами и хочет сближения. (Изольду). Никогда не предавайте женское совершенство! Пусть через вашу жизнь бережно передается образ совершенной женщины.
Об аристократическом отношении к жизни слушайте также мастер-класс «Мир спрятанных чувств. Что такое растить, воспитывать и давать образование?»
В статье использованы работы Сары Мун