Русская дача — это социокультурное явление, имеющее свой стиль , быт и образ жизни. Она дает ощущение легкости бытия, неприхотливости и беззаботности, райской раскрепощенности и невинности.
Стиль русской дачи принципиально отличается от крестьянского хозяйства, загородного дома или усадьбы. Давайте попробуем определить, в чем её особенности и принципиальные отличия?
Истоки русской дачи кроются в движении интеллигенции в середине 19 века, которая стремилась скомпенсировать городскую жизнь природной. Вернее, задача была создать оптимальный баланс между жизнью в городе и на природе. Не обладая нужными средствами, чтобы иметь загородную усадьбу и свой выездной экипаж, люди оказались отзывчивы к перспективам, которые открывало строительство железных дорог. Я помню волшебную формулу моей бабушки: дача должна быть в часе езды на электричке, не более. Если дальше — то это уже существенный отрыв от города, реальное препятствие.
Также обязательно наличие леса и водоема не далее, чем 1 км от дома, лучше ближе 50- 200 метров, это тоже принципиальный момент. То есть дачное место должно было отражать все прелести природы нашей средней полосы. Обязательно — без змей, гадюк, или полчищ опасных насекомых, никаких отягощений и недоразумений, плохих историй или дурацких легенд для данного места.
Дачное место должно быть божественным, часто говорила мне бабушка. Дачное поселение должно быть красивым, удачно вписанным в природный ландшаф. Дача — это антипод городу, поэтому тщательность в выборе дачного места была зашкаливающей. К данному месту долго присматривались, принюхивались, вели долгие разговоры с местными жителями, проверяли свои ощущения.
Бабушка всегда отслеживала, вырастают ли у неё крылья в выбранном месте. Если вырастают — то здесь можно жить, и доверить своё лето. Русская дача — это далеко не случайное место.
Папа всегда говорил, что на нашей даче ему всегда легко пишется и дышится, а ноги сами ходят.
На дачах всегда много двигались, стройнели, подтягивались. Никогда не болели.
Дачная жизнь никогда не была случайной и хаотичной.
Это всегда был свой особый дачный уклад, («свои прелести», как говорила бабушка).
Прелести русской дачи
Что для моей семьи всегда было ценно в русской даче:
- Свежий воздух.
- Вода из природного источника, ежедневные водопои. Природной водой отпаивали любую хворь.
- Звенящая тишина, её слушали, особенно под скрип старого гамака.
- Молоко парное, творог, сметана деревенские, обязательная дружба с местной коровой.
- Кефиры и простокваши как вечерний священный ритуал.
- Чай с мятой, лимонами (трофеи из города), смородинным листом.
- Чаепития на свежем воздухе, с вареньем и бубликами, самовары, мудреные травяные настои, граненые стаканы с мельхиоровыми подстаканниками, керосиновая лампа для сумерек. Напивались до состояния наполненности «ой, я больше не могу» и приятной распаренности. (с полотенцами на шее)
- Костры, костерки, уличные самодельные печурки, тлеющие шишки от комаров.
- Баня, мочалки из лыка, дубовые веники. Умение мыться до душевной чистоты, потом долго пахнуть банными ароматами.
- Походы, свои накатанные маршруты, любимые места, старые огромные деревья.
- Купание (часто голышом) в лесных реках и озерах. Остальные просто отворачивались. Не помню никаких купальников.
- Вечерние променады после ужина.
- Закаливание под холодным душем на улице.
- Велосипедные поездки.
- Гостеприимство в саду на траве (изба не вмещала всех желающих, стол во дворе тоже был маловат).
- Сборы всей семьей, семейное время препровождение, живая скученность в тесной избе по вечерам.
- Сезонные супы, закуски.
- Квасы, настои, водицы, лимонады (в избытке) в летнюю жару.
- Простая еда, блюда из печи и приготовленные на костре, много речной рыбы, ежедневные ушицы, сваренные в печурке на улице.
- Варили варенье в медном бабушкином тазу, ели со ржаным монастырским хлебом.
- Поездки в ближайший город за мороженным, его привозили в большом термосе. Ели с малиной.
- Писали вечерами подробные письма, вели дневники и записи, приводили в порядок рецепты.
- Обязательно принимали воздушные и солнечные ванны.
- Проветривания голышом ранним утром (легкая разминка). Чур, не подглядывать!
- Мочалинг и банные растирания, «девичники в бане».
- Ходить босиком по росе.
- Игры с домашними животными на свежем воздухе.
- Грибы.
- Ягоды.
- Спать на сеновале.
- Свежая зелень и ранние овощи со своего огорода.
- Яблочный спас. Основной вопрос: куда девать яблоки?
- Сушили белье на солнце, на улице, стирали в корытах, изумлялись мягкости и мылкости природной воды.
- Беседа, настольные игры, чтение вслух по вечерам. Слушали радио спектакли, разгадывали шарады.
- Пологи от комаров: своё личное пространство, свой домик.
- Гамаки для дневного сна и просто царственного возлежания.
- Сарафаны, сандалии, широкополые шляпы, светлые летние платья.
- Удочки и рыбалка, никто не хочет чистить рыбу, но уху любят все!
- Вечернее слушание соловья.
- Стрекотание кузнечиков в траве, сверчков за печкой.
- Утренний пересчет ласточек.
- Охрана скворечников от местных котов.
- Русский хренодёр на столе (хрен, головки репчатого лука, молодой чеснок).
- Мёд.
- Квашения из деревянной бочки.
- Душистая изба, пропахшая сушеными белыми грибами, антоновкой и травами.
- «Музыкальная изба»: скрипящие половицы, хлопающие тяжелые двери, поющие дверцы буфета, драки котов на чердаке, мышки по ночам за соседней стеной...
- Щедрое многовкусие лесных ягод (рябина, калина, черемуха).
- Шумные встречи и проводы родителей на выходных, тайный союз бабушек и внуков.
- Катание на лодках по лесным рекам озерам.
- Постель: обязательные ситцы в цветочек, с земляникой и райскими птичками.
- Ватные матрасы, которые легко и быстро просушивались на солнце. Дядька — матрасник (цыган), который каждое лето обновлял нам матрасы. Цветастые атласные одеяла, кружевной подзор, кружевные накидки на подушки, наволочки с вышивкой.
- Обязательный полог, постель как место уединения и приватности. У меня под пологом была проведена даже лампочка! Махровые простыни в жару, деревенские лоскутные покрывалки, сшитые вручную, неторопливыми стежками, обязательный самодельный коврик на стене, лучшая постель — на печке, на соломенном матрасе или на сеновале, с фонариком и томиком со стихами.
- Дача — это час езды от города по железной дороге. Дача — близко к городу, но в неё проваливаешься как в совершенно другой мир. Это — зазеркалье.
- Обязательный звук проходящей электрички, строго по расписанию (наша тайная связь с цивилизацией).
- 56. Букеты цветов (пионы, тюльпаны, хризантемы) на столе, с муравьишками и жуками, прямо из сада, с утра пораньше, или скромные луговые цветы.
- Запущенный сад или огород, не было вылизанности по всей территории, только немного в середине, перед крыльцом и баней. Кругом — буйство трав и кустарников. Стиль русской дачи — очаровательная легкость и беззаботность, без тягот крестьянского труда, без следов пользы и разумной целесообразности. Хаос живой природы. Липы, клены, живые изгороди шиповника, никаких заборов.
- Обязательные по весне сирень и жасмин, пионы, веточка цветущей вишни в кухонном окне — без них нет русской дачи.
- Венские стулья, старомодные комоды и буфеты, тяжеленные, будто вросшие в пол кресла, доживающие свой век на даче, круглый стол с кружевной скатертью, абажур с бахромой, репродукции на стенах, фотографии молодых родителей и военных дедов....
Побег и возвращение. Радость бытия
Переезд на дачу — это всегда был большой побег из городской жизни от: суеты, жары и духоты, скверных приевшихся продуктов, каменных стен, от тесноты и скученности, многолюдности, от бездушности и равнодушности города, отягощенности связями и обязательствами, жесткой включенности в общество, правил и предписаний, заброшенности своего тела, своих истинный желаний, подавленной жаждой раскрепощения, от тяжести бытия....
Аутентичность русской дачи заключается в том, что она всегда дает легкость бытия, право на беззаботность, слияние с природой. Дачный домик — как правило, хлипкий, его часто латают, но я не помню никаких капитальных строек, он всегда держался «на честном слове». Не было отягощенностью огородом, покосом, заботой о скотине и сложными изматывающими заготовками на зиму. На даче мы жили, как бабочки и стрекозы, «труды муравья» принципиально отсекались или щедро оплачивались. Это был настоящий побег из города, длиною в лето. Дачное лето нельзя было испортить тяжелым крестьянским трудом, поиском дополнительного заработка, тяжелыми думами. Это не было подсобным хозяйством, «огородом и картошкой». Дачей всегда облегчались и наслаждались летом. Таков был стиль, быт и образ жизни на русской даче: побег и радостное возвращение в город.
Возвращение: с первыми устойчивыми холодами — назад к цивилизации. К ТЕПЛЫМ КВАРТИРАМ, городским условиям, к комфорту и удобству, к книгам и кабинетам, театрам и концертам, шумным встречам и пирушкам с друзьями, к музыке и танцам. К этикету и хорошим манерам, общению на разных уровнях, заработкам, наконец! На даче денег всегда было «впритык», деньги растягивали, часто переходили на подножный корм, папа варил «суп из топора». В городе у меня снова появлялись свои карманные деньги.
И побег на дачу и возвращение в город — это всегда было радостью бытия.
Сейчас, переехав в новый просторный дом, я с ужасом начинаю осознавать, что в своей летней жизни я потеряла главное: легкость бытия. Большой дом — большие заботы. Это непростительно. Я начинаю превращаться в «зажиточного крестьянина», с трудом возвращаюсь в город. От этих мыслей мне грустно. Я не хочу терять аутентичный смысл русской дачи. И я точно знаю, что " код летней беззаботности" надежно встроен в меня. Мои бабушки и родители передали мне этот дар. Они знали толк в том, как правильно балансировать и уравновешивать городскую жизнь.
Моё дело — сохранять аутентичные смыслы и ценности. |
В октябре обязательно вернусь в город. До новых встреч! |
Ваша |
Дополнительно по теме:
Статьи про дачу: