На личных консультациях я часто прошу описать волнующую проблему так, как это «лежит у тебя на душе, теми словами, которыми ты разговариваешь сама с собой, или, же, как бы ты об этом написала в своем дневнике…»
Иногда мне так и хочется сказать, как в школе: «Покажи мне свой дневник!»
Но, увы! Ведение личного дневника относится сейчас, скорее, к исчезающему искусству, чем к повседневной культуре. Я имею в ввиду женские дневники, в которых отражены надбытовые и надсоциальные темы, некое «разбирательство» со своей жизнью.
Дневник относится к свободному эпистолярному жанру, где каждый автор – сам себе писатель и читатель. Что я считаю ценным в дневниковых записях?
Сейчас наступила пора отпусков, и многие из нас оставляют свою работу и отправляются в особое время и место - то, что называется отпуском. Что главное в отпуске? Во-первых, чтобы тебя отпустили – временно освободили от работы для отдыха, желательно, согласно твоим предпочтениям. Во-вторых, в отпуске важно, чтобы тебя отпустило, ничего больше не держало и не напрягало (дела, неприятности, проблемы – должны быть отложены в сторону). Это заветное время восстановления сил, построения новых планов, внутреннего и внешнего обновления. Это краткий момент свободы, когда ты можешь принадлежать самому себе согласно собственным желаниям, а не внешне принудительному долженствованию. В зависимости от того, как мы оцениваем нашу загруженную работой жизнь, мы строим свою концепцию отпуска. И здесь, как мне кажется, возможны два варианта: отпуск должен упрощать или усложнять наш образ жизни. Поднимать на новую ступеньку социального статуса или же возвращать к своим истокам, сбрасывая и освобождаясь от всего наносного, что прилипло к тебе за время работы как не принадлежащее самому себе. Мне больше нравится говорить не об усложнении или об упрощении, а об опрощении и осложнении, и вот почему…
Весной у меня особые настроения. Я тщательно стряхиваю с себя «зиму» и озадачиваюсь важным: в чем заключается искусство жизни? Как красиво выходить из трудных ситуаций? И, как всегда, мне заново приходится отделять свои труды от досуга, искать или обновлять СВОЁ ДЕЛО, чинить и приводить в порядок своё действие, перенастраивать глаза и очищать вкус…
Какие вопросы для меня самые «тяжелые и невкусные» на личной консультации из тех, которые мне задают женщины?
Иногда в жизни возникают такие ситуации, когда очень сложно определиться с уготовленной для нас ролью и местом в происходящем процессе. Нам кажется, что мы вынужденно попали в плен чужого спектакля, и всё, что нам остается, это судорожно определить: кто я в данном случае? И первое, что мы пытаемся выяснить, «я на коне» или «я под конем»? Иначе говоря, раб я или господин в сложившейся ситуации? Затронуто моё достоинство или я что-то важное упустила и недоделала и теперь «по-рабски» вынуждена наверстывать утерянное?
Например, семья приглашает гостей на домашний прием. Это их добровольное решение, желание увидеть близких людей и оказать им своё радушие и гостеприимство. Но почему в таком благом, казалось бы, действии, хозяйка дома теряет инициативу и сталкивается с горькими чувствами? И не просто с горькими, а с важнейшим для женщины вопросом собственного достоинства!
Когда я провожу семинар по Психодизайну, я всегда сама попадаю под очарование этой темы. Мне нравится сам предмет – домоводство, жизнеустройство, укладность жизни, качество вещей, кухонная утварь, убранство постели, дизайн интерьеров и декорирование, семейная атмосфера. Меня всегда привлекала повседневная жизнь, я её люблю больше, чем праздники, для меня в ней много скрытого и мудрого.
Серость будней – это мой предмет! Когда весь спектр красок сужен до монохромности и внешней невыразительности и непривлекательности, наконец-то проступает сам рисунок бытия. Первоначальный замысел, кроссворд из штрихов и намеков. Некая динамика всех процессов. В буднях нет места притчи и откровенным указателям: «Налево пойдешь – коня потеряешь». Тебе просто предписано делать «маленькие дела», из которых соткан день. И никто не стоит над душой, что ты сейчас совершаешь роковое действие, от которого зависит вся твоя жизнь. Но в этом основной секрет серых будней: роковая ошибка закрадывается именно в маленькое, повседневное, будничное действие, входит в повседневный цикл, образует привычку. Всё, что мы проигнорировали и упростили, закрепляется в матрице нашего поведения. Всё попустительство рождается в мелочах. Дьявол – он всегда рядом, но не в больших делах, а в повседневных. Дьявол – это тот, кто мешает под руку, после чего глаз перестает видеть очевидное, язык не распознает опасный привкус, а уши начинают слышать только, что им приятно. Мы становимся до шизофреничности пластичны в нашем приспособлении к упрощенному действию, санкционированному попустительству.