Давайте сегодня наберемся терпения и дочитаем текст до конца. Коротко такую важную тему я осветить не сумею.
Поводом для написания данной статьи послужила домашняя работа Ксении - участницы недавно прошедшего семинара «Качество и роскошь. Как преодолеть в себе нищебродство?» Ниже я привожу отрывки из её письма. Ксения отвечала на мои вопросы (отмечены жирным курсивом):
Есть люди, которые решают возникшие проблемы не на основе знаний, а чисто энергетически. Они умеют выжидать, терпеть, надеяться на лучшее, молиться, обороняться, убегать, первыми нападать, вытеснять, переключаться, забалтывать проблему. Они не желают учиться, стремятся преодолевать проблемы и сложности собственным, только им понятным, путем. Вернее, даже своим нутром. Каким-то сложным внутренним психоплазмированием. От которого неминуемо со временем развивается психосоматика.
Эти люди, назовем их обычными людьми, к знаниям прибегают в самый последний момент, когда уже поздно или очень сложно что-либо решать. Когда ресурс отчаянного психоплазмирования исчерпан, и нутро отказывается давать верную подсказку. Человек внезапно трезвеет, становится готов слушать и воспринимать советы. Он обращается к знаниям, за помощью, за профессиональной консультацией. К сожалению, только в безысходной ситуации такой человек готов учиться, никак не ранее! Однако, знания нужны не в последний момент, а в самом начале, когда ситуация только наметилась и обрисовалась. К знаниям вовремя обращается только мудрый человек.
Я с детства знала, где хочу жить: я хочу жить в роскоши и окружать себя качеством.
Моё детское восприятие роскоши: нечто сиятельное, ужасно притягательное, недоступное.
Я знала, что роскошь обладает одной удивительной способностью: она притягивает, как магнит, заманивает в свои сети и ты пропадаешь в них навсегда. Это как билет в один конец.В роскоши всегда есть скрытая опасность, символический смысл, влекущая сила, темные глубины. Я с детства была готова очаровываться роскошью, желала быть ведомой ею, принимать её законы.
Качество – это всё, с чем я непосредственно соприкасаюсь, на чем останавливается мой взгляд, что улавливает моё ухо, на что реагирует мой вкус. Это очень интенсивный контакт, моя внутренняя отзывчивость, расположенность к качеству. Я неравнодушна к качеству, потому как оно – моя естественная норма жизни, продолжение меня в этом мире. Мой уютный, надежный и безопасный мир невозможно построить без качества. Это каменный домик Наф-Нафа, а не его бестолковых и беспечных братьев.
Я благодарна своим бабушкам за то, что они сохранили для меня понятие роскоши и качества, взятое из прежней, дореволюционной жизни. Без них я бы сама не справилась. Потому что это – особые коды и шифры, это дело наследное, без собственных фантазий и смутных догадок. Понятие о роскоши и качества я считаю своим духовным наследием.
Я подготовила новый мастер-класс Качество и роскошь. Как преодолеть в себе нищебродство?». .
В детстве у меня были претензии к советскому календарю: даты на нём изображались только черным цветом(будни), и частично - красным (праздники). Комбинации цифр и дней недели не питали моё воображение, не хватало информации, хотелось знать большего: какой будет этот день, например, 26 января, понедельник? Впоследствии, ни лунный календарь, ни астрологические прогнозы не могли дать мне нужной подсказки. Подсказку всегда знал мой отец…
Наступающий Новый год – будет самым серьезным за последние 30 лет.
К нему следует подготовиться.
Следует разделить своё внимание на 2 потока – направления:
1. Соблюдать традиции празднования Нового года, не нарушать принятых констант, не обрушивать и не игнорировать праздник, чувствовать заложенный в нем мудрый порядок и приветствовать его. Сохранение духа праздника в трудные времена – достойное поведение.
2. Готовить себя к серьезным испытаниям. Не просто к чему-то новому, а принципиально – к серьезному. И одними новогодними желаниями, загаданными под бой курантов, тут не обойтись.
Не важно, сколько у вас денег в настоящий момент. Главное – как вы себя сами определяете: в культуре бедности, благополучия или богатства? Да, это три совершенно разных культуры, стиля мышления, привычек и способа поведения.
Это отнюдь не праздный вопрос. Это ваш каждодневный выбор.
Тема данной статьи напрямую связана с семинаром «Благополучие и деньги», который только что успешно завершился. Я, как всегда, сформулировала вопросы для домашнего задания. Очень важно самому работать, добывать ответы, доказывать, что тебе что-то принадлежит по праву. В этот раз я заставила всю группу поработать в полную силу.
Когда мне звонит Елена, я с удовольствием усаживаюсь поудобнее на диван в предвкушении нашей игры. Елена обладает острым языком, краткостью, безжалостностью и чувством юмора. Между нами существует негласное правило: у неё есть право обрушить на меня свой священный гнев, который предназначается другому человеку. А я каждый раз заново определяю степень его священности и правомерности. Классический Еленин вопрос: «Я права или меня в очередной раз занесло?» – завершает её бурные тирады. Так обычно начинается наша консультация. Меня она часто использует как гневоприемник, который, однако, вместо чистилища может влепить ей существенную моральную оплеуху, если она гневается всуе, а не по существу. Это как рулетка: если Елена не угадала со своим гневом, то получает от меня пламенный отпор. Я сторонник того, что гнев следует отыгрывать безопасным образом с надлежащим человеком, а вовсе не с тем, на кого хочется его направить. Себя надо почаще проверять и охлаждать. Ставить под холодный душ. Правота от этого не исчезнет, а дури и вреда станет поменьше.
Всем нам хорошо известно наследие советских времен: садовые участки и дачи. Земельные наделы выделялись рабочим и служащим, для самостоятельного дальнейшего строительства и благоустройства территории. Это было реальным подспорьем для ведения хозяйства, отдыхом выходного дня, здоровым времяпровождением на воздухе всей семьей.
Наши сады и дачи – это, как правило, скромный участок с небольшой постройкой, огород и небольшой сад.
1. Садовый участок – это несколько соток земли с «халабудой» - нечто среднее между сараем для огородного инвентаря и приютом одинокого странника, маленькой печкой-буржуйкой внутри, двумя креслами (стульями), журнальным столиком и кухонным закутком для «чая». Хорошо в таком садовом домике спрятаться от дождя, переодеться в одежду для сельхозработ. Ночевать в таких условиях проблематично. Сады объединялись в садовые товарищества, все хорошо знали своих ближайших соседей, заборы в большинстве случаев между участками отсутствовали. Жили дружно, старались не ссориться. Делились семенами и саженцами, вместе пили чай на веранде, обсуждали дела, погоду и посадки.
2. Дача – это небольшой дом с участком земли, куда семья выезжает на лето.
Садовые участки и дачи – это места, где советская семья проводила свои выходные, попутно занимаясь садово-огородными делами. Все мы любили прогулки, собирания грибов-ягод, летние купания, загорания, велосипеды, неизменные шашлыки, встречи с друзьями, гамаки, игры на свежем воздухе, конечно же, баня! Таков был наш дачный образ жизни.
Нет ничего любезней моему сердцу, чем тема благосостояния. Она мне досталась в наследство от моих бабушек. Я с детства привыкла, что тема денег – закрытая, презренная в разговоре, но требующая особой бдительности и внимательности наедине с собой. Черт или бес всегда закрадывается в деньги, путает и соблазняет. Борьба с собственными бесами не публичное занятие, а глубоко интимное. Зато тема благосостояния в нашей семье – была излюбленной, особенно у моей бабушки по купеческой линии. Она досконально знала все признаки благосостоятельного человека, умела безошибочно отличать «босОту с деньжищами» от «серьезного мужчины». Другая бабушка по дворянской линии также всегда подчеркнуто придерживалась социальных кодов благосостоятельности, и никогда не позволяла нищенской пенсии и зарплате влиять на собственное самочувствие. Временное отсутствие денег жестко блокировалось специально выработанными привычками, чтобы не распространять «эту заразу», то есть нехватку, на все сферы своей жизни. Деньги во главу угла никогда не ставили, потому что нестабильность и шаткость доходов не должна обрушивать налаженную жизнь. Деньги держали «на цепи», как злую собаку. В противоположность этому уровень благосостояния берегли как зеницу ока, как четкую красивую пропорцию, элегантную формулу.