С детства я мечтала быть учительницей младших классов. А потом – учительницей старших классов.
Когда я стала студенткой, моей мечтой было преподавание в МГУ, на философском факультете.
Преподавание манило меня, я знала, что попала в его сладкий плен, что это – судьба, и мне всю жизнь предстоит совершать «танцы с бубнами» вокруг преподавания.
Но, когда мне предложили вакансию на моей кафедре после окончания аспирантуры, я всерьез задумалась и деликатно отказалась, не захлопывая окончательно за собой дверь в преподавание. Мысленно оставила маленькую щелку, лазейку, просвет: в иных условиях и в другое время вернуться к преподаванию уже внутренне подготовленной и «во всем блеске» (моё детское словечко).
Вот он – мой личный ключ к преподаванию: преподавать – это быть в лучшей своей форме, быть самой напитанной, насыщенной, полной вдохновения, точных образов, игры и симпатии к аудитории. Преподавание для меня – невероятная точка щедрости, искрометности и игры.
Почему я отказалась от преподавания в МГУ? Я просто поняла, что не могу сделать преподавание своей профессией и основным родом деятельности. Я могу преподавать эпизодически, не часто, в свои лучшие времена, когда у меня всё хорошо.
У меня есть внутренний запрет: нельзя передавать внутренний раздрызг другим людям, не подгружать их своей слабостью, нельзя «фонить собой» перед аудиторией. Я не хочу «скрывать себя», пользоваться сухой научной речью, пряча свои внутренние состояния.
Я люблю предвкушать преподавание, заранее готовиться к нему, как к маленькому празднику, создавать из этого событие….
Я заметила, что многие преподаватели в МГУ на лекциях не достигали своего «пика щедрости». Они были точны, скрупулезны, скучны, многословны. Стоя за кафедрой в большой аудитории они вовсе не воспринимали её как сцену и сами выглядели как продавцы хлебного магазина, монотонно и порционно выделяя нам свою пайку знаний.
Студенты многие скучали, бессовестно пропускали лекции, выкручивались и ускользали от зоркого профессорского взгляда. Нет, не все преподаватели были такими. Была и другая, но очень малочисленная группа профессоров, которых мы обожали, окружали толпой, дергали за рукав, засыпая вопросами. Мы поджидали у выхода из университетских ворот, чтобы вместе проделать короткий путь до метро. Мы гордились их выправкой, когда, стоя за кафедрой, они читали нам свои лекции, завораживались искрометным искусством речи, аристократической жестикуляцией и внезапными многозначительными паузами. Мы все были покорены щедростью и яркостью их натуры. Они были полны жизни, любили студентов и мы ловили на лету и быстро впитывали в себя их искрометные посылы. От таких преподавателей мы получали философские знания «из рук в руки», брали знания без искажений и кривляний, оно проникало в нас, минуя сомнения и преграды.
Вот таким преподавателем я и мечтала быть, но мне в те далекие годы мне не хватило полноты жизни и опыта, чтобы предстать на кафедре МГУ во всем блеске. Иначе я не хотела.
Таким был мой отец, который умел удерживать внимание большой аудитории (300-400 человек) легко и красиво, он был талантливый педагог, любил актерствовать, покровительствовать и я с детства восхищалась им.
Мне уже не 7 лет, и мои знания о преподавании существенно обогатились. Ко мне часто на консультацию приходят с тайным вопросом - мечтой: «Могу ли я преподавать?» Не просто раздавать ценные знания на каждом углу, всякому встречному-поперечному, а найти свою аудиторию, которая готова эти знания принять и оценить по достоинству. И ответить себе на очень важный вопрос: «Зачем мне это нужно? В чем смысл преподавания?»
Такой вопрос часто возникает у людей, у которых накоплен большой жизненный опыт, была богатая практика, успех и отличные результаты в профессии, прокаченные навыки. Есть потребность передать свои знания и опыт людям. Надо ли становиться преподавателем, учителем, наставником, старшим? Как правильно войти в преподавание? Какие существуют для этого правила и требования?
…Вспоминая университетских умных, но скучных и невыразительных преподавателей, я должна признаться, что осталась благодарна многим из них, потому как они передали мне ценные и полезные знания. Только я их, к сожалению, долго распаковывала, приноравливала для себя, совершала дополнительную работу, чтобы «невкусная информация» стала для меня съедобной и полезной.
Преподаватель должен не только много знать, но и развивать свою способность видеть эмоции аудитории. Если он их перечеркнет, то его могут просто не понять. Преподаватель должен уметь адаптироваться к слушателям, иначе он останется неэффективным и не востребованным.
Многие опытные и знающие люди передают свои знания и опыт достаточно жестко, сухо, назидательно: по законам передачи знаний, (вне эмоциональной составляющей), а не по законам любви, на правильной энергетике отношений. Многие преподаватели совершенно не эмоциональны и бесчувственны: этот пласт у них отключен за ненадобностью. Такие люди часто, наоборот, просто отпугивают, а не обучают. Им сложно передать другим людям знание. Неслучайно, многие ученики начинают кривляться и уклоняться от их информационного напора, даже, если обучает профессионал.
Преподавание как передача знаний должна быть эффективным. Это – первое правило. Как только преподаватель становится «сух и глух», он безнадежно теряет своих учеников. Для преподавания очень важно изучать, как на эмоциональном уровне происходит процесс давания и получения знаний.
Обращаю ваше внимание на новый семинар «Что мы даем и что получаем? Профессия «жена», который начался 18 ноября 2021 года. В ходе семинара я буду давать методику, как правильно передавать и получать знания. Как наработать свой собственный, уникальный стиль в преподавании. Будем учиться распознавать эмоции, которые следует вплетать в свои информационные сообщения.
Сейчас я прекрасно понимаю, что моё восприятие преподавания как пика жизненных сил и личной щедрости - глубоко моё личное мнение, отражающее уникальность моей натуры. Этот стиль – не для всех. Преподавать можно и нужно на совершенно других эмоциях. На каких?
Давайте разбираться с вашими особенностями, чтобы выработать ясный и точный ответ применительно к вам.
Ещё не поздно! Прошло только первое занятие. Присоединяйтесь!
Задайте себе 3 важных вопроса:
- Что для вас лично означает преподавание?
- Каких учителей: талантливых, непонятных или откровенно бездарных вы запомнили?
- На каком языке вы хотели бы общаться со своими учениками: на сухом языке науки или на языке любви?
Шаг от личного опыта в преподавание – очень серьезный. К нему надо внутренне подготовиться!
Жду ваших заявок!
Ваша Мария Флеро