Многие из женщин моего поколения и старше в молодости хорошо шили, вязали, вышивали, делали сложные кондитерские изделия, конфеты. Пекли пирожки, хлеб, делали настойки, паштеты, заливное, домашний творог и сметану, сливочное масло, многочисленные заготовки из овощей и фруктов. Умели создавать сложную прическу и делать маникюр, стричь волосы, то есть были настоящими мастерицами.
Делали, потому как, во-первых, получили соответствующее воспитание, что дом и семья создается женскими руками, а не чужими. Быт создавали, а не покупали. Во-вторых, потому что был дефицит многих необходимых товаров, было мало денег. В мою молодость хорошо одевались в трех случаях: шили мамы и бабушки (на каждый праздник – новое платье, маскарадные костюмы), родители имели возможность привозить редкие вещи из-за границы (такое носили до дыр) и поездки в Москву за одеждой. Также распределительные салоны для партийной элиты (дополнительно). Как правило, это была удачная комбинация из двух или трех вариантов (бабушка, Москва, заграница).
Делали-делали, А ПОТОМ – ПЕРЕСТАЛИ. Потому, что «Всё появилось». Потому, что процесс эмансипации, упразднения женской работы, упрощения жизни и быта набирал полный ход. Купить стало более престижно, чем сделать самой. Жизнь упразднили до безобразия (отсутствия нужного образа). Оставили только зарабатывание денег, образование, профессию и массированное чрезмерное потребление. Деградировала домашняя жизнь, семья, воспитание детей, базовые навыки, еда, быт, чистота и гигиена. Деградировали путешествия, досуг, отдых, праздник (это теперь платные покупные услуги). Женщины стали носить агрессивный вычурный маникюр (без которого они «не одеты») как символ того, что с ручным трудом окончательно покончено. Мне всегда кажется, что такие женщины едят из одноразовой посуды, потому как даже помыть посуду за собой с такими ногтями становится затруднительно. Особенно интересны маникюры у женщин – банковских работниц, которые оформляют кредит. Нежные пальчики в гламурно-хищных ногтях легкого стучат по клавиатуре , заполняя документы, символ современной веры, что деньги – это всё! От остального можно себя освободить. Надо только стать специалистом по шопингу, знать, что и где покупать.
Нет нужды что-то делать своими руками?! Но разве ручная домашняя работа – это проявление нужды или достатка? Отнюдь! Это проявление любви и тонкой заботы. Я помню, всегда воспринимала как должное, эпизод в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» - любящая женщина сшила своему возлюбленному черную шапочку с литерой М, вышитой желтым шелком. Этот знак посвящения его в духовный чин Мастера, своеобразная монашеская суфья, оберег и признание. Такое может быть исполнено только женскими руками, заговорено и сотворено как новое имя и образ.
Немного истории:
Вот список умений, которые считались нормой для нашего советского детства (по крайней мере, в моем окружении):
Из уроков труда для девочек:
- Уметь шить спальную одежду (сорочки, пижамы, теплые ночные рубашки). Я пишу слово «пижама» и мне становится смешно! Сколько я видела этих мужских пижам, сшитых и подаренных женщинами своим мужчинам с любовью и интригой!
- Уметь шить постельное белье (пододеяльник, простыни, наволочки)
- Уметь шить скатерти и салфетки. Вышивка уголков и разрезов.
- Уметь шить спецодежду: фартук. Куртка, брюки, защита для головы.
- Уметь шить пляжную и дачную одежду: сарафаны, панамы, летние шляпки, простые хлопчато-бумажные юбки, блузки (вернее, даже не сшить, а соорудить на себе нечто такое!)
- Уметь шить белые торжественные блузки из шифона: красивая обработка горловины и манжет (на тонких тканях), нарядная кокетка, жабо (сложный навык)
- Уметь сделать нарядное платье: украсить строгое классическое платье чудесными кружевными воротничками, манжетами, поясом ручной работы.
- Уметь подогнать готовое платье под себя (переделка)
- Связать шапку, шарф, варежки для повседневной носки и прогулок
- Уметь сшить красивую душегрейку из старой шубы или пальто
- Приданое для новорожденного: пеленки. Распашонки, чепчики, конверты, детские одеяла, пижамы. Всё своими руками.
- Мелкий ремонт одежды: подогнуть брюки, юбку, тонко вшить молнию, правильно пришить пуговицу, ставить изящные заплатки, ремонтировать потертости (предупреждать разрыв ткани)
Хорошо сидящее платье, классические юбки, грации, корсеты, богатые шифоновые платья (женственные), пальто – была традиция шить у хорошего портного, строго по фигуре. Без отсебятины. (или, ой, мне это случайно понравилось!). В создании таких вещей всегда требовался второй человек, который до педантизма выверял точность кроя и линии силуэта. Бабушка это называла: «Делать из квашни даму», «Лепить силуэт», « Доставать фигуру». Пользовались услугами швеи, потому что сами отлично разбирались в шитье и «шедевр» создавали совместно (помню, на усмотрение швеи ничего не оставляли, уточняли все детали, рисовали, много раз бегали на примерки). Платья сначала шили из простой ткани, уточняли и подгоняли фасон, и только потом уже отшивали вчистую. Фасоны и платья обсуждали всем миром: Женсоветом (наше домашнее шуточное название): купленное или сшитое платье выносилось на всеобщее семейное обозрение. Им не хвастались, им озадачивались, его обсуждали, детально анализировали, иногда снимали выкройки, примеряли на себе. Рассматривали. Запоминали удачные решения. Прикидывали, чем дополнить, с чем носить. Одалживали друг у друга красивые броши.
Остальную одежду (расходники: шерстяную, трикотажную, среднего качества для повседневной носки) покупали в магазинах и не были особо к ней требовательны. Советское качество одежды было посредственным и даже иногда ужасным, но ! Это не портило общую картину гардероба, потому как было много качественных вещей от портного и собственной ажурной белоручной одежды.
Дома собирался настоящий женсовет. Задача женсовета - создание выверенного женского образа, обкатка поведения, продумывание предстоящего события. Женсовет предупреждал, предугадывал возможное мужское замечание. Мужчины допускались в самом конце, как верховный судья для окончательного приговора. Мнение мужа, отца, брата обязательно учитывалось, Женский образ создавали и на женское и на мужское восприятие, находили компромиссы. Одежда рассматривалась как дань уважения другому человеку и конкретной ситуации. Мы учились соответствовать определенной одежде (Правильно носить костюм или платье. А не сдирать его с себя при первом удобном случае или, наоборот, есть в нем суп) Помню, мало ценили новое платье. Предпочтение отдавали ношенному, пригнанному, привычному, проверенному, обустроенному под себя. Говорили часто: моё любимое голубое платье, то самое удачное синее пальто. У многих сейчас в гардеробе полно одежды, которая так и не прижилась на женщине. Это просто вещь, и место её в шкафу. Приноравливание вещи к себе требует длительного времени, этот этап надо выдержать, укротить. Объездить вещь под себя, и тогда она уже становится частью вас. Даже если вещь изначально сидит, как влитая, к ней привыкают, изучают её характер. О да, характер вещи женсовет обсуждал особенно пристрастно.
Женсовет состоял из моей бабушки, её сестры и моей мамы. Остальная молодежь - благодарная публика. Мама часто выступала на концертах, двоюродная бабушка была прима балерина Оперного театра. Ошибаться в образе концертного платья было нельзя. У моей родной бабушки был глаз-алмаз и золотые руки. Она в душе была технологом и изобретателем. Мама отличалась придирчивостью и взыскательностью (взыскательность – на входе, придирчивость – на выходе образа). Вот такое трио. Никакой отсебятины. Всё шлифовали и оттачивали детали. Добивались безупречного образа.
Когда наше взрослое поколение встречалось, между собой всегда обсуждали наряды, меню и рецепты, домашние изделия и садовые растения, принципы чистоты и аккуратности, новые покупки. Было мало сплетен и много дела. Женсовет был законодательным органом, своеобразной «фабрикой» и обучающим центром для молодежи. Когда я «рыпалась» покупать одежду сама, мне это снисходительно разрешали, но потом безжалостно выставляли на женсовет. И я должна была держать ответ, почему я купила «эту гадость». Если женсовет не одобрит, носить это было невозможно, просто как проявление дурновкусия. Дурную вещь не выбрасывали, её переделывали, выхаживали, доукрашали. И учили, постоянно учили, как шифон отличить от креп-жоржета, какой крой подходит твоей фигуре, как снимать выкройку с удачного платья, что такое качество шитья и на что следует обращать внимание.
Подлость денег заключается в том, что они стирают внешнюю границу между умным и глупым, достойным и обывателем. Хорошо одет уже не тот, кто умеет шить и моделировать, а кто купил подороже (или подешевле!) и выставил себя на всеобщее обозрение. Только почему у женщины, которой уже за 40 или за 50 остается чувство неодетости и необутости по жизни? Почему она никак не может купить то, что ищет, потому, что всё – не то! Женщина осталась недонасыщена, не удовлетворена своим внешнем видом, гардеробом, домом. Она осталась голодной, заброшенной, непонятой для самой себя. На одежду могут тратиться существенные деньги, а чувство, что у тебя все есть и ты одета – нет! Сколько сил и денег потрачено на себя! И всё мимо цели!
Многие молодые женщины посещают тренинги по выработки уверенности, искусству самовыражения. Во многом потому, как в детстве у них не было беспощадного ЖЕНСОВЕТА. Именно женсовет делал тебя уверенной, потому что всё продумывали в «три головы», предусматривали, никому в голову не приходило говорить, что у каждого человека свой вкус и характер. Никакой политкорректности и толерантности в отношении внешнего вида и качества. Никакого демократизма мнений. Или красиво – или нет. Вкусно или дрянь. Соблюдаешь свой стиль – или нет. Уверенность и насыщенность, удовлетворенность появляется в результате строгого, взыскательного, беспощадного отношения к себе. Сами вещи были глубоко вторичны. Женсовет был хранителем законов красоты и элегантности.
Когда мы, дети, что-то делали, нам уделяли много внимания, чтобы заранее у нас всё получилось хорошо с первого раза. Женсовет формировал осанку как естественную гордость собой. А не как элемент физкультуры: Держим спину прямо. Плечи гордо развернуты! Если нет внутренней гордости, от которой плечи сами разворачиваются, а спина выпрямляется, то упражнения с палкой или стоя у стены дадут мимолетный эффект.
С едой тоже самое. Худеющие дамы под благовидным предлогом просто перестали готовить, покупают дорогую «диетическую» пищу, не замечая, что они создают в себе неисчезающее чувство голода. И сделать шаг от дурацкой диеты до сбалансированного домашнего стола, усмиряющего чувство голода, они уже не в состоянии.
Разрешите мне дать советы «неумехам». То есть тем молодым женщинам, которые были воспитаны вне традиции женских белых работ и чье развитие имеет сильный перекос в сторону интеллектуальной деятельности. Все мои рассуждения направлены, скорее всего, их мамам, на которых угасло рукоделие «за ненадобностью». Которые «вышли из нужды» обнищавшими и завещали своим дочерям «чистую жизнь с гламурным маникюром». Которые предали ручной труд, упростили свою жизнь, прервали прекрасную традицию женского духовного воспитания. Наши мамы стали жесткими. Но ещё наши бабушки в своем большинстве были милосердны и рукодельны. Итак,
Советы неумехам. Первое:
Начинать надо с любви. С посвящения, с признания своего мужа, любимого мужчины, с того, что я называю, с «Шапочки с литерой» ( по мотивам «Мастера и Маргариты»):
- С мужского вязанного шарфа, домашнего «султанского» халата, мужской сакральной шапочки, ночной старинной пижамы. С косоворотки, галифе, кушака (для дачи)
- С вышитых монограммой носовых платков (заменяет мужчинам обручальное кольцо)
- С домашнего вкуснейшего печенья, которое вы посылаете с мужем на работу в день его рождения (угощение для сотрудников).
- На мужской сабантуй – баночки с домашними разносолами как классную закуску.
- С маскарадного костюма для утренника в детском саду для вашего малыша
- С домика-схрона для 2- 5-летнего ребенка из картона с рисунками и секретиками
- С простынки-уголка для новорожденного ребенка (В чем забирать из роддома?), с крестильной рубашечки
- С душегрейки (квилт из любимой детской одежды) своей старенькой маме или бабушке, подбитой мехом…
- С новогодних игрушек, шаров и гирлянд…
- Это первое, что приходит на ум.
Второе:
Начните с формирования вашего женсовета. Выберите 2-3 женщины, которым вы могли бы доверить свой вкус и стиль, оценку ваших практических навыков и умений. Постарайтесь заслужить их уважение, признание, сформировать осанку от распирающего вас чувства гордости за свои труды. Они должны быть строги, беспристрастны и бескомпромиссны в отношении вас. Как конкурсное жури. Примите их строгость как дар. Именно такой тип женщин формирует умные руки.
Третье:
Заведите подругу с золотыми или волшебными руками. Очаруйтесь ими, раззавидуйтесь белой завистью. Почувствуйте, что вы тоже сможете, если признаете в своей душе ценность белой чистой ручной работы. Начните ей помогать, попросите помочь вам создать что-то настоящее для выражения любви к вашей семье.
Возможно, я была излишне резка. Просто умные женские руки – для меня неоспоримая ценность и преимущество. Я готова защищать традиционное русское воспитание женщин бескомпромиссным образом. Наше образование и профессия, материальное благополучие не должны приводить нас отказу от благородного домашнего труда и особой тонкой женской заботы.
Разрешите мне напомнить, что в среду, 7 февраля 2018 года, в 18:00 состоится новый мастер-класс «Правила женской дружбы»
Жду от вас заявок на участие!
Ваша Мария Флеро
Спасибо за статьи. Они идут полностью в унисон с моим пониманием ручной работы. И я вспомнила, что я шила из последнего. Это были мягкие куклы для дочки, мягкие игрушки. И развивающий коврик, когда она была маленькая.
Для меня самая большая ценность - делать для семьи и дома своими руками. Жаль, что это действительно вымывается из жизни тем фактом, что некогда и проще купить.
От бабушки (по маминой линии) я унаседовала любящий взгляд, милосердие, способность к утешению, семейность, домность, сорадость истине, рукотворность. Бабушка была такой кудесницей, мастерицей, могла из старых тряпочек сшить необыкновенной красоты лоскутное одеяло, вышивала наволочки крестом, плела кружево. Необыкновенная аура рукотворного созидания живет во мне, я очень дорожу этим.