Организация и ведение дома требует особых навыков. Эти навыки в виде особых знаний и умений первоначально девочка получает в родительской семье, затем ей вместе с мужем предстоит выработать свой собственный подход к организации уже своего дома. Ведение дома поручено женщине в рамках современной культуры, только вот откуда взять знания, касательно организации своего дома, непонятно!
Я помню, как в моей юности нам преподавали домоводство в школе, мы шили фартучки и пекли пончики. Уроки были формальны и больше служили отдыхом от математики, мальчишки после занятий поджидали нас с горячими трофеями, и наши пончики доставались самым наглым и шустрым. Ребята взамен предлагали посидеть на свежесделанной табуретке с заранее подпиленной ножкой.
Дома многому обучала бабушка. Шить, готовить, ухаживать за растениями и животными, делать запасы, принимать гостей. Но не уборке! Убираться бабушка не любила. Наоборот, в чём-то даже учила халтурить, объясняя, что под шкафом пыль никто не видит. Бабушка была из «бывших», все детство провела с многочисленной прислугой, советскую власть недолюбливала, сетовала на отсутствие горничных и кухарки, уборку считала работой для челяди. Я помню, как я любила лежать на полу на ковре, рассматривая пыль под шкафом, и задавалась мыслью: «Если я вижу пыль, то я – никто?».
Другая бабушка, по папиной линии, несмотря на очевидную бедность, придерживалась полученного в своей семье московского аристократического воспитания. Дома было очень чисто, педантично разобраны вещи, особое место уделялось содержанию домашнего инструмента в порядке. Дед привез с войны трофейные жестяные коробочки из-под монпансье, и в них идеально были разложены нитки, иголки, пуговицы, наследственные украшения, специи и документы. Бабушка ловко переплетала книги, и домашняя библиотека была в идеальном порядке. Владела искусством незаметной штопки, делала ковры для дачи в технике коллаж. Её порядок я почему то называла немецким.
Мамина «купеческая» бабушка была равнодушна к посуде и кухонной утвари, за исключением самовара, для нее главное – сытно накормить гостей и всех домашних, папина «аристократическая» - делала большой акцент на «антураже» праздничного и повседневного стола. Насколько я помню, стол сервировался всегда, с накрахмаленными скатертями, фамильным серебром и изящными тарелками. «Красиво, а есть нечего» - язвительно заявляла другая бабушка. До сих пор, я пользуюсь этим приемом: красивая сервировка и «минимум» еды. Не хлебосольно, но разумно!
Папа всегда требовал порядка! Мама, бабушка, я и моя старшая сестра как могли, уклонялись от этого. Папины слова «зависали» в нашей квартире, что-то быстро делалось всеми нами, чтобы избежать папиного гнева, но уборкой назвать это было нельзя. Всех спасала бабушка! Она говорила, что «девочки учат уроки», а мама только что пришла с работы и очень устала, у неё, у бабушки, с утра что-то сердце покалывало. В результате порядок в семье у нас был какой-то «клочкастый» - что-то было просто здорово, а остальное – полуброшено друг на друга. Уже перед пенсией, папе так надоело «бабское» сопротивление, что он начал все делать сам: и готовить, и убираться, и содержать дачу.
Мама больше учила аккуратности и чистоплотности в отношении собственного тела и одежды, домом же занималась мало, больше полагаясь на бабушку, которая жила с нами. Бабушка помогала, как могла, и когда была в настроении, но хозяйкой себя не считала. Бабушка всегда «брала огонь на себя» перед папиным гневом за существующий беспорядок, клятвенно обещая папе, что когда дочки вырастут, они сами всему научаться: жизнь заставит!
Это была неправда! Мне очень понравилось быть замужем, в том смысле, что я была «сама по себе», и папин гнев был уже не так страшен. Но, когда меня «заставила жизнь» самой вести дом и соблюдать порядок, бабушкина тактика «подхалтуривания» оказалась как нельзя кстати. Смысл простой: легче ничего не замечать и убираться только по желанию, да и то «вокруг шкафа»! Можно всегда сослаться на «занятость» и «карьеру», «домоводство» для меня всегда несло печать непрестижности и досадной необходимости.
Я была классической «бабушкиной» дочкой! Могу даже перечислить принципы:
- Начать с энтузиазмом убираться самой, но потом «дергать» всех остальных домочадцев, чтобы хоть как то завершить уборку.
- Требовать похвалы и вознаграждения за что-то минимально сделанное. Про несделанное напоминать не разрешала.
- Обижалась, когда муж взывал к порядку: тебе надо, ты и делай!
- Со словами: «ой, кажется, у меня рука болит», тут же забрасывала все домашние дела.
- За небольшие деньги тут же нанимала горничную или помощницу.
- Не разрешала гостям приходить без разрешения домой, чтобы никто не знал, что у меня не убрано.
Так получилось, что моя последующая жизнь стала связана с профессиональным изучением принципов организации и ведения дома. Началось это в Лондоне, куда я уехала учиться для написания кандидатской диссертации по философии, и продолжается по настоящий день.
Этот целая наука – организовывать и вести дом. Это не только базовое «домоводство» и «домострой», это – значительно шире! Свою авторскую концепцию я назвала «Психодизайн», делая акцент на психологических особенностях восприятия пространства дома и принципам его конструирования. В концепции психодизайна я последовательно соединяю психологию семейных отношений, принципы декорирования, основы научного подхода к уборке помещений (клиринговые разработки), ортопедический подход к организации спальных мест, зональному делению пространства и многому другому.
Я пришла к выводу, что воспитание дочери в семье должно включать многоплановую подготовку к ведению дома – так называемые основы домоводства: т.е. основные принципы красоты, здоровья, гигиены и опрятности, сытости, удобства, мелкого ремонта, гостеприимства. Домоводство – это совокупность советов и ритуалов, наше своеобразное наследие и приданое, получаемое в семье. А вот принципы организации дома лучше изучать самостоятельно к моменту, когда вы начинаете вести свой собственный дом. Современные принципы организации дома очень многоплановы, сложны, основаны на достижениях науки, а не на традиции и здравом смысле. Этому посвящен мой семинар по психодизайну, начинающийся 5 июня!
Я помню, как я была поражена, впервые попав в Дубае на современную фабрику по производству матрасов! Сколько научно-исследовательских институтов изучают особенности здорового сна и причин бессонницы! Больше двух лет мне потребовалось, чтобы изучить производство матрасов и начать производить свои собственные, стать специалистом по ортопедическим свойством кровати. Если вы захотите организовать постель как сложный ортопедический сандвич – пожалуйста, обращайтесь ко мне за комплексной консультаций. Я хорошо знаю, что такое «бабушкина подушка», «мамина подушка», и подушка моего собственного производства (1997г., 2001 г., 2004 г. и т.д. вплоть до последней коллекции!)
Возвращаясь к теме воспитания девочек в семье, хочу добавить, что мне искренне жаль, что в моем личном опыте было много скрытого саботажа и уловок, как бы уклониться или быстрей покончить с утомительной домашней работой. Моего отца уже много лет нет в живых, но я искренне ему благодарна, что он был организованным и требовательным к своим дочерям, очень любил свой дом и много времени посвящал ему.
Мои знания по психодизайну помогли мне профессионально заниматься управлением коммерческой недвижимости, выступать в качестве консультанта и непосредственного исполнителя заказов в гостиничном и ресторанном бизнесе, помогать в работе риелторов в предпродажной подготовке жилья, налаживать службы горничных и гувернанток. Тема дома обширна и многолика, и всё начинается с семьи, с хороших семейных традиций и правильного воспитания!
Не жалейте своих дочек, отгораживая их от домашнего ведения хозяйства, учите правильно воспринимать мужское требование порядка, передавайте свои навыки как особую семейную традицию, воспитывайте в девочке «чувство дома» и терпеливо объясняйте, что когда дочка выйдет замуж, у неё будет свой дом и порядок.! А дальше дочь должна будет воспользоваться советами специалистов, как, согласно современным требованиям, грамотно организовать дом.