Есть ли у вас дома запасы? На все ли случаи жизни? Не поймите меня неправильно, я говорю не о запасах денег, я говорю о конкретных вещах, инструментах, материалах, полуфабрикатах.
Современные квартиры, к сожалению, спланированы таким образом, что жизненно необходимые запасы хранить особо негде. Исчезли кладовки, антресоли, встроенные потайные шкафы, массивные буфеты, гаражи… Балконы объявлены дополнительным пространством, а не запасным хранилищем. Единственное, за последнее время разрослись гардеробные, обувницы и кухонные тумбы для хранения утвари. Нашими виртуальными хранилищами являются уже: супермаркет, аптека, строительные магазины, бензоколонки, где деньги будут тотчас обменяны на необходимый товар или услугу. Складывается впечатление, что при отсутствии дефицита товаров нужны только деньги, а не специальные домашние хранилища.
Какие вы знаете виды домашних хранилищ?
Давайте вспомним и перечислим. Например,
Специальная аптечка для лекарств Библиотека – хранилище книг Холодильник – жалкое подобие погреба Шкафы, обувницы, тумбы, комоды, полки, витрины Хлебница Винный бар Архив Коробки со швейными принадлежностями Объемные папки для выкроек Анонимные органайзеры для любых мелочей И многое другое… Я давно уже разделяю всю домашнюю мебель на «витрины» и «умные хранилища». (см мой курс по Психодизайну)
Многие хранилища остаются безымянными: специи, галстуки, ремни, украшения, косметика, счета, ключи - по-прежнему часто хранятся кучами, свалками и завалами. Или их выставляют четко в ряд, как оловянных солдатиков на плацу. Но одно неосторожное движение – и от порядка ничего не остается! Хорошее хранилище предполагает порядок, который сложно нарушить случайным движением.
…Моя бабушка хорошо понимала толк в запасах. Считала запасливость мудрой предусмотрительностью и всегда умела находить и оборудовать место для хранения. В детстве я часто играла в запасы – в игру «Мышка-норушка» и «Медведица». Надо было обустроить свою норку на зиму и припасти все необходимые запасы. Бабушка потом проверяла мои запасы и откладывала шоколадку в сторону: объясняла разницу между мной и медведицей. Папа, в свою очередь, часто мне рассказывал, как зимуют в нашей средней полосе разные звери, грызуны и птицы, объяснял роль летних запасов. Часто показывал мне в лесу звериные схроны. Зимой я часто читала моего любимого Брема «Жизнь животных» и рассматривала рисунки с норами и берлогами животных.
Я часто думала, что запасливость моих бабушек и родителей больше связаны с опытом войны, неимоверных лишений, последующего дефицита и вынужденной бережливости из-за отсутствия нужных средств. Для меня запасливость больше ассоциировалась с опытом бедности и выживания Но! Наши летние переезды на дачу требовали создания «стратегичеких запасов» на 3 месяца, которые мы увлеченно собирали всю зиму. Летние заготовки урожая, покупки на зиму овощей в свал на сельскохозяйственных ярмарках и с теплоходов на пристани создавали чувство изобилия и благосостояния. Лесные многодневные походы и сплавления по реке также учили уделять запасам основное внимание. Наблюдение за поведением птиц и животных наводили меня на мысль, что запасы – существенная часть нашей жизни и от уровня благосостояния не зависят.
На какое-то время постстуденческой вольницы я отбросила «бабушкины предрассудки». Запасливость стала у меня ассоциироваться с бедностью и обремененностью, лишними хлопотами. Я начала жить по принципу – «захотела – купила». Мне стали не нужны запасы. Моими хранилищами стали магазины. Я покупала ровно столько, сколько мне нужно в данный момент. Мне понравился принцип: ничего лишнего! Я стала вести кочевой образ жизни, много путешествовала и переезжала. «Принцип дома» у меня был заменен на «принцип чемодана».
А потом «чемодан» был, наконец, распакован, но долго не мог снова превратиться в «дом». Моя идея дома была утеряна и деградирована. Мне не нравилась привязанность к определенному месту и дому, ветер путешествий гулял в моей голове и мешал мне сосредоточиться. Временность жилья, необязательность, легкость бытия и непривязанность имели своим следствием отказ от домашних растений и животных (что было раньше существенной частью моей жизни), нарушенное гостеприимство (его заменили кафе и рестораны), отсутствие качественной домашней одежды и многое другое.
Как же ругали меня в родительском доме, когда я стала «жить деньгами»! Называли моё поведение глупым и недостойным. А когда я окончательно перешла на «чайные пакетики» и перестала заваривать чай в чайнике - на меня просто махнули рукой, как на домашнюю дурочку.
Отказ от собственной глупости – достойная задача! Я редко делаю это самостоятельно. Меня «вернули в чувство» моя семейная жизнь и жесткие требования мужа о запасливости как разумной предусмотрительности. Оказалось, предусмотрительность мне не свойственна, заменена на « желание одного дня» и даже «сиюминутное желание», прихоть.
Да, многих из нас деньги делают глупыми. Мы пытаемся деньгами снимать ежедневные хлопоты, но теряем при этом что-то очень важное.
Мои потери
Я начала с того, что стала подсчитывать собственные потери от отсутствия предусмотрительности.
1. Потеря номер один: я поняла, что многие мои действия стали однодневными: я делаю только то, что можно начать и завершить в течении одного дня. Я не могу готовить сложный торт в течении 4 дней, ставить закваску на ржаной хлеб за сутки, заранее позаботиться и настоять квас, квасить капусту небольшими порциями. По сути, произошел отказ от сложных действий. Дальше одного дня по хозяйствованию я просто ничего не видела.
2. Вторая потеря: времени и вдохновения. Я заметила, что, когда что-то задумываю сделать, всё надо заготавливать и покупать с нуля. Таким образом, подготовительный период занимает много времени и требует существенных расходов. По этой причине многое у меня остается не сделанным из-за отсутствия нужных материалов и инструментов. Так, мои насущные потребности сотворить что-нибудь эдакое остаются лишь благими мечтами и пожеланиями. Нет ничего нужного под рукой! Это останавливает и реально мешает. По крайне мене, лично мне. Сейчас я очень люблю что-то задумывать, точно зная, что у меня «всё под рукой», только захоти! Поэтому вдохновение не пропадает, я могу тут же воплотить задуманное. Задумал – сделал: что может быть лучше!
3. Третья потеря: я все время встречалась с нехваткой того или иного. Казалось бы: моё благосостояние растет, а мне постоянно надо то одно, то другое, именно по мелочам и так тридцать раз за день. Появилось чувство какой-то принципиальной ненасыщаемости и постоянной потребности в деньгах. Я каждый день стала посещать тот или иной магазин. Шоппинг стал образом жизни. Меня это стало сильно напрягать, я возненавидела магазины. Мое внимание сместилось на магазины, я уже стала плохо соображать, что у меня реально есть дома и чем следует запастись. Я разучилась помнить свои запасы и приобретения, что где лежит и сколько хранится. Мне легче было купить всё по новой, на всякий случай, чем разобраться со старым. Это стало началом образования завалов в холодильнике и шкафах. Помним: завал – это не запасы, а полная деградация и обесценивание припасенного.
Небольшое отступление:
Завалы и запасы.
Запасы – это структурированные, легко обозримые, лежащие на своих строго выделенных местах предметы вашей необходимости (потребности). Они дают чувство базы, насыщения, основы, что у меня есть всё необходимое, на что я могу полагаться и рассчитывать. Они не должны быть затеряны, испорчены, просрочены. К ним не должно исчезать внимание. Они не подлежат забвению. Мои запасы – основа моего планирования, моих желаний и вдохновения. Как часто бывает, что мы не хотим, того, что у нас уже есть. А хотим именно иметь, а не владеть! Так вот! Запасами надо уметь именно владеть, то есть пользоваться. Иначе получается. как с детской игрушкой: её страстно хочешь, пока она в магазине, потом бодро играешь с ней 3-4 дня, а потом она оправляется в забвение. И надо будет радовать себя чем-то новеньким, чтобы удовлетворить свою ненасытность. Такие игрушки – не запасы, они создают только завалы в доме. Запасы – это основа жизнедеятельности, то, что дает силы и желание действовать, исходя из наличного. Это материальный ресурс. А завал формируется из «желания одного дня». День прожит, но после него осталась странная покупка. Раньше я много писала о хламе. Сейчас у многих основная проблема не хлам, а завалы и кучи.
4. Четвертая потеря: я стала хотеть только того, чего у меня ещё нет, не обращаясь к моим ресурсам. То есть стала жить не из ресурсного состояния, а стоять на цыпочках, тянуться к новому. Пыжиться к тому, чего у меня ещё нет. Мои реальные ресурсы канули в забвение, я потеряла интерес к уже приобретенному и наличному. Надо было «двигаться дальше».
Запасы – это вовсе не ненужный избыток, это реально ничего лишнего. Запасами можно называть только то, что реально удовлетворяет мои потребности, а не желания! Служит мне, расширяет моё действие.
Вот и посмотрите, чего у вас в доме больше: завалов или запасов?
Запас – не пережиток прошлого. Он создает ресурсное состояние. Чувство, что у меня есть всё необходимое. Уверенность, что я могу на это рассчитывать. (тут же вопрос: как можно рассчитывать на завал?). Запасы нужны в продуктах, медикаментах, инструментах, одежде, обуви, косметике, материалах, запасных частях, топливе и прочем. Практически, во всех областях, с которыми вы соприкасаетесь. Запасами надо заниматься не робко, по настроению или время от времени, а постоянно, осознанно, планомерно. Шоппинг должен быть переориентирован на создание запасов, а не на латание дыр. Запасы – одна из основных жизненных задач. Тем более следует быть бдительными и отличать завалы от запасов.
Глупость, беспечность и легкомыслие - это и есть отсутствие запасов. Но, для того, чтобы создать запас, надо открыто обратиться к своим истинным потребностям. Иначе вы снова создадите завалы и кучи.
Русский дом
Исторически русский дом отражает запасливость и предусмотрительность его хозяев. Амбары, кладовки, погреб, подпол, сарай, двор, сени, чердак, сеновал – сколько мест для хранения, переработки и сортировки урожая.
Я говорю именно о традиционном запасливом русском доме, а не о современном коттедже, который больше похож на квартиру, но просторнее по количеству «покоев» и «гостиных». Но мой глаз в таких коттеджах всегда ищет тайные закутки хранилищ и запасников.
Запасливость как предусмотрительность долго просыпалась во мне, шевелила мои детские воспоминания и образы. Наши переезды на летнюю дачу потребовали от меня четкой определенности в создании запасов, потому как до ближайшего магазина – 17 км. Я снова, как в детстве, играю на даче в «Мышку-Норушку» и в «Медведицу». Опираюсь на своё хозяйствование, а не на количество денег, которое мне не жалко потратить на свои прихоти. Быть в ресурсном состоянии – очень важно! Поэтому я так люблю свои запасы: я ими дорожу, помню о них и постоянно создаю. Мои запасы дают простор для творческий решений, новых дел и развитию способностей. Я постоянно напоминаю себе, что у меня уже есть и что я могу с этим сделать.
Мои запасы нужны мне и на всякий случай, и для очистки совести, и для порядка. Это развивает во мне способность увидеть последствия и предугадать события, заранее предвидеть все возможности.
У каждого человека – своя структура запасов. Вы не можете их слепо копировать, это вовсе не из серии «must have». Запасы отражают именно ваши конкретные потребности, а не среднестатистические.
Принцип «захотел-купил» - глупый и поверхностный. По запасам, которые делает человек, можно смело судить о качестве его ума. Можно всю жизнь провести в подвешенном состоянии, не имея и не создавая ту материальную базу, на которую можно положиться в удовлетворении своих базовых потребностей. Да, разумное домашнее хозяйствование очень нужно, от него не избавишься без существенных для себя потерь.
Поэтому:
Учитесь создавать свои ресурсные состояния, чтобы постоянно поддерживать себя этим. А не обнаруживать в последнюю минуту, что у вас чего-то не хватает. Не надо к соседу бегать за солью, пусть именно вы будете человеком, у которого всегда есть соль! Учитесь быть запасливыми!