
Наступающий Новый год – будет самым серьезным за последние 30 лет.
К нему следует подготовиться.
Следует разделить своё внимание на 2 потока – направления:
1. Соблюдать традиции празднования Нового года, не нарушать принятых констант, не обрушивать и не игнорировать праздник, чувствовать заложенный в нем мудрый порядок и приветствовать его. Сохранение духа праздника в трудные времена – достойное поведение.
2. Готовить себя к серьезным испытаниям. Не просто к чему-то новому, а принципиально – к серьезному. И одними новогодними желаниями, загаданными под бой курантов, тут не обойтись.

Не важно, сколько у вас денег в настоящий момент. Главное – как вы себя сами определяете: в культуре бедности, благополучия или богатства? Да, это три совершенно разных культуры, стиля мышления, привычек и способа поведения.
Это отнюдь не праздный вопрос. Это ваш каждодневный выбор.
Тема данной статьи напрямую связана с семинаром «Благополучие и деньги», который только что успешно завершился. Я, как всегда, сформулировала вопросы для домашнего задания. Очень важно самому работать, добывать ответы, доказывать, что тебе что-то принадлежит по праву. В этот раз я заставила всю группу поработать в полную силу.

Когда мне звонит Елена, я с удовольствием усаживаюсь поудобнее на диван в предвкушении нашей игры. Елена обладает острым языком, краткостью, безжалостностью и чувством юмора. Между нами существует негласное правило: у неё есть право обрушить на меня свой священный гнев, который предназначается другому человеку. А я каждый раз заново определяю степень его священности и правомерности. Классический Еленин вопрос: «Я права или меня в очередной раз занесло?» – завершает её бурные тирады. Так обычно начинается наша консультация. Меня она часто использует как гневоприемник, который, однако, вместо чистилища может влепить ей существенную моральную оплеуху, если она гневается всуе, а не по существу. Это как рулетка: если Елена не угадала со своим гневом, то получает от меня пламенный отпор. Я сторонник того, что гнев следует отыгрывать безопасным образом с надлежащим человеком, а вовсе не с тем, на кого хочется его направить. Себя надо почаще проверять и охлаждать. Ставить под холодный душ. Правота от этого не исчезнет, а дури и вреда станет поменьше.

Всем нам хорошо известно наследие советских времен: садовые участки и дачи. Земельные наделы выделялись рабочим и служащим, для самостоятельного дальнейшего строительства и благоустройства территории. Это было реальным подспорьем для ведения хозяйства, отдыхом выходного дня, здоровым времяпровождением на воздухе всей семьей.
Наши сады и дачи – это, как правило, скромный участок с небольшой постройкой, огород и небольшой сад.
1. Садовый участок – это несколько соток земли с «халабудой» - нечто среднее между сараем для огородного инвентаря и приютом одинокого странника, маленькой печкой-буржуйкой внутри, двумя креслами (стульями), журнальным столиком и кухонным закутком для «чая». Хорошо в таком садовом домике спрятаться от дождя, переодеться в одежду для сельхозработ. Ночевать в таких условиях проблематично. Сады объединялись в садовые товарищества, все хорошо знали своих ближайших соседей, заборы в большинстве случаев между участками отсутствовали. Жили дружно, старались не ссориться. Делились семенами и саженцами, вместе пили чай на веранде, обсуждали дела, погоду и посадки.
2. Дача – это небольшой дом с участком земли, куда семья выезжает на лето.
Садовые участки и дачи – это места, где советская семья проводила свои выходные, попутно занимаясь садово-огородными делами. Все мы любили прогулки, собирания грибов-ягод, летние купания, загорания, велосипеды, неизменные шашлыки, встречи с друзьями, гамаки, игры на свежем воздухе, конечно же, баня! Таков был наш дачный образ жизни.

Нет ничего любезней моему сердцу, чем тема благосостояния. Она мне досталась в наследство от моих бабушек. Я с детства привыкла, что тема денег – закрытая, презренная в разговоре, но требующая особой бдительности и внимательности наедине с собой. Черт или бес всегда закрадывается в деньги, путает и соблазняет. Борьба с собственными бесами не публичное занятие, а глубоко интимное. Зато тема благосостояния в нашей семье – была излюбленной, особенно у моей бабушки по купеческой линии. Она досконально знала все признаки благосостоятельного человека, умела безошибочно отличать «босОту с деньжищами» от «серьезного мужчины». Другая бабушка по дворянской линии также всегда подчеркнуто придерживалась социальных кодов благосостоятельности, и никогда не позволяла нищенской пенсии и зарплате влиять на собственное самочувствие. Временное отсутствие денег жестко блокировалось специально выработанными привычками, чтобы не распространять «эту заразу», то есть нехватку, на все сферы своей жизни. Деньги во главу угла никогда не ставили, потому что нестабильность и шаткость доходов не должна обрушивать налаженную жизнь. Деньги держали «на цепи», как злую собаку. В противоположность этому уровень благосостояния берегли как зеницу ока, как четкую красивую пропорцию, элегантную формулу.

У меня есть мечта. Она называется – высокая культура быта. Я мечтаю, чтобы быт в нашей стране был максимально окультурен и облагорожен. Мне этого всегда не хватало. Я с сожалением отношусь к разрушению русской культуры быта после революции 1917 года. Страна на долгие годы вступила в эру безбытности и скрытой бездомности. После Великой Отечественной войны было много сделано для повышения культуры быта, я считаю этот вклад бесценным наследием советской эпохи. И здесь очень важно разобраться, что подразумевать под культурой быта.

Мне очень близка старинная тема – смягчение нравов. Настоятельная потребность в смягчении нравов возникает, как правило, в 2 случаях: когда возникает конфликт между тонкой душевной организацией отдельных людей – и падшим миром вокруг них. И, наоборот: между изысканным и порядочным обществом и явным недотепой, нарушителем спокойствия и даже преступником.
Смягчение нравов – длительная культурная историческая задача. Вы можете принять в этом участие, если пожелаете. Вход - свободный. Выхода из этого состояния нет. Таковы условия участия. Смягчение нравов – это не особое состояние, которое вы желали бы непротиворечиво испытывать время от времени, снова возвращаясь к жесткости как базовому принципу. Можно размягчаться за красивой и вкусной трапезой, за бокалом хорошего вина, в объятии любимого, в театре на спектакле или концерте, в обществе милых детей или домашних животных. Но речь в данном случае идет не об этом.

У каждого из нас имеются свои секреты спокойствия и умиротворения. В конце трудного дня появляется инстинктивное стремление обрести спокойствие, желание не засыпать нервным и несчастным, не прикасаться к еде в неподобающем издерганном состоянии, находить для родных людей нежные и добрые интонации, искренне искать их расположения.
Это хорошо! Подчас спокойствие нужно нам, как воздух.

Мы отдаем наших детей и внуков в элитные школы, пытаемся дать им престижное образование, открыть широкие социальные возможности, но редко задумываемся, что такое, по сути, растить элиту и кто может быть этой элитой? Под словом «элита» может пониматься всё, что угодно, смутно описывающее высшие ступени социальной иерархии, «того, чего у меня пока нет, но очень хочется». Более того, многие из нас получили так называемое элитное воспитание и образование, но элитой российского общества так и стали. Это всё осталось в прошлом, как приятное или не очень воспоминание, например, перегруженное учебой детство. «Элитные старты», как правило, веселое, и, одновременно, грустное зрелище! Дух элитарности медленно, но верно испаряется из человека, как только в силу возраста он перестает принадлежать определенной образовательной системе (элитной школе, колледжу, университету, социальной или государственной структуре). Самостоятельно нести ношу элитарности не получается у большинства людей. Почему?

Замечали ли вы, что страх сковывает не хуже смирительной рубашки и наручников?
Возникает чувство, что тебя обложили со всех сторон. И всё, вроде бы, ничего, можно, наконец, временно подавить в себе жизненную силу. Но вся проблема в том, что вот в этом, скованном и зажатом, обесточенном состоянии мы можем наблюдать зарождение внутреннего ужаса, а не стабилизацию внутренней безопасности. Возникает паника: чувство, что вы сейчас взорветесь изнутри.