…Ее звали Маринка. Простая деревенская девчонка, на 2 года младше меня. Я тогда заканчивала начальную школу. Каждый раз, когда мы всем семейством перемещались летом на дачу, она неизменно появлялась на нашей территории. Её никто не приглашал, она сама приходила просто посмотреть, как мы живем, заодно навязаться ко мне в подружки, ей важно было беседовать с моим отцом, напроситься помочь в огороде моей бабушке. Она была очень любопытна, прилипчива, жадно поглощала все, что её удалось увидеть и подслушать. Папа категорически запрещал прогонять непрошенную гостью, как мог, уделял ей внимание. Бабушка старалась воспитывать и прививать полезные навыки, мама занималась, как всегда, «украшательством личности». Я же старалась пораньше улизнуть через запасной вход, чтобы лишний раз не встречаться с ней.
Моя память часто услужливо направляет внимание к определенным памятным дням. Одна из таких дат –1 сентября. Тогда я пошла в первый класс. Хорошо помню, что я вовсе не стремилась в школу. Моя деревенская и дворовая вольница была мила моему сердцу, строгости с избытком хватало в семье, мне не хотелось отягощать себя новыми обязательствами и контактами. Внутри я тайно протестовала, печально смирялась с потерей свободы, предвкушала расставание со своими детскими играми и книгами. Даже попрощалась с куклами, дав им клятву верности…
Но в то утро 1 сентября произошло нечто, что навсегда изменило моё отношение к школе.
Мне всегда было интересно, как и кого обзывали в детстве. Нет, не в детском саду или во дворе. Нет, не когда обижали, задевали, а именно обзывали. Обзаводили новым именем-пугалом, чтобы было неповадно ходить в эту сторону. Всё равно детская память так или иначе хранит, как нас называли дома, родные и любимые люди. Давайте попробуем с этим немного разобраться! Можно долго пестовать в душе детскую обиду (но меня это мало интересует), а лучше и занимательнее вспоминать – детскую семейную обзывалку-оберег. Обзывалки часто были частью воспитательного процесса, и использовались для пущей прямоты и доходчивости. Копуша, торопыга, грязнуля, обезьянка, жирафа, любопытная ворона – да мало ли чего для красочности и образности могли привлечь наши родители! Я всегда запоминала, прежде всего, тщательно подобранные именно для меня «воспитательные» обзывалки, в которых было много родительского презрения! А всё хлесткое, несправедливое, сказанное родителями в гневе и раздражении, смело пропускала мимо ушей. Помнить это глупо и просто нелепо, родители имеют право на гнев, как старшие.
Помню, меня через обзывалки воспитывали на: «Да ты у нас дурочка!» и «Бездарность». Иногда вставляли едкое – «Заурядность» - но это было больше было похоже на полную выбраковку меня из семейной компании, чем на: «Мы тебя сейчас поставим на место, но ты останешься с нами!».
Есть ли у вас дома запасы? На все ли случаи жизни? Не поймите меня неправильно, я говорю не о запасах денег, я говорю о конкретных вещах, инструментах, материалах, полуфабрикатах.
Современные квартиры, к сожалению, спланированы таким образом, что жизненно необходимые запасы хранить особо негде. Исчезли кладовки, антресоли, встроенные потайные шкафы, массивные буфеты, гаражи… Балконы объявлены дополнительным пространством, а не запасным хранилищем. Единственное, за последнее время разрослись гардеробные, обувницы и кухонные тумбы для хранения утвари. Нашими виртуальными хранилищами являются уже: супермаркет, аптека, строительные магазины, бензоколонки, где деньги будут тотчас обменяны на необходимый товар или услугу. Складывается впечатление, что при отсутствии дефицита товаров нужны только деньги, а не специальные домашние хранилища.
И снова – из моих наблюдений:
Давайте поговорим сегодня о настройках нашего восприятия. Я люблю проверять себя на яркость, контрастность и живость своего восприятия событий и времени. И часто замечаю, что хмурый взгляд, погашенное восприятие звуков, нечувствительные руки, ватные ноги, скованный рот, поверхностное дыхание – появляются сами собой, без всякого приглашения с моей стороны. И, вообще, какие только изменения не происходят со мной в течении дня! И именно тогда, когда я твердо решила жить без опущенных плеч. Часто утреннее восприятие событий и вечернее столь непохожи друг на друга, что создается впечатление: я – два разных человека, зарегистрированных на один паспорт. Бывает и так, что утром встала не с той ноги, а ночью отправилась в постель не с той мыслью…