Нет ничего любезней моему сердцу, чем тема благосостояния. Она мне досталась в наследство от моих бабушек. Я с детства привыкла, что тема денег – закрытая, презренная в разговоре, но требующая особой бдительности и внимательности наедине с собой. Черт или бес всегда закрадывается в деньги, путает и соблазняет. Борьба с собственными бесами не публичное занятие, а глубоко интимное. Зато тема благосостояния в нашей семье – была излюбленной, особенно у моей бабушки по купеческой линии. Она досконально знала все признаки благосостоятельного человека, умела безошибочно отличать «босОту с деньжищами» от «серьезного мужчины». Другая бабушка по дворянской линии также всегда подчеркнуто придерживалась социальных кодов благосостоятельности, и никогда не позволяла нищенской пенсии и зарплате влиять на собственное самочувствие. Временное отсутствие денег жестко блокировалось специально выработанными привычками, чтобы не распространять «эту заразу», то есть нехватку, на все сферы своей жизни. Деньги во главу угла никогда не ставили, потому что нестабильность и шаткость доходов не должна обрушивать налаженную жизнь. Деньги держали «на цепи», как злую собаку. В противоположность этому уровень благосостояния берегли как зеницу ока, как четкую красивую пропорцию, элегантную формулу.
NULLУ меня есть мечта. Она называется – высокая культура быта. Я мечтаю, чтобы быт в нашей стране был максимально окультурен и облагорожен. Мне этого всегда не хватало. Я с сожалением отношусь к разрушению русской культуры быта после революции 1917 года. Страна на долгие годы вступила в эру безбытности и скрытой бездомности. После Великой Отечественной войны было много сделано для повышения культуры быта, я считаю этот вклад бесценным наследием советской эпохи. И здесь очень важно разобраться, что подразумевать под культурой быта.
NULLМне очень близка старинная тема – смягчение нравов. Настоятельная потребность в смягчении нравов возникает, как правило, в 2 случаях: когда возникает конфликт между тонкой душевной организацией отдельных людей – и падшим миром вокруг них. И, наоборот: между изысканным и порядочным обществом и явным недотепой, нарушителем спокойствия и даже преступником.
Смягчение нравов – длительная культурная историческая задача. Вы можете принять в этом участие, если пожелаете. Вход - свободный. Выхода из этого состояния нет. Таковы условия участия. Смягчение нравов – это не особое состояние, которое вы желали бы непротиворечиво испытывать время от времени, снова возвращаясь к жесткости как базовому принципу. Можно размягчаться за красивой и вкусной трапезой, за бокалом хорошего вина, в объятии любимого, в театре на спектакле или концерте, в обществе милых детей или домашних животных. Но речь в данном случае идет не об этом.
NULLУ каждого из нас имеются свои секреты спокойствия и умиротворения. В конце трудного дня появляется инстинктивное стремление обрести спокойствие, желание не засыпать нервным и несчастным, не прикасаться к еде в неподобающем издерганном состоянии, находить для родных людей нежные и добрые интонации, искренне искать их расположения.
Это хорошо! Подчас спокойствие нужно нам, как воздух.
NULLМы отдаем наших детей и внуков в элитные школы, пытаемся дать им престижное образование, открыть широкие социальные возможности, но редко задумываемся, что такое, по сути, растить элиту и кто может быть этой элитой? Под словом «элита» может пониматься всё, что угодно, смутно описывающее высшие ступени социальной иерархии, «того, чего у меня пока нет, но очень хочется». Более того, многие из нас получили так называемое элитное воспитание и образование, но элитой российского общества так и стали. Это всё осталось в прошлом, как приятное или не очень воспоминание, например, перегруженное учебой детство. «Элитные старты», как правило, веселое, и, одновременно, грустное зрелище! Дух элитарности медленно, но верно испаряется из человека, как только в силу возраста он перестает принадлежать определенной образовательной системе (элитной школе, колледжу, университету, социальной или государственной структуре). Самостоятельно нести ношу элитарности не получается у большинства людей. Почему?
NULLЗамечали ли вы, что страх сковывает не хуже смирительной рубашки и наручников?
Возникает чувство, что тебя обложили со всех сторон. И всё, вроде бы, ничего, можно, наконец, временно подавить в себе жизненную силу. Но вся проблема в том, что вот в этом, скованном и зажатом, обесточенном состоянии мы можем наблюдать зарождение внутреннего ужаса, а не стабилизацию внутренней безопасности. Возникает паника: чувство, что вы сейчас взорветесь изнутри.
NULLЯ всегда очень внимательно отношусь к рецептам и технологиям приготовления пищи и не только пищи, в принципе к любой деятельности. Ищу информацию, которая иногда содержится «между строк». У каждого рецепта, предписания есть некое внутреннее мета-послание: например, готовим быстро и просто, без заморочек, ужин за 5 мин, или нудная возня, рецепт на целый день, готовить заранее за месяц и прочие временные требования: выдерживать, настаивать, сквашивать, длительно охлаждать, осаживать, ферментировать... Каждый рецепт содержит временной параметр и свою степень сложности технологии. Я всегда отслеживаю то, через какой внутренний фильтр я сама пропускаю разные рецепты. Раньше мне всегда нравилось просто и быстро: пошла в кухню, сотворила на скорую руку «чудо», накормила себя и семью. Да, так бывает… Но, как правило, по-настоящему вкусно бывает только у маэстро. Обычно же, чтобы съесть такое «чудо», надо быть очень голодным и уставшим, как помело (бабушки выражение). Помело –сметает всё, чувство вкуса необязательно, главное – быстрое насыщение, достаточное количество пищи, внутренняя непритязательность. Есть как «помело» в нашей семье строго запрещалось, даже после длительной работы или похода. Соответственно, на «скорую руку» мало чего готовили. Всегда было достаточное количество и разнообразие уже приготовленной еды, полуфабрикаты, чтобы можно было в любое время срочно накрыть стол. Однако сам процесс приготовления был достаточно сложным, технологически выверенным, ему выделялось время, «походя», «на скорую руку» никто особо не готовил. С детства осталось воспоминание, что пищу готовить долго! Я помню как мучительно ждала, когда же «созреет» в банке осенний компот из китайки, просолятся мои любимые рыжики, остынет огромная кулебяка, затвердеет и подсушится мармелад.
NULLМоя память часто услужливо направляет внимание к определенным памятным дням. Одна из таких дат –1 сентября. Тогда я пошла в первый класс. Хорошо помню, что я вовсе не стремилась в школу. Моя деревенская и дворовая вольница была мила моему сердцу, строгости с избытком хватало в семье, мне не хотелось отягощать себя новыми обязательствами и контактами. Внутри я тайно протестовала, печально смирялась с потерей свободы, предвкушала расставание со своими детскими играми и книгами. Даже попрощалась с куклами, дав им клятву верности…
Но в то утро 1 сентября произошло нечто, что навсегда изменило моё отношение к школе.
NULL
Всё начинается с хлеба. С детских понятий: какую еду надо есть с хлебом и с каким. Со взрослых понятий: какой хлеб постоянно должен быть на столе, какой степени свежести, каков способ его нарезки. Дед моего мужа однажды в гневе покинул застолье своей взрослой дочери, потому как ржаной хлеб был нарезан тонкими, почти прозрачными треугольниками. Для него это было предательством семейной традиции, прямым издевательством над хлебом, недопустимым действием. Он опрокинул празднично накрытый стол. Его правило было простым: хлеб, основная еда – он строго неприкосновенен. Никаких экспериментов, никаких треугольников. Режь, как положено! Положено не тобой, а твоими предками, отнюдь не дураками. Изменишь способ нарезки хлеба - далеко пойдешь! Может и Родина потом покажется тебе произвольной и легко заменяемой, как говорят сейчас «местом экспериментального проживания».
NULLДавали ли родители за вами приданое, когда вы выходили замуж? Или обошлись без него?
В чем, собственно, смысл женского приданого, зачем оно? Может быть, это совершенно устаревшее понятие и оно не так актуально, как это было раньше? Или это – родительская мудрость и заботливое предвидение?
NULL